Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26. Дифференциальная диагностика эпилепсии




26. Дифференциальная диагностика эпилепсии

Дифференциальный диагноз проводится со многими неврологическими и психиатрическими расстройствами, а также заболеваниями внутренних органов. Чаще всего эпилептические припадки необходимо дифференцировать с психогенными приступами и синкопальными состояниями.

Синкопальный эпизод определяется как кратковременная утрата сознания в результате преходящего снижения мозгового кровотока. Такие эпизоды продолжаются несколько секунд. При этом могут наблюдаться кратковременные тонико-клонические судороги, непроизвольные мочеиспускание и дефекация (судорожный синкопальный эпизод). На ЭЭГ в продромальном периоде выявляется диффузное высокоамплитудное замедление активности, а с появлением тонических или клонических явлений регистрируется изоэлектрическая ЭЭГ.

Психогенные приступы следует предположить, если их развитие у пациента провоцируется стрессом в присутствии окружающих. Важными признаками являются отсутствие эффекта от применения противоэпилептических препаратов, большая продолжительность (до 15-30 минут или даже нескольких часов), качательные движения головой, толчкообразные движения тазом, аритмичные подергивания мышц, двусторонняя двигательная активность при сохранности сознания, вычурное и агрессивное поведение, плач. При этом после генерализованных тонико-клонических судорог отсутствует послеприпадочное оглушение. Однако некоторые из этих симптомов (вычурные сложные автоматизмы, движения тазом и др. ) могут иметь место у пациентов со сложными парциальными эпилептическими припадками, обусловленными очагами в лобной доле и дополнительной моторной зоне коры.

 

Симптомы истерического и большого судорожного припадка

Большой судорожный припадок Истерический припадок
Спонтанное внезапное начало Внезапное падение, возможна травматизация Резкая бледность, переходящая в цианоз Отсутствие реакций на внешние раздражители, отсутствие рефлексов и болевой чувствительности Характерная последовательность фаз со сменой тонических и клопических судорог, возможно мочеиспускание и прикусывание языка Судорожная бессмысленная гримаса на лице Стереотипный повторяющийся характер припадков Продолжительность от 30 с до 2 мин Полная амнезия Возникает непосредственно после психотравмирующей ситуации Осторожное падение, иногда медленное сползание вниз Покраснение или отсутствие сосудистой реакции на лице Сохранение сухожильных и зрачковых рефлексов и реакции на боль и холод Атипичные судороги (размахивание, тремор, подергивания) без четкой последовательности (как себе представляет больной) Мимика выражает страдание, страх, восторг Припадки не похожи один на другой Большая продолжительность (от нескольких минут до нескольких часов) Возможны отдельные воспоминания, а под воздействием гипноза полное восстановление памяти

27. Умственная отсталость. Определение и диагностические критерии. Этиология. Степени тяжести.

Умственная отсталость – вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения ЦНС на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка. ( Певзнер, Лубовский, 1963)

Умственная отсталость – группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга. (Сухарева, 1965)

Диагностические критерии

Диагностические критерии по Сухарёвой:

1. Своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы.

2. Непроцессуальный, непрогредиентный характер интеллектуального дефекта.

3. Замедленный темп психического развития индивида.

Диагностические критерии по МКБ 10:  

1. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.  

2. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.  

3. Адаптивное поведение всегда нарушено.  

4. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.  

Этиология

Умственная отсталость имеет различную этиологию. Все причинные факторы условно можно разделить на две группы:

1) эндогенные (внутренние);

2) экзогенные (внешние).

Эндогенные причины:

1) различные наследственные заболевания родителей. На генетическом уровне передается около 50 – 70 % форм умственной отсталости;

2) хромосомные нарушения. Частой причиной умственной отсталости являются хромосомные нарушения, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они составляют около 15 % от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;

3) нарушения обмена веществ. При наследственных нарушениях обмена имеет место поражение ЦНС, приводящее к возникновению сложного дефекта (различные сочетания интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, эмоционально-поведенческими расстройствами). Так, при фенилкетонурии (врожденное отсутствие определенного фермента) в организме накапливаются токсические продукты. С данными нарушениями связано возникновение тяжелых форм умственной отсталости.

Экзогенные причины:

В пренатальный (внутриутробный) период:

1) хронические заболевания матери;

2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;

3) интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;

4) курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.

В натальный (родовой) период:

1) родовые травмы;

2) инфицирование плода;

3) асфиксия (удушье) плода.

В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):

1) остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;

2) различные травмы головы;

3) интоксикации, перенесенные ребенком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...