Динамика умственной отсталости
Динамика умственной отсталости Для легкой и умеренной умственной отсталости характерна динамика, связанная с процессами компенсации и декомпенсации. Компенсация обычно бывает обусловлена социальными факторами, например, развивающими формами обучения и воспитания, устойчивой и положительной семейной ситуацией. Обучение в специализированных школах для детей с нарушенным развитием создает для такого рода детей возможности усвоить элементарные навыки социализации, простые общеобразовательные сведения. Наиболее частыми проявлениями декомпенсации врожденной умственной отсталости являются: • усиление церебрастенической симптоматики — головная боль, повышенная утомляемость, непереносимость вестибулярных нагрузок" и метеоколебаний; • появление и усиление аномально-личностных и психопатоподобных поведенческих реакций; • появление и учащение аффективных колебаний, чаще дисфорического типа — злобность, гневливость на фоне пониженного настроения с раздражительностью и недовольством окружающим; • появление или возобновление судорожных состояний. Состояния декомпенсации обычно бывают связаны с экзогенными и эндогенными воздействиями. Среди экзогенных факторов наиболее патогенными являются инфекционные болезни, интоксикации, травмы, переутомления, различного рода психогении. Среди эндогенных патогенных факторов наиболее частыми являются возрастные гормональные перестройки, вегетативные нарушения. После употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающихся высокой температурой тела, могут возникать быстро преходящие психотические состояния. Психозы протекают с галлюцинациями в виде зрительных и реже слуховых обманов восприятия, с двигательным возбуждением, страхами, депрессивными реакциями. В условиях психотравмирующей ситуации может наблюдаться усугубление признаков интеллектуальной недостаточности с нарастанием проявлений психической беспомощности и совершением импульсивных действий, иногда с нанесением самоповреждений.
28. Определение и виды психической травмы. Механизм воздействия психической травмы на психическую и соматическую сферу человека. Менделевич В. Д. дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Классификация Г. К. Ушакова, Б. А. Воскресенского По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума); 2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые; 4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.
Классификация В. Н. Мясищева Мясищев делит психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события. Под объективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы), значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей — смерть близкого, развод, увольнение и пр. Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста). Классификация В. В. Ковалева Ковалёв выделил среди психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы (нападение животного, появление чужого, удар грома); 2) психотравмирующие ситуации относительно кратковременные, но психологически очень значимые для ребенка (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т. п. ); 3) хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ориентации ребенка (семейные конфликты, противоречивое и деспотическое воспитание, неуспеваемость и т. п. ); 4) факторы эмоциональной депривации (недостаток ухода, заботы, ласки и т. п. ). Классификация Н. Д. Лакосиной, Г. К. Ушакова Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы: 1) психические травмы, называемые условно «эмоциональное лишение». При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающей положительную эмоциональную реакцию (например, вдали от Родины), 2) всевозможные конфликты и 3) психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др. ). Мы будем придерживаться классификации, приведённой Г. К. Ушаковым и Б. А. Воскресенским. Под влиянием психической травматизации у человека могут возникать нервно-психические расстройства непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов. Непсихотические психогенные расстройства часто относят к клиническим формам так называемой малой психиатрии. Все болезненные нервно-психические нарушения здесь часто объединяют общим термином – «пограничные состояния».
Такое название подчёркивает, что они находятся на границе между нормой и патологией, между психотическими и непсихотическими формами психических болезней, между психическими и соматическими болезнями. В широком плане это все проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами и различные психогенные психические и психосоматические реакции, как в рамках нормы, так и патологии. Все они являются выражением чисто человеческих проблем, проявления человеческой сущности в трудной жизненной ситуации. На первом этапе учения о психогениях ведущая роль в возникновении заболевания у человека отводилась психической травме. По мнению немецкого психиатра Карла Ясперса, создателя экзистенциально-феноменологического направления в психиатрии, патологические реакции психики в ответ на психическую травму характеризуются единством причины и клинической динамики болезни. Это значит, что чисто психологическая травма вызывает целиком и психологическую реакцию, и обе они оказываются объединены психологически понятной связью. Эти диагностические принципы сформулированы Ясперсом в виде трёх основных положений («реактивная триада»): Реактивное состояние возникает вслед за психической травмой. Содержание психической травмы находит отражение в симптомах болезни, и между ними существуют психологически понятные связи. При устранении психической травматизации наступает улучшение и выздоровление больного. Позднее было обнаружено, что второй и третий критерии из «реактивной триады» Ясперса не всегда находят своё подтверждение в клинической практике, особенно при затяжных неврозах и патологических (психогенных и невротических) развитиях личности. При затяжных неврозах часто бывает трудно доказать, что содержание клинической картины прямо вытекает из характера психической травмы, а при патологических развитиях личности пусковая психическая травма со временем теряет свою актуальность, тогда как болезнь всё равно продолжает развиваться.
Более того, не всегда приемлемым бывает и первый критерий знаменитой триады, т. к. нередко бывает и так, что реактивное состояние возникает непосредственно вслед за психической травмой, а может быть остановленным. И, тем не менее, сформулированные Ясперсом критерии реактивных состояний являются хорошим ориентиром в обосновании и постановке диагноза реактивных невротических состояний и психозов, вследствие чего они и получили самое широкое распространение. Второй этап учения о психогениях связан с именем немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, который отметил, что психогенное заболевание возникает в ответ на любую психическую травму, как полагал Ясперс, а только на ту, которая затрагивает особо значимые стороны отношений больного. Психическая травма должна «подходить» к характеру, как «ключ к замку», и только тогда «состоится» триада Ясперса. Одинаково важно и наличие самой психической травмы, и наличие предрасположенности к ней у данного конкретного человека. На третьем этапе изучения психогений появляются доказательства того, что психическая травма не играет главной роли в возникновении заболевания, а определяющее значение имеет отношение личности к психотравмирующей ситуации как патогенной (В. Н. Мясищев, 1960) и особенности функционирования механизмов личностной психологической защиты, позволяющие это отношение менять. Действительно, обнаружено, что во многих странах в послевоенные годы, т. е. когда нет никаких массовых бедствий, среди населения резко возрастает число непсихотических форм психических нарушений – невротических реакций, неврозов, самоубийств. Чрезвычайно часто обнаруживают случаи, когда человек совершал суицид без каких-либо видимых предшествующих психотравм. Объяснение этим явлениям стали искать в срыве личностных форм защиты. Поиски ответа на вопрос о том, как, каким образом происходит нейтрализация переживаний при эмоционально-личностных воздействиях, привели к формированию понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение». Устойчивость к патогенному воздействию жизненных ситуаций, способность к нейтрализации неблагоприятных социально-экономических факторов личностного бытия даются человеку в процессе его индивидуального развития. Таким образом, психогении рассматривают как опосредованное всей личностью ( на сознательном и бессознательном уровнях) формирование переживания при развитии патологических форм психологической защиты или их срыве.
По мнению В. Н. Мясищева, ситуация патогенна только тогда, когда она не может быть рационально переделана, преодолена или невозможен отказ от неосуществимых влечений. «Неразрешенная» травма может на всю жизнь остаться источником всевозможных проблем. Например, таких, как отсутствие хорошего глубокого ощущения себя в своем теле или сложность находиться в близких отношениях с другими, одновременно сохраняя контакт с собой и своими чувствами. Частым следствием травматизации являются также различные хронические не поддающиеся лечению симптомы, панические состояния, повышенная тревожность, чрезмерная потребность в контроле, депрессия, потеря удовлетворения и смысла жизни и т. д. Смысл травматической реакции заключается в блокировании физиологических механизмов регулирования стресса в мозгу и психике человека. В древних структурах мозга (в лимбической системе) происходит сбой, и состояние стрессовой (травматической) ситуации фиксируется как постоянное «здесь и сейчас». С этого момента, человек некой частью себя как будто постоянно остается «замершим» в той самой ситуации, не имея возможности отреагировать, завершить ее. Нервная система, в свою очередь, постоянно реагирует на стрессовую ситуацию повышенным возбуждением. Избыточная порция энергии, выработанная когда-то организмом для того, чтобы справиться со стрессом, по определенным причинам блокируется и замораживается, оставаясь запертой в нервной системе человека и, не имея возможности реализоваться по назначению, постоянно расшатывает ее. При этом организм не только блокирует часть своей энергии, но и постоянно тратит ее для сдерживания этого блока, что истощает физические и психические ресурсы человека. Психологические травмы нарушают нормативную организацию психики и могут её вводить в пограничные или клинические состояния. На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта, так и устойчивые состояния с наличием измененных образований, которые ослабляют иммунитет, работоспособность и адаптивные способности мышления. Длящиеся травмирования, массированные (катастрофические) травмы, внезапные и острые могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся измененные состояния (посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, уход от соблюдения норм социальной жизни человека (социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих и близких людей и т. п. ); по интимно-личностным последствиям на биологически и личностно разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищённости (силы духа) и устойчивости к тем или иным факторам, и жизненных ситуаций. В позитивистких теориях (нормативная психология, нормативный психоанализ и нормативный менеджмент) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта, выделяются виды психологического травмирования. Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии. Психологическая травма — переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Психологическая травма — переживание, потрясение. Наиболее яркими примерами психотравм являются унижение и угроза жизни и здоровью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|