Инструкция по делопроизводству (ИПД)
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Основным НПА, комплексно регламентирующим организацию работ с документами и которым руководствуются все структурные подразделения, является Примерная инструкция (ПИ). Вопросы ДОУ могут отражаться в локальных НПА организации: положениях о структурных подразделениях, ДИ. Могут разрабатываться специальные НПА для участков, играющих ведущую либо самостоятельную роль в организации (Положение о комиссии министерства по работе с обращениями граждан). ИПД разрабатывается в каждой организации самостоятельно, в соответствии с действующими НПА. В ПИ определяется структура и содержание ИПД, т.е. количество и наименование разделов, их последовательность, наличие приложений в зависимости от направлений деятельности организации, наличие технических средств. Основой для разработки ИПД являются общегосударственные нормативно-методические документы. Кроме того, при разработке ИПД используются НПА и методические документы вышестоящих организаций и рекомендации государственных архивных учреждений. НПА в области ДОУ не устанавливают жесткой структуры ИПД. Требования ИПД по организации работы с документами носит обязательный характер для всех работников организации. ИПД должна отражать все основные стадии работ с документами организации. Текст разбивается на разделы, глав, пункты, подпункты. Нумерация валовая. Документ использует четкие формулировки и распорядительные слова («Инструкция устанавливает…; Ведение делопроизводства возлагается..»). Текст излагается от третьего лица. Например, «Работники организации несут персональную ответственность за сохранность находящихся у них документов». Текст может излагаться в безличной форме: «Вскрываются все поступившие пакеты, за исключением именных и с пометкой «Лично».
ИПД начинается с Общего положения, в котором указываются цели и причины издания ИПД, документы, на основании которых разрабатывается ИПД. Указываются документы, которые применяются наряду с ИПД: инструкция о порядке регистрации, учета и контроля за прохождением исполнения документов в система АИПС. В этом разделе указывается область распространения ИПД. Например, на документы не секретного характера, документы, имеющие гриф «ДСП» и иные ОРД, за исключением документов, составляющих государственную тайну. Указывается наименование структурного подразделения и должностные лица, ответственные за общее руководство делопроизводством в организации. Указывается ответственность должностных лиц за несоблюдение требований ИПД. К основным разделам ИПД относятся: 1. Подготовка и оформление документов. 2. Организация документооборота. 3. Регистрация документов, построение ИСА. 4. Контроль исполнения. 5. Хранение документов. Они могут иметь главы. Раздел «Подготовка и оформление документов» может иметь следующие главы: правила подготовки (бланки, оформление реквизитов); подготовка и оформление отдельных видов документов. Раздел «Организация документооборота» может включать главы: порядок прохождения, обработки входящих документов; исходящих документов; внутренних документов; учет документов. Раздел «Регистрация документов» имеет главы: общие правила регистрации; формы регистрации; структура ИСА в канцелярии, в СДОУ, в структурном подразделении. «Контроль за сроками исполнения»: организация контроля; сроки исполнения; анализ и обобщение данных по контролю. «Хранение»: составление НД; формирование дел; оперативное хранение дел; ЭЦД; оформление дел; составление описей; передача дел на архивное хранение.
В ИПД могут включаться и другие разделы, главы, целесообразность включения которых определяется самостоятельно организацией: копирование и размножение; учет документов с грифом «Для служебного пользования»; составление НД; формирование и оформление дел; проведение ЭЦД. Очень часто раздел «Регистрация» включается в раздел «Организация документооборота». К ИПД имеются приложения, состав которых определяется, исходя из конкретного содержания разделов и глав ИПД. В качестве приложения могут даваться образцы бланков, конкретных видов документов, регистрационных форм, перечни документов, не подлежащих регистрации и документов, не подлежащих регистрации в СДОУ, формы сводок, справок об исполнении документов, формы НД, описей, образец оформления обложки дела. Вопросы деятельности отдельных служб могут быть регламентированы в соответствующих разделах и главах. Например, в разделе «Подготовка и оформление документов» могут оговариваться особенности оформления, визирования кадровых документов или других специфических документов. В разделе «Формирование дел» может оговариваться формирование дел по личному составу. В разделе «Регистрация» должен быть отражен принцип централизации. В ИПД должны найти отражение вопросы о применении средств автоматизации, компьютерных технологий, могут быть закреплены особенности внедрения автоматизированных систем ДОУ. Указываются НПА, регламентирующие эти вопросы, если эта работа не описывается полностью в разделах. Перечень НПА и НМД, регламентирующих вопросы применения средств автоматизации, может даваться в приложении. Целесообразно ввести разделы «Работа с исполнителями» либо «Организация работы с документами в структурных подразделениях». Может быть раздел «Использование электронной почты», «Работа с электронными документами», «Порядок оформления документов, направляемых за рубеж». ИПД оформляется на общем бланке А4 и утверждается руководителем организации. При утверждении распорядительным документом в этот документ включается пункт об утверждении ИПД, указываются сведения о дате введения ИПД в действие, излагаются сведения об организационных мероприятиях, указываются пункты об отмене ранее действующих ИПД и о должностном лице, ответственном за внедрении ИПД.
Датой ИПД является дата ее утверждения. ИПД, независимо от содержания деятельности учреждения, должна охватывать следующие вопросы: ü Общие принципы организации делопроизводства (по организации и по структурным подразделениям); ü Ответственность за организационную и методическую сторону организации делопроизводства, за материально-техническое обеспечение делопроизводства; ü Функции основного исполнительного персонала в работе с документами; ü Функции канцелярии и лиц, обеспечивающих участок делопроизводственного обслуживания в структурных подразделениях; ü Взаимоотношения СДОУ с основными подразделениями организации; ü Место архива в системе организации и его роль в делопроизводстве; ü Создание документов; ü Определение видов и разновидностей документов, необходимость которых обусловлена деятельностью организации; ü Устранение излишеств в образовании документов с указанием путей замены их другими формами связи; ü Строгое упорядочение переписки со структурными подразделениями и подведомственными организациями; ü Порядок подготовки и оформления документов; ü Методика составления и оформления различных категорий или групп документов (распорядительные документы, протоколы, письма, телеграммы, факсограммы); ü Порядок подписания документов, их визирования, согласования и утверждения; ü Порядок размножения документов, методика исполнения документов; ü Особенности исполнения отдельных групп и категорий документов в зависимости от их содержания; ü Регламентация резолюций на документах; ü Подготовка документов к заседаниям коллегиальных органов; ü Принципы организации документооборота в данной организации; ü Порядок приёма и отправки документов; ü Основные принципы движения различных категорий и групп документов; ü Техника распространения документов между структурными подразделениями и передача их из одного структурного подразделения в другое;
ü Общая организация и методика работ по регистрации документов; ü Категории документов, не подлежащих регистрации; ü Формы регистрации документов и система регистрационных индексов; ü Построение ИСА; ü Особенности учета отдельны категорий и групп документов (например, договоров); ü Сроки исполнения документов; ü Формы и методы контроля за исполнением; ü Правила кодификации НПА РБ, распорядительных документов организации и особенности построения кодификационных картотек; ü Построение НД, порядок их утверждения и использования; ü Вопросы методики, техники группировки документов в дела; ü Организация работы ЭК, состав и порядок работ; ü Методика и техника подготовки дел с исполненными документами к дальнейшему хранению и использованию; ü Правила хранения и использования исполненных документов в делопроизводстве; ü Порядок передачи документов в архив организации; ü Правила использования архивных документов; ü Прием/передача дел в случае ликвидации, реорганизации, при смене руководителя, завархивом или руководителя СДОУ. ИПД утверждается приказом, в котором должны найти отражение: 1. срок введения в действие; 2. общий порядок использования; 3. ответственность за ее соблюдение и контроль исполнения; 4. предусмотрены мероприятия, связанные с повышением уровня делопроизводства, которые сопровождают введение в действие ИПД: семинары для сотрудников по утверждению ИПД, план этих семинаров. На сегодняшний день широко используется практика подготовки одной ИПД для всех организаций либо определенных групп организаций, которые разрабатываются в вышестоящей организации. В ней отображаются вопросы, связанные с данными организациями. Эти ИПД оказались малопреемлимыми для подведомственных организаций из-за специфики требований, предъявляемых к системе документов. Следовательно не рекомендуется создавать такие ИПД, а целесообразно создавать отдельные ИПД для центрального аппарата и для групп организаций в данной системе. Наличие ИПД в организации не исключает, если это требуется, разработку самостоятельных ИПД по отдельным участкам работы с документами. В практике различают 3 вида ИПД: примерную, типовую и индивидуальную. Примерная устанавливает требования к порядку работы с документами для организаций, однородных по характеру деятельности, но разных по структуре, штатам. Так, ИПД носит рекомендательно-методический характер. На основании примерной ИПД в организациях разрабатываются индивидуальные ИПД, которые имеют статус локальных НПА. Примерные ИПД разрабатываются для организаций определенной отрасли, но их не следует путать с Примерной инструкцией (1968, 1975, 1995 гг), которая является обязательной к применению всеми органами, организациями РБ. Она устанавливает общеобязательные требования к организации документов в делопроизводстве. На ее основе, с учетом специфики функций, разрабатываются примерные ИПД организации.
Типовые ИПД составляются для группы однородных организаций, но они устанавливают единый порядок Во всех организациях системы и используются в качестве обязательных документов. При наличии типовой ИПД индивидуальная может не разрабатываться. Примерные и типовые ИПД разрабатываются министерствами, госкомитетами и другими органами госуправления. Они утверждаются руководителями органов госуправления и согласовываются с Департаментом по архивам и делопроизводству РБ. Индивидуальные инструкции организаций, являющихся источником комплектования госархивов, утверждаются руководителями по согласованию с учреждениями государственной архивной службы. ИПД организаций, не являющихся источниками комплектования госархивов, утверждаются руководителями по согласованию с ЦЭК вышестоящей организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|