Методическая разработка. 1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы . 1. 1. Цель занятия. Министерство здравоохранения республики Беларусь
Стр 1 из 12Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней «02» февраля 2013
Протокол № 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами III курса лечебного, медико-диагностического факультетов и ФПСЗС по пропедевтике внутренних болезней
Тема № 7 (лечебный факультет, 3 часа; № 5 (медико-диагностический факультет, 2 часа): Симптоматология, диагностика, принципы лечения и профилактики заболеваний кишечника: энтеритов, колитов, синдрома раздраженного кишечника. Копрологическое исследование.
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы 1. 1. Цель занятия Усвоить клинические признаки заболеваний кишечника: синдромов хронического энтерита (энтеропатии) и хронического колита, синдрома раздраженного кишечника, научиться основам их диагностики, интерпретации анализов кала. 1. 2. Мотивация для усвоения темы Заболевания тонкой и толстой кишок достаточно широко распространены в клинической практике. При этом наиболее часто встречающейся патологией являются функциональные заболевания, особенно синдром раздраженной кишки. Хронический колит – более редкое патологическое состояние, встречается в виде язвенного колита, а заболевания, обозначаемые термином «хронический энтерит», обычно вторичны и являются одним из вариантов синдрома мальабсорбции, умение различать функциональные и воспалительные заболевания кишечника являются неотъемлемой составной частью успешной работы врача терапевта.
1. 3. Требования к исходному уровню знаний Студент должен знать 1. Определение, основные этиопатогенетические факторы и механизмы развития хронического энтероколита. 2. Характерные жалобы больных синдромами хронического энтерита (энтеропатий) и хронического колита. 3. Суть и основные клинические признаки синдрома раздраженной кишки. 4. Основные клинические проявления синдрома хронического энтерита (болевой синдром, синдром мальдигестии, мальабсорбции, синдром кишечной диспепсии). 5. Этиопатогенез и клинические признаки язвенного колита. 6. Лабораторные и основные инструментальные методы исследования при синдромах хронического энтерита и колита. 7. Правила клинической интерпретации данных копрограммы. Студент должен уметь 1. Проводить целенаправленный расспрос и общий осмотр больных, заболеваниями кишечника. 2. Проводить поверхностную пальпацию живота и глубокую скользящую методическую пальпацию живота по методу Образцова-Стражеско. 3. Давать клиническую оценку результатам общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации живота при заболеваниях кишечника. 4. Оценивать данные лабораторных и инструментальных методов исследования тонкого и толстого кишечника. 2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин 1. Анатомия органов брюшной полости. 2. Топографические области брюшной полости. 3. Пищеварение в тонкой кишке и кишечная секреция. 4. Моторная функция тонкой кишки. 5. Всасывание различных веществ в тонкой кишке. 6. Функции толстой кишки.
7. Роль толстой кишки в пищеварении. 8. Моторная функция толстой кишки.
3. Контрольные вопросы по теме занятия 1. Современное представление о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта, классификация. 2. Определение, этиология, патогенез, клиника и диагностика синдрома раздраженного кишечника. 3. Современное представление о понятиях «энтерит», «колит». Классификация неинфекционных энтеритов и колитов. 4. Основные клинические признаки энтеритического синдрома, диагностика. 5. Определение, этиология, патогенез, клиника и диагностика болезни Крона. 6. Охарактеризуйте синдромы мальдигестии и мальабсорбции. 7. Виды кишечной диспепсии и их характеристики. 8. Основные клинические признаки и диагностика колитического синдрома. 9. Определение, клиника и диагностика язвенного колита. 10. Копрологическое исследование. Диагностическая значимость копрограммы. 4. Практическая часть занятия 1. Проведение целенаправленного расспроса и общего осмотра больных с заболеваниями кишечника. 2. Проведение глубокой методической скользящей пальпации кишечника по методу Образцова-Стражеско-Василенко и оценка полученных данных. 3. Клиническая оценка данных общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации живота. 4. Оценка данных лабораторных и инструментальных методов исследования тонкого и толстого кишечника. 5. Ход занятия В ходе занятия отрабатываются практически навыки и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия. 1. Современное представление о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта, классификация. Современная медицина развивается по пути международных консенсусов. На основании принципов доказательной медицины принимаются международные согласительные документы, которые фактически являются руководством к действию для врачей многих стран. Сложность диагностики функциональной патологии желудочно-кишечного тракта заключается прежде всего в том, что доказательно исключить все воспалительные, опухолевые и метаболические заболевания, которые могут давать сходную клиническую симптоматику, повсеместно невозможно из-за огромного объема исследовании и их высокой стоимости. Поэтому врачу обычно приходится основываться в диагностике на клиническую симптоматику.
В предлагаемой разработке представлены материалы последнего Римского III Консенсуса по функциональным пищеварительным расстройствам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|