Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая разработка. 1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы . 1. 1. Цель занятия. Министерство здравоохранения республики Беларусь




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

 «02» февраля 2013

 

 Протокол № 2

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

III курса лечебного, медико-диагностического факультетов и ФПСЗС

по пропедевтике внутренних болезней

 

Тема № 7 (лечебный факультет, 3 часа; № 5 (медико-диагностический

факультет, 2 часа):  Симптоматология, диагностика, принципы лечения и профилактики заболеваний кишечника: энтеритов, колитов, синдрома раздраженного кишечника. Копрологическое исследование.

 

 

                            

 

 

1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы 

1. 1. Цель занятия

Усвоить клинические признаки заболеваний кишечника: синдромов хронического энтерита (энтеропатии) и хронического колита, синдрома раздраженного кишечника, научиться основам их диагностики, интерпретации анализов кала.

1. 2. Мотивация для усвоения темы

Заболевания тонкой и толстой кишок достаточно широко распространены в клинической практике. При этом наиболее часто встречающейся патологией являются функциональные заболевания, особенно синдром раздраженной кишки. Хронический колит – более редкое патологическое состояние, встречается в виде язвенного колита, а заболевания, обозначаемые термином «хронический энтерит», обычно вторичны и являются одним из вариантов синдрома мальабсорбции, умение различать функциональные и воспалительные заболевания кишечника являются неотъемлемой составной частью успешной работы врача терапевта.                                                                                      

1. 3. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать                                                          

1. Определение, основные этиопатогенетические факторы и механизмы развития хронического энтероколита.

2. Характерные жалобы больных синдромами хронического энтерита (энтеропатий)  и хронического колита.

3. Суть и основные клинические признаки синдрома раздраженной кишки.

4. Основные клинические проявления синдрома хронического энтерита (болевой синдром, синдром мальдигестии, мальабсорбции, синдром кишечной диспепсии).

5. Этиопатогенез и клинические признаки язвенного колита.

6. Лабораторные и основные инструментальные методы исследования при синдромах хронического энтерита и колита.

7. Правила клинической интерпретации данных копрограммы.

Студент должен уметь

1. Проводить целенаправленный расспрос и общий осмотр больных, заболеваниями кишечника.          

2. Проводить поверхностную пальпацию живота и глубокую скользящую методическую пальпацию живота по методу Образцова-Стражеско.                                             

3. Давать клиническую оценку результатам общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации живота при заболеваниях кишечника.

4. Оценивать данные лабораторных и инструментальных методов исследования тонкого и толстого кишечника.

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия органов брюшной полости.

2. Топографические области брюшной полости.

3. Пищеварение в тонкой кишке и кишечная секреция.

4. Моторная функция тонкой кишки.

5. Всасывание различных веществ в тонкой кишке.

6. Функции толстой кишки.

7. Роль толстой кишки в пищеварении.

8. Моторная функция толстой кишки.

 

3. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Современное представление о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта, классификация.

2. Определение, этиология, патогенез, клиника и диагностика синдрома раздраженного кишечника.

3. Современное представление о понятиях «энтерит», «колит». Классификация неинфекционных энтеритов и колитов.

4. Основные клинические признаки энтеритического синдрома, диагностика.

5. Определение, этиология, патогенез, клиника и диагностика болезни Крона.

6. Охарактеризуйте синдромы мальдигестии и мальабсорбции.           

7. Виды кишечной диспепсии и их характеристики.                      

8. Основные клинические признаки и диагностика колитического синдрома.

9. Определение, клиника и диагностика язвенного колита.

10. Копрологическое исследование. Диагностическая значимость копрограммы.

4. Практическая часть занятия

1. Проведение целенаправленного расспроса и общего осмотра больных с заболеваниями кишечника.

2. Проведение глубокой методической скользящей пальпации кишечника по методу Образцова-Стражеско-Василенко и оценка полученных данных.

3. Клиническая оценка данных общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации живота.

4. Оценка данных лабораторных и инструментальных методов исследования тонкого и толстого кишечника.

5. Ход занятия

В ходе занятия отрабатываются практически навыки и обсуждаются контрольные вопросы согласно темы занятия.

1. Современное представление о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта, классификация.

Современная медицина развивается по пути международных консенсусов. На основании принципов доказательной медицины принимаются международные согласительные документы, которые фактически являются руководством к действию для врачей многих стран.

Сложность диагностики функциональной патологии желудочно-кишечного тракта заключается прежде всего в том, что доказательно исключить все воспалительные, опухолевые и метаболические заболевания, которые могут давать сходную клиническую симптоматику, повсеместно невозможно из-за огромного объема исследовании и их высокой стоимости. Поэтому врачу обычно приходится основываться в диагностике на клиническую симптоматику.

В предлагаемой разработке представлены материалы последнего Римского III Консенсуса по функциональным пищеварительным расстройствам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...