IV. Число «три». V. Надав и Авигу. VI. Поклонение тельцу. VII. Молитва Моисея
IV. Число «три»
Один галилеянин говорил рав Хасде: – Благословен Господь, давший тройственный Завет Свой тройственному народу, через третьего в семье своей, в третий день третьего месяца[26]. (Там же, 88 )
V. Надав и Авигу
«И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авигу».
Впереди шли Моисей и Аарон, а за ними следовали Надав и Авигу. И говорил Надав Авигу: – Поскорее бы умерли эти два старика, и тогда мы с тобою стали бы управлять народом. – Не хвались завтрашним днем, – раздался Голос, – увидим, кто кого хоронить будет»[27]. Это – что на миру говорится: не мало было жеребят, кожа которых пошла на чапраки для их маток. (Ваик. – Р., 60; Санг., 52)
VI. Поклонение тельцу
«И увидел народ, что Моисей долго не сходит с горы».
Прошло сорок дней, и урочный час, назначенный Моисеем, прошел, а он все не возвращался. Тогда явился Сатана и, желая вызвать смуту и замешательство, стал спрашивать: – Учитель ваш, Моисей, куда девался он? – Взошел на небо, – отвечал народ. – Время, когда он должен был возвратиться, уже прошло, – продолжал сатана. Но его больше не слушали. – Моисей умер. И это не произвело ожидаемого действия. Тогда сатана явил перед ними образ Моисея в гробу, повисшем в пространстве между небом и землею. И в народе стали указывать друг другу на это видение, говоря: «Вот что сделалось с этим человеком! » Собралась тут и вся примесь иноплеменная, сорок тысяч человек, вышедшая вместе с Израилем из Египта, и с нею два волхва египетских, Ионус и Иомбрус, который прежде творили колдовство перед фараоном. Собрались они вокруг Аарона и Хура, говоря: – Нет, не возвратиться более Моисею!
Возмущенный этим Хур поднял голос свой и закричал на них: – Жестоковыйные! Вы уже забыли все, что этот человек сделал для вас?! Набросился народ на Хура и убил его. Стали наступать с угрозами на Аарона: – Сделаешь нам Бога – хорошо; нет – мы поступим с тобою, как поступили с Хуром. Напуганный этими угрозами, Аарон попытался было как‑ нибудь затянуть дело: – Выньте, – сказал он, – золотые серьги, которые в ушах ваших жен. Рассчитывал Аарон, что женщины, которым трудно расставаться со своими украшениями, откажут мужьям в этом. Женщины действительно отказывались отдать свои золотые вещи: – Сохрани нас Бог, – говорили они, – забыть о тех чудесах и подвигах, которые совершены были для народа нашего, и начать поклоняться идолам! Тогда все мужчины вынули золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Возвел Аарон очи к небесам и воззвал к Господу: – К Тебе возвожу очи мои, Обитающий в небесах! Тебе ведомо, что против воли моей я делаю это. И бросил золото в огонь. А волхвы начали творить заклинания. По другому сказанию, в деле изготовления тельца главное участие принимал израильтянин по имени Миха, который был спасен Моисеем от смерти, и когда его придавило кирпичами на постройке в Египте. Этот Миха взял дощечку с надписью «Появись, телец! » и бросил ее в горнило с золотыми вещами. С ревом и прыжками появился из горнила телец, и народ закричал: «Вот бог твой, Израиль! » Увидев это, Аарон воздвиг жертвенник. Многие выражали желание помочь ему в этой работе, но Аарон отказывался от их помощи, говоря: – Дайте мне одному сделать это: для святости жертвенника требуется, чтоб я единолично его построил. В душе же Аарон надеялся, что, пока он займется постройкою жертвенника, успеет возвратиться Моисей. Но жертвенник был готов, а Моисей не возвращался. Тогда Аарон заявил: «Завтра праздник Господу». Оттяну, – думал он, – дело хотя до завтра.
«Забыли Господа! – воскликнули ангелы‑ служения, – забыли Спасителя своего, великие чудеса совершившего в Египте! » «Как скоро забыли они дела Его! » – возопил, вторя ангелам, Дух Святой. (Танх.; Танх. – Гак. )
VII. Молитва Моисея
«И сказал Господь Моисею: «Сойди отсюда».
– Сойди, – говорил Господь, – с той высоты, которой ты более недостоин. – Чем согрешил я, Господи? – спросил Моисей. – Согрешил народ твой. – Мой народ? Твой народ они и Твой удел, который Ты избавил от рабства силою Твоею великою. Чем же согрешили они? – Славу свою на изображение тельца променяли. – Владыка вселенной! – сказал Моисей, – телец этот может пригодиться в помощники Тебе. – В чем же он помогать Мне станет? – Ты, Господи, будешь ветры направлять, а он дожди низвергать; Ты – ведать солнечный свет, он – лунный; Ты – взращивать деревья, он – злаки. – Моисей! – воскликнул Господь, – и ты совращен этим бездушным идолом?! – А если он, – сказал Моисей, – только идол бездушный, изображение тельца, который питается травою и предназначен для заклания, то зачем же воспламеняется гнев Твой, Господи, на народ Твой?
– Сойди отсюда! – сказал Господь. – Сойди с высоты славы своей. Я дал тебе эту славу только ради народа Моего. Теперь, когда совратился народ, для чего надобен ты Господу?
И взывал Моисей к Господу: – «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою». Господи! Если бы небом и землею поклялся Ты, я еще мог бы сказать: как небо и земля могут исчезнуть, так и клятва Твоя может быть отменена Тобою. Но Ты Именем великим Своим поклялся. Имя Твое живет и будет жить вечно, так и клятва Твоя останется неизменной во веки веков. И сказал Господь: «Прощаю по слову твоему». И в далеких веках будут говорить народы земли: – Блажен ученик, по слову которого поступал Учитель его! (Бер. – Р., 32)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|