Выводы по Первой главе. Глава II. Фольклорное произведение, как средство стимуляции речи у детей с алалией. 2. 1. Влияние фольклорного произведения на стимуляцию и развитие речи у детей
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Совершенствование всех видов познавательных действий в дошкольном периоде опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваиваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мышления, являясь носителем представлений и понятий, и обеспечивает возможность логических рассуждений. Речь направляет работу воображения, ставит задачи перед вниманием и памятью, внося в них элемент произвольности, придает осмысленность запоминанию. Через речь ребенку передается концентрированный опыт, добытый человечеством, в частности опыт самой психической деятельности. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Алалия – сложное расстройство речевой деятельности, характеризуется отсутствием или недоразвитием вербальной речи и нарушением коммуникации, что создает настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. В итоге в полной мере не развивается интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимание языка. Становится очевидным, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Таким инструментом становится альтернативная дополнительной коммуникации коммуникация ( АДК). Огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык. Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями.
К видам АДК относят использование коммуникаторов, жестов, графических символов, применение системы PECS (картинок), МАКАТАН и др. А так же могут использоваться смешанные системы. Альтернативная и дополнительная коммуникация способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ 2. 1. Влияние фольклорного произведения на стимуляцию и развитие речи у детей Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование речи [33]. Современная наука определяет фольклорные произведения как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в коррекционной логопедической работе по стимуляции речи у детей с алалией фольклорных текстов, характеризующихся доступностью восприятия, яркой выразительностью звукосочетаний, поэтичностью, создающих эмоционально-положительный настрой. Содержание и специфика фольклорных произведений рассматриваются в работах В. П. Аникина, Г. С. Виноградов, О. В. Бережнова, Б. Н. Путилова, А. П. Илькова и др.
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Чух-чух, чух-чух! Мчится поезд во весь дух!... Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале в процессе ведущего виде деятельности в дошкольном возрасте - игры. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи по стимуляции и развитию речи. Фольклорные формы созданы на материале, который близок дошкольнику по пониманию и конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи [9]. Аты-баты! Шли солдаты!... В фольклорных произведениях много повторений или однородных согласных (аллитерации), повторений гласных звуков (ассонанс), что придают стихотворению особую звуковую выразительность: Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!... Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Баба шла, шла, шла Пирожок нашла… Народные потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на логопедических занятиях. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий [31].
Тра-та-та, тра-та-та Вышла кошка за кота… С помощью потешек вырабатывается у детей потребность к самостоятельной игре в детском коллективе. Доминирующей функцией подчинена ритмика игры, а следовательно, и организующей игру потешки. В процессе игр - забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. С помощью устного народного творчества дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, разные формы фольклора способны «выломать язык ребенка на русский лад» [49, 36]. С. С. Бухвостова считает фольклор незаменимым материалом для дикционных упражнений. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств. С помощью фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Гром гремучий, тресни тучи! Дай дождя с небесной кручи! Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой [31]. Медведь топтучий, Разгони тучи… С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут разные формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Дождик, лей, лей, лей Будет травка зеленей… Фольклорные произведения можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Месяц-дружок, Золотой-рожок… Ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли. «Изучая народное творчество для детей, - писала Э. С. Литвин, можно убедиться с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения над психологией детства. Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано побуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития … - все эти черты детской психики нашли свое отражение в фольклоре » [27, 31, 52].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|