Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации




Целью является построение системы\ педагогической технологии работы на материале народного фольклора, предусматривающей стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (не владеющих экспрессивной речью) в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие экспрессивной речи ребенка, с одной стороны, включает в себя многочисленные направления коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, с другой стороны, разнообразные виды воспитательной работы. Воздействие на речевую активность ведется через развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое. Нищева Н. В. указывает, что комплексность педагогического воздействия должна быть направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.

Анализ факторов речевого развития детей, сформулированных Львовым Р., и учет потенциала малых жанров русского фольклора позволяет определить потешку, как средство стимуляции речевого развития, а игру, как форму введения ее в жизнь ребенка.

Потешка привносит в мир ребенка положительные эмоции, способствуя развитию активности ребенка в общении. Именно до 7 лет неоценимый вклад средств народной педагогики в запуске речи у неговорящих детей. Это возможность для ребенка «поупражняться» в произнесении звуков, слогов, слов, предложений. Ребенок в хороводе как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, повторяет звук, сопровождает движениями тела, получая при этом удовольствие. Если ребенок неговорящий, а рядом с ним находится кто-то из значимых людей, и начинает «распевать потешку», то малыш с удовольствием слушает звуки, слова и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта ребенок начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией, подключаются координационные системы. Потешки должны отбираться с учетом той национальности, среди представителей которой воспитывается ребенок. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.

Потешки выступают содержанием игровых методов и приемов. При отборе игровых методов и приемов мы руководствовались предметно-действенным способом построения игры ( Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. ), что доставляет детям радость и обеспечивает мотивацию к сотрудничеству. А мотивы определяют успех деятельности на всех ее этапах - принятие задачи, выполнение алгоритма действий, оценки результата. Включение двигательной активности способствует компенсации низкой речевой активности.

Занятие начинается с создания игровой мотивации по определенным этапам:

1. Этап чтения потешки 2. Этап демонстрации иллюстрации 3. Этап знакомства с героем
Логопед целостно (не разделяя слова на слоги) выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду! »).   Логопед обращает внимание ребенка на важные, яркие аспекты в иллюстрации, о которых шла речь в потешке (например, на ворона, дуду, дуб). Логопед сообщает, что в гости к себе приглашает герой (например, Ворон).

Затем ставится игровая задача, и на ее основе учебная:

4. Этап постановки игровой задачи. 5. Этап постановки учебной задачи. 6. Этап демонстрации действий.
Логопед приглашает вместе с героем поиграть (например, поиграть на дуду).   Логопед обращает внимание ребенка на рабочее место и сообщает о готовности помочь (например, научить действовать данными предметами). Логопед дробно (разделяя слова на слоги) выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду! »), сопровождая его движениями.  

Далее важно организовать деятельность ребенка:

7. Этап совместной деятельности взрослого и ребенка

Деятельность логопеда Деятельность ребенка
Логопед дробно выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду! »), сопровождая его движениями. Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности.   Ребенок подражает логопеду, в соответствии с речевыми возможностями отражает ритмику потешки вокализациями, договаривает строчку\слова; повторяет действия.

 

По мере усвоения данного материала ребенок в сопровождении взрослого самостоятельно играет в специально организованной среде:

8. Этап сопровождения ребенка взрослым

Деятельность логопеда Деятельность ребенка
Логопед дробно выразительно читает текст потешки (например, «Ай-ду-ду! »). Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности.   Ребенок подражает логопеду, в соответствии с речевыми возможностями отражает ритмику потешки вокализациями, договаривает строчку\слова; выполняет действия.

 

В результате проведенной работы у ребенка формируется устойчивый интерес к деятельности:

9. Этап поддержки ребенка взрослым

Деятельность логопеда Деятельность ребенка
Логопед организует среду (рабочее место). Логопед стимулирует ребенка к речевой и двигательной активности.   Ребенок в соответствии с речевыми возможностями отражает содержание потешки и выполняет действия.

Так, движение рука в руку, плечо к плечу, где через движение и единение прорабатываются как психологические, так и физические компоненты речевой стимуляции, активизируются формы как невербального, так и вербального общения, позволяя реализовать потребность ребенка в общении, самовыражении.

Рассмотрим такую поэтапную работу на примере.

 

…………………………….

В коррекционной работе содержится два варианта сложности выполнения движений: Вариант 1 (стартовый) и Вариант 2 (продвинутый). Выбор одного из них зависит от возрастных особенностей ребенка, от особенности его речевого статуса, и от его эмоционально-волевой особенности характера.

 

Цель: стимуляция речи у детей, не владеющих экспрессивной речью.

Задачи:

Блок образовательных задач:

Вариант 1 (стартовый) Вариант 2 (продвинутый)

1. Активизировать и пополнять словарь.

2. 2.

Блок коррекционных задач:

Вариант 1 (стартовый) Вариант 2 (продвинутый)
   
   
   

1. Формировать представление о звуковом и слоговом строении слова.

2. Формировать подражательную речь и дифференциацию звукоподражаний на слух.

3. Формировать восприятие и воспроизведение слогового ритма.

4. Формировать оральный праксис.

Блок развивающх задач:

Вариант 1 (стартовый) Вариант 2 (продвинутый)
   
   
   

1. Развивать мелкую и общую моторику, артикуляторную моторику.

2. Совершенствовать интонационную сторону и эмоциональную окраску речи, просодические компоненты речи.

3. Развивать произвольную память, процесс анализа и синтеза на уровне практической деятельности.

4. Развивать зрительно-моторную координацию.

5. Развивать способность координировать речь с движением.

6. Развивать слуховое внимание зрительно-пространственных ориентиров.

7. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

8. Стимулировать речевую активность (устранение речевого негативизма).

9. Формировать навык самоконтроля и эмоциональной устойчивости.

10. Развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы и классифицируя их по разным признакам.

 

Коррекционная работа рассчитана на 2 года. Отобрано для работы 24 потешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждая потешка с одним из Вариантов сложности отрабатывается в течение 4 занятий, не зависимо от того, произошла стимуляция речи (появились лепетные слова) или нет. В дальнейшем следует переходить на новый речевой материал и продолжать работу с остальными потешками по порядку, начиная со стартового варианта сложности.

В ходе работы необходимо соблюдать следующую последовательность выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов.

I. Если стимуляция речи в течение 4 занятий на материале Первой потешки с Вариантов 1 (стартовый):

· произошла и появились у ребенка первые приблизительно-похожие звуки (лепетные слова) по тексту потешки, то следует переходить на новый речевой материал:

а) Первую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее)

б) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее

в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее

г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее

д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (или далее) Вариантом 2, и т. д.

· не произошла (лепетные слова не появились) на материале Первой потешки, то следует выбрать новый речевой материал:

а) Вторую потешку с Вариантов 1.

II. Если же стимуляции речи в течение 4 занятий на материале Второй потешки с Вариантом 1:

· произошла и появились лепетные слова, то следует переходить на новый речевой материал:

а) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее)

б) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), далее

в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее

г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее

д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т. д.

· не произошла (лепетные слова не появились), то следует выбрать новый речевой материал:

а) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), или (либо далее)

в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее

г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее

д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т. д.

Последовательность выбора фольклорных произведений представлена в виде таблицы 2.

 

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в методических рекомендациях мы применили специфические принципы логопедической работы: принцип системности, комплексности, развития, онтогенетический, принцип обходного пути. А также примени дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, научность, систематичность и последовательность [28].

Методические рекомендации разработаны с учетом психодинамики детского возраста и предназначены для индивидуальной работы с неговорящими детьми с алалией (1уровень речевого развития по Р. Е. Левиной) дошкольного возраста 3-7 лет в рамках логопункта и речевых групп.

Методические рекомендации включает в себя три основные этапа коррекционной работы. Этапы коррекционной работы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Этапы коррекционной работы

I этап (движения) («логопед один» «логопед + ребенок») II этап (движения и речь) («логопед + ребенок») III этап (движения и речь) («ребенок»)
Логопед говорит и показывает, ребенок слушает, а затем производит движения совместно с логопедом Логопед и ребенок говорят и производят движения одновременно.   Ребенок говорит и производит движения самостоятельно.

 

 

Таблица 2.

Методика выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов.

Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения Появление первых лепетных слов (появились +; не появились -) Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения Появление первых лепетных слов (появились +; не появились -) Номер потешки и Вариант сложности ее выполнения  
Первая потешка Вариант 1

 

+

1. Первая потешка Вариант 2   + Вторая потешка Вариант 2  
  2. Вторая потешка Вариант 2   +   Третья потешка Вариант 2   и т. д.
 

 

-

 Вторая потешка

Вариант 1

+ Вторая потешка Вариант 2  
  _ Третья потешка Вариант 1 и т. д.

 

Коррекционная работа направлена на стимуляцию речи, на развитие мелкой и общей моторики, а также коррекцию психического развития,  формирование всех сторон речи — фонетико-фонематической, лексической и грамматической.

На всех этапах коррекционной работы, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой. Каждое слово в речевом материале проговаривается ритмично по слогам и сопровождается специально подобранными движениями, активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью речи. Подобранные движения соответствуют образу каждому произнесенному звуку.

Разработанные методические рекомендации обладают полимодальностью, оказывая влияние на основные виды восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинетический (двигательный).

В качестве дидактического материала в работе используются: природные материалы (камушки, шишки); сыпучие материалы (манная крупа, фасоль); игрушки (мяч, бубен, вертушка); бытовые материалы (тубусы, губки); краски, пластилин, вода.

Ребенок в доступной и игровой форме от педагога воспринимает речевую информацию и совершает совместные с ним действия. На этом фоне проводится работа по активизации и стимуляции собственной речи — непроизвольное вызывание лепетной коммуникации в специально создаваемых игровых ситуациях [44].

При отборе речевого материала для занятий мы придерживались следующих принципов:

· первое слово в начале стиха одно- или двуслоговое, чаще с первым ударным и реже со вторым ударным слогом;

· степень сложности слогового состава слов: слова состоят из одного, двух и трех слогов;

· степень сложности фонетического состава слов: разнообразие звуков в речевом материале, присутствие повторения звуков, их чередование (переключение);

· слова в речевом материале доступны и понятны ребенку дошкольного возраста и в дальнейшем будут необходимы для элементарного общения.

Перспективами дальнейшей работы считаем применение разработанных методических рекомендаций в развития связной речи детей дошкольного возраста.

Ниже представлен конспект логопедического индивидуального занятия, на примере одной потешки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...