Методические рекомендации
Целью является построение системы\ педагогической технологии работы на материале народного фольклора, предусматривающей стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (не владеющих экспрессивной речью) в возрасте с 3 до 7 лет. Развитие экспрессивной речи ребенка, с одной стороны, включает в себя многочисленные направления коррекционно-развивающей и образовательной деятельности, с другой стороны, разнообразные виды воспитательной работы. Воздействие на речевую активность ведется через развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое. Нищева Н. В. указывает, что комплексность педагогического воздействия должна быть направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников. Анализ факторов речевого развития детей, сформулированных Львовым Р., и учет потенциала малых жанров русского фольклора позволяет определить потешку, как средство стимуляции речевого развития, а игру, как форму введения ее в жизнь ребенка. Потешка привносит в мир ребенка положительные эмоции, способствуя развитию активности ребенка в общении. Именно до 7 лет неоценимый вклад средств народной педагогики в запуске речи у неговорящих детей. Это возможность для ребенка «поупражняться» в произнесении звуков, слогов, слов, предложений. Ребенок в хороводе как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, повторяет звук, сопровождает движениями тела, получая при этом удовольствие. Если ребенок неговорящий, а рядом с ним находится кто-то из значимых людей, и начинает «распевать потешку», то малыш с удовольствием слушает звуки, слова и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта ребенок начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией, подключаются координационные системы. Потешки должны отбираться с учетом той национальности, среди представителей которой воспитывается ребенок. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.
Потешки выступают содержанием игровых методов и приемов. При отборе игровых методов и приемов мы руководствовались предметно-действенным способом построения игры ( Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. ), что доставляет детям радость и обеспечивает мотивацию к сотрудничеству. А мотивы определяют успех деятельности на всех ее этапах - принятие задачи, выполнение алгоритма действий, оценки результата. Включение двигательной активности способствует компенсации низкой речевой активности. Занятие начинается с создания игровой мотивации по определенным этапам:
Затем ставится игровая задача, и на ее основе учебная:
Далее важно организовать деятельность ребенка:
По мере усвоения данного материала ребенок в сопровождении взрослого самостоятельно играет в специально организованной среде:
В результате проведенной работы у ребенка формируется устойчивый интерес к деятельности:
Так, движение рука в руку, плечо к плечу, где через движение и единение прорабатываются как психологические, так и физические компоненты речевой стимуляции, активизируются формы как невербального, так и вербального общения, позволяя реализовать потребность ребенка в общении, самовыражении. Рассмотрим такую поэтапную работу на примере.
…………………………….
В коррекционной работе содержится два варианта сложности выполнения движений: Вариант 1 (стартовый) и Вариант 2 (продвинутый). Выбор одного из них зависит от возрастных особенностей ребенка, от особенности его речевого статуса, и от его эмоционально-волевой особенности характера.
Цель: стимуляция речи у детей, не владеющих экспрессивной речью. Задачи: Блок образовательных задач:
Блок коррекционных задач:
1. Формировать представление о звуковом и слоговом строении слова. 2. Формировать подражательную речь и дифференциацию звукоподражаний на слух. 3. Формировать восприятие и воспроизведение слогового ритма. 4. Формировать оральный праксис. Блок развивающх задач:
1. Развивать мелкую и общую моторику, артикуляторную моторику. 2. Совершенствовать интонационную сторону и эмоциональную окраску речи, просодические компоненты речи. 3. Развивать произвольную память, процесс анализа и синтеза на уровне практической деятельности. 4. Развивать зрительно-моторную координацию. 5. Развивать способность координировать речь с движением. 6. Развивать слуховое внимание зрительно-пространственных ориентиров. 7. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. 8. Стимулировать речевую активность (устранение речевого негативизма). 9. Формировать навык самоконтроля и эмоциональной устойчивости. 10. Развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы и классифицируя их по разным признакам.
Коррекционная работа рассчитана на 2 года. Отобрано для работы 24 потешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждая потешка с одним из Вариантов сложности отрабатывается в течение 4 занятий, не зависимо от того, произошла стимуляция речи (появились лепетные слова) или нет. В дальнейшем следует переходить на новый речевой материал и продолжать работу с остальными потешками по порядку, начиная со стартового варианта сложности.
В ходе работы необходимо соблюдать следующую последовательность выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов. I. Если стимуляция речи в течение 4 занятий на материале Первой потешки с Вариантов 1 (стартовый): · произошла и появились у ребенка первые приблизительно-похожие звуки (лепетные слова) по тексту потешки, то следует переходить на новый речевой материал: а) Первую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее) б) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (или далее) Вариантом 2, и т. д. · не произошла (лепетные слова не появились) на материале Первой потешки, то следует выбрать новый речевой материал: а) Вторую потешку с Вариантов 1. II. Если же стимуляции речи в течение 4 занятий на материале Второй потешки с Вариантом 1: · произошла и появились лепетные слова, то следует переходить на новый речевой материал: а) Вторую потешку с Вариантом 2 (продвинутый), или (либо далее) б) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), далее в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т. д. · не произошла (лепетные слова не появились), то следует выбрать новый речевой материал: а) Третью потешку с Вариантом 1 (стартовый), или (либо далее) в) Третью потешку с Вариантом 2 (продвинутый), далее г) Четвертую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, далее д) Пятую потешку с Вариантом 1 или (либо далее) Вариантом 2, и т. д. Последовательность выбора фольклорных произведений представлена в виде таблицы 2.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в методических рекомендациях мы применили специфические принципы логопедической работы: принцип системности, комплексности, развития, онтогенетический, принцип обходного пути. А также примени дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход, научность, систематичность и последовательность [28]. Методические рекомендации разработаны с учетом психодинамики детского возраста и предназначены для индивидуальной работы с неговорящими детьми с алалией (1уровень речевого развития по Р. Е. Левиной) дошкольного возраста 3-7 лет в рамках логопункта и речевых групп.
Методические рекомендации включает в себя три основные этапа коррекционной работы. Этапы коррекционной работы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Этапы коррекционной работы
Таблица 2. Методика выбора фольклорного произведения в зависимости от появления первых лепетных слов.
Коррекционная работа направлена на стимуляцию речи, на развитие мелкой и общей моторики, а также коррекцию психического развития, формирование всех сторон речи — фонетико-фонематической, лексической и грамматической. На всех этапах коррекционной работы, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой. Каждое слово в речевом материале проговаривается ритмично по слогам и сопровождается специально подобранными движениями, активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью речи. Подобранные движения соответствуют образу каждому произнесенному звуку. Разработанные методические рекомендации обладают полимодальностью, оказывая влияние на основные виды восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинетический (двигательный). В качестве дидактического материала в работе используются: природные материалы (камушки, шишки); сыпучие материалы (манная крупа, фасоль); игрушки (мяч, бубен, вертушка); бытовые материалы (тубусы, губки); краски, пластилин, вода. Ребенок в доступной и игровой форме от педагога воспринимает речевую информацию и совершает совместные с ним действия. На этом фоне проводится работа по активизации и стимуляции собственной речи — непроизвольное вызывание лепетной коммуникации в специально создаваемых игровых ситуациях [44]. При отборе речевого материала для занятий мы придерживались следующих принципов: · первое слово в начале стиха одно- или двуслоговое, чаще с первым ударным и реже со вторым ударным слогом; · степень сложности слогового состава слов: слова состоят из одного, двух и трех слогов; · степень сложности фонетического состава слов: разнообразие звуков в речевом материале, присутствие повторения звуков, их чередование (переключение); · слова в речевом материале доступны и понятны ребенку дошкольного возраста и в дальнейшем будут необходимы для элементарного общения. Перспективами дальнейшей работы считаем применение разработанных методических рекомендаций в развития связной речи детей дошкольного возраста. Ниже представлен конспект логопедического индивидуального занятия, на примере одной потешки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|