Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

   «обмен липидов». Обмен белков. Азотитый баланс. Биологическая полноценность белков




                                               «ОБМЕН ЛИПИДОВ»

1. Почему запасов липидов в организме хватает на месяц жизни без пищи, а углеводов – только на сутки?

2. Назовите этапы переваривания липидов в желудочно-кишечном тракте. Почему у новорожденных переваривание происходит в желудке, а у взрослых животных – в тонком отделе кишечника?

3. Перечислите факторы, обуславливающие эмульгирование жиров в кишечнике. Какова роль в этом процессе желчных кислот?

4. Укажите основные пути метаболизма глицерина в организме животных. От чего зависит включение глицерина в тот или иной путь метаболизма?

5. Какое значение для организма имеет b-окисление жирных кислот? Почему его так называют?

6.  Рассчитайте выход АТФ при окислении предельных жирных кислот, содержащих 16 и 18 атомов углерода.

7. Назовите отличительные особенности процесса биосинтеза жирных кислот по сравнению с их окислением.

8. Какие соединения относятся к кетоновым телам и в чем состоит их биологическая роль? Каковы причины возникновения кетозов?

9. Перечислите гормоны, участвующие в регуляции обмена липидов. В чем заключается их влияние на липидный обмен?

10. Перечислите гормоны, которые усиливают биосинтез липидов и гормоны, которые стимулируют окисление липидов.


Глава 5

 

Обмен белков

 

· Понятие о белках и их биологическая роль. Азотистый баланс. Биологическая полноценность белков.

· Переваривание белков и всасывание аминокислот. Особенности переваривания белков у жвачных животных. Биохимические процессы, протекающие в толстом отделе кишечника.

· Пути использования аминокислот в организме животных.

· Катаболизм аминокислот.

· Токсичность аммиака и пути его нейтрализации.

· Особенности обмена отдельных аминокислот.

· Биосинтез белка.

· Обмен сложных белков.

 

· понятие о белках и их биологическая роль.

АЗОТИТЫЙ БАЛАНС. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛНОЦЕННОСТЬ БЕЛКОВ

Белки (протеины) – это высокомолекулярные N-содержащие органические соединения, состоящие из остатков a-L-аминокислот, соединенных пептидными связями в строго определенной последовательности в полипептидной цепи.

Содержание белков в организме животных в среднем составляет 18 – 21 % (или 45 – 50 % в расчете на сухое вещество).

Белки в организме животных выполняют разнообразные функции:

- структурная. Белки входят в состав всех клеток, органов и тканей организма;

- каталитическая. Эту роль выполняют специфические белки – ферменты;

- защитная. Иммунитет организма обеспечивается белками иммуноглобулинами (антителами);

- регуляторная. В регуляции обмена веществ важная роль принадлежит гормонам, ряд из которых по химической природе являются белками (например, инсулин, регулирующий уровень глюкозы в крови);

- транспортная. Благодаря своей молекулярной массе белки могут адсорбировать на поверхности различные вещества и переносить по организму (альбумины). Транспортные белки переносят различные вещества (гемоглобин транспортирует кислород, трансферрин - железо, церулоплазмин - медь);

- cократительная. Примерами белков выполняющих эту функцию являются актин и миозин.

- энергетическая. Эта функция не является основной, т. к. белки используются в качестве энергетического топлива в последнюю очередь (при недостатке углеводов и липидов).

 

О белковом обмене в определенной степени можно судить на основе показателей азотистого баланса.

Азотистый баланс определяется на основании суточного потребления животным азотистых веществ с кормами, выделения их с калом и мочой. Он представляет собой отношение усвоенного азота к азоту, выделенному в виде конечных продуктов обмена. Различают 3 вида азотистого баланса:

1. Положительный – когда поступление азота превышает его выделение с мочой и калом в виде конечных продуктов распада белков и аминокислот. Это наблюдается в условиях нормального питания животных в период их роста и развития, во время беременности, лактации, яйцекладки и в восстановительную фазу после болезни. Такой баланс свидетельствует о преобладании синтеза белков над их распадом.

2. Азотистое равновесие характеризуется равным количеством поступивших азотистых веществ и выделенных в виде конечных продуктов обмена. Оно наступает у животных ко времени завершения периода интенсивного роста.

3. При отрицательном азотистом балансе азотистых веществ корма усваивается меньше, чем выделяется в виде конечных продуктов белкового обмена, т. е преобладает распад белков органов и тканей, который не компенсируется белками корма. Наиболее частой причиной отрицательного азотистого баланса является белковое голодание или наличие в рационе неполноценных белков. Такое же явление может наблюдаться при слабой доступности белков корма для усвоения их организмом, при гиповитаминозах, стрессе, различных заболеваниях острого и хронического характера.

Для обеспечения потребностей организма большое значение имеет количество и качество белков корма. Биологическая ценность белков зависит от их аминокислотного состава. Различают заменимые и незаменимые аминокислоты. Последние не синтезируются в организме животных. Кормовые белки растительного происхождения, как правило, не могут удовлетворять потребности организма в ряде незаменимых аминокислот, поэтому они являются неполноценными. На качество протеина особенно остро реагируют моногастричные животные (свиньи, лошади, птицы), а жвачные – сравнительно слабо, благодаря микробиологическим процессам в преджелудках. Поэтому для жвачных преимущественное значение имеет количество белка в суточном рационе. В тоже время КРС испытывает повышенную потребность в серосодержащих аминокислотах (цистеин, метионин), которые не восполняются микробиальным синтезом в рубце.

Для разных животных одни и теже белки могут быть неодинаково биологически ценны. Например, домашней птице необходимо давать такие корма, в белках которых кроме незаменимых аминокислот, содержатся также в достаточном количестве аргинин и глицин.

 

· переваривание белков и всасывание аминокислот

Необходимость расщепления белков корма вызвано тем, что они являются для организма чужеродными соединениями и кроме того, высокомолекулярными веществами, неспособными всасываться.

В желудочно-кишечном тракте (ЖКТ) белки корма подвергается действию ферментов класса гидролаз, подкласса пептидаз, в результате чего уничтожается видовая специфичность поступивших белков и они расщепляются до низкомолекулярных соединений – аминокислот, которые могут всасываться в тонком кишечнике. Схема распада белков в ЖКТ указана на рис. 15.

В желудке на белки действует соляная кислота. Она способствует набуханию белков, тем самым делая их доступными для ферментативного расщепления. Она активирует пепсиноген, стерилизует содержимое желудка, препятствуя развитию гнилостных и бродильных процессов.

Наиболее важными протеолитическими ферментами желудочного сока являются пепсин и химозин. Пепсин синтезируется главными клетками фундальной части желудка в виде своего предшественника неактивного пепсиногена. Активация осуществляется под действием соляной кислоты и в результате аутокатализа. В процессе активации с N-конца пепсиногена отщепляется 42 аминокислотных остатка в виде полипептида. При этом полипептидная цепь укорачивается на 20 % и освобождается активный центр фермента.

 

Пепсиноген + HCl (следы пепсина) ¾ ® пепсин      +    полипептид

   (М. м. 42000)                                                 (М. м. 35000)          (М. м. 7000)

 

Пепсин является эндопептидазой и действует на пептидные связи, в формировании которых участвуют ароматические аминокислоты (фенилаланина и тирозина). Пепсин легко расщепляет белки животного происхождения (казеин, миоглобин, миоген, миозин) и некоторые растительные белки, построенные в основном из моноаминодикарбоновых аминокислот (глиадин и глютелин злаковых).

Рис. 15. Схема расщепления белков в желудочно-кишечном тракте.

 

Пепсин расщепляет большинство белков, за исключением кератинов шерсти, фиброинов шелка, муцинов слизи, овомукоидов, некоторых белков костей и хрящей.

Общая схема действия пепсина на белки имеет следующий вид:

Белки + nH2O + пепсин ¾ ® высокомолекулярные полипептиды + следы свободных аминокислот

  Химозин (реннин, сычужный фермент) вырабатывается железами слизистой оболочки желудка молодых животных. Он секретируется в неактивной форме в виде прохимозина, который при рН 5, 0 превращается в активную форму. Химозин превращает казеиноген молока в нерастворимую кальциевую соль казеина за счет отщепления пептида. Такой комплекс более продолжительное время задерживается в желудке, что способствует расщеплению его пепсином. Оптимум рН действия химозина лежит в пределах 3, 5 – 5, 0. У взрослых животных сычужный фермент малоактивен или отсутствует.

Белки и полипептиды из желудка поступают в тонкий отдел кишечника, где под действием ферментов пептидаз, синтезируемых поджелудочной железой и железистыми клетками тонкого отдела кишечника, подвергаются более глубокому гидролизу. В тонкий кишечник поступает панкреатический сок, содержащий неактивные предшественники пептидаз: трипсиноген, химотрипсиноген, прокарбоксипептидазы А и В и проэластазу.

Трипсин гидролизует примерно 1/3 пептидных связей в молекуле белка. Он синтезируется в поджелудочной железе в неактивной форме (в виде трипсиногена). Активация осуществляется в тонком отделе кишечника при участии фермента энтеропептидазы и ионов кальция в результате отщепления гексапептида с освобождением активного центра трипсина. В последующем трипсин катализирует превращение трипсиногена в активную форму.

 

Трипсиноген + НОН ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ®  трипсин +   гексапептид

(М. м. 27040)             энтеропептидаза    (М. м. 26680)    (М. м. 360)

 

Трипсин гидролитически расщепляет как белки, не изменившиеся в желудке под влиянием пепсина, так и высокомолекулярные полипептиды, образовавшиеся в желудке в результате расщепления белков корма под действием пепсина. Оптимальное значение рН для действия пепсина 7, 8 – 8, 2.

Трипсин является эндопептидазой и расщепляет пептидные связи, образованные в основном карбоксильными группами диаминомонокарбоновых аминокислот (лизина и аргинина).

Общая схема действия трипсина следующая:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...