Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О причинах лучшего воспроизведения




Незаконченных действий

Глава I. Описание опытов и основных их результатов

1. Общая методика опытов

Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надо будет как можно лучше и быстрее выполнить»1. После этого испытуемому последователь­но, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако ему не давали возможности довести до конца все задания. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения.

Завершенные и прерванные задания следовали в порядке, который испытуемый не мог предусмотреть, например, после двух незавершенных заданий шли два законченных, затем одно незавершенное, затем два за­конченных и т.д. После того как последнее задание забиралось у испы­туемого, экспериментатор спрашивал его: «Скажите пожалуйста, какие задания Вы выполняли в ходе опыта?»

(Если бы результаты работы, использовавшиеся в ходе ее материалы или орудия, например, карандаш, оставались лежать на столе, то их воспри­ятие оказывало бы влияние на воспоминание. Поэтому и продукты рабо­ты, и использовавшийся материал прятались, причем так, что испытуемый

Испытуемые ничего не знали о цели опытов.


Зейгарник 6.6. Запоминание законченных и незаконченных действий 211

не обращал на это внимания: под тем предлогом, что на столе большой беспорядок, экспериментатор всякий раз убирал законченные или незакон­ченные результаты работы в ящик стола.)

Время перечисления заданий экспериментатором не ограничива­лось. Испытуемый занимался этим до тех пор, пока не останавливался сам. Экспериментатор записывал называвшиеся задания в порядке их перечисления испытуемым.

Нередко после относительно беглого перечисления наступала опреде­ленная заминка — пауза, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные задания. Выведенные нами количественные соотношения отно­сятся прежде всего к тем заданиям, которые были перечислены до этой за­минки1. Задания, припомненные после заминки, учитывались отдельно. Сто­ит сразу отметить, что включение в подсчеты заданий, воспроизведенных после заминки, лишь незначительно изменяет общие результаты.

По окончании опыта испытуемые должны были написать самоот­чет. Сначала они свободно описывали свои переживания. Затем их про­сили подробнее остановиться на прерывании заданий и их перечислении. И наконец, их спрашивали о том, какие задания они восприняли как интересные или неинтересные, как приятные или неприятные. Помимо этого, в нашем распоряжении находятся «полуспонтанные» высказыва­ния, сделанные испытуемыми в ходе эксперимента.

Задания, которые должны были выполнить испытуемые, отчасти относились к ручному труду (например, склеивание коробочек или вы­лепливание фигурки из пластилина), отчасти — к решению интеллекту­альных задач (выполнение математического задания или отгадывание за­гадки); кроме того, были еще и задания другого характера (например, за­писать текст какого-нибудь стихотворения). Каждое отдельное задание должно быть не слишком коротким, чтобы у испытуемого было время действительно погрузиться в работу. Большинство заданий длились при­мерно 3—5 минут, лишь некоторые задания занимали 1—2 минуты или решались еще быстрее. Кроме того, надо было следить за тем, чтобы в течение сеанса испытуемому не встречалось двух похожих заданий.

2. Описание заданий

Ниже дано краткое описание всех заданий, использовавшихся в наших опытах. (Психологическая характеристика заданий, там, где она необходима, будет дана позднее.)

Задание 1. Записать стихотворение, выбранное самим испытуемым. Задание 2. Лепка. Вылепить из пластилина любое животное. Задание 3. Нарисовать вазу с цветами по своему вкусу. Испытуемый не дол­жен делать набросков или рисовать несколько ваз — только одну.

1 По поводу содержательных оснований этого см. ниже.


212 Тема 12. Психология мотивации

Задание 4. Начертить монограмму:

а) испытуемый должен один раз начертить свою монограмму.

б) испытуемый должен нарисовать несколько вариаций своей мо­
нограммы.

Задание 5. Писать печатными буквами:

а) испытуемый должен написать печатными буквами свое имя и
адрес.

б) испытуемый должен переписать печатными буквами небольшой
отрывок из книжки.

Задание 6. Копирование какой-нибудь корреляционной таблицы (типа нашей

табл. 2). Задание 7. Начертить план одного из кварталов Берлина (Университет —

Унтер ден Линден — Замок). Задание 8. Рисование крестиков:

а) заполнить крестиками эллипс (с осями 3 и 6 см).

б) заполнить крестиками лист бумаги.

Задание 9. Заполнение спирали кружочками. На листе бумаги нарисована двойная спираль. Испытуемый должен всю ее заполнить мелкими кружочками.

Задание 10. Продолжение ячеек по образцу. Испытуемый должен продолжать начатый орнамент из ячеек до тех пор, пока не заполнит весь лис­ток бумаги (примерно половину обычного листа)1.

Задание 11. Нанизывание бусинок на нитку. Бусинки отличаются друг от дру­га по цвету и величине, выбор узора оставлен на усмотрение испы­туемого.

Задание 12. Наматывание ниток. Испытуемый должен определенным обра­зом непрерывно наматывать нитки с катушки на штырьки особой проволочной конструкции.

Задание 13. Прокалывание дырочек. В листке бумаги надо булавкой прокалы­вать рядами дырочки на расстоянии 2—3 мм друг от друга.

Задание 14. Нумерование большого количества листов бумаги.

Задание 15. Плетение. Из проволоки надо сплести косичку длиной 20 см. Ис­пытуемый должен сам измерять длину косички линейкой.

Задание 16. Плетение из серпантина. Испытуемому дают 2 мотка узкой бу­маги (серпантина) и он должен сплести из них гирлянду.

Задание 17. Корректурная проба. Дается текст, в котором надо подчеркнуть все л и н.

Задание 18. Составить осмысленное предложение из слов: облако, ненависть, проволока, стол.

Задание 19. Считать назад от 55 до 17.

Задание 20. Умножение. Перемножить в столбик числа 5 457 и 6 337.

Задание 21. Извлечь квадратный корень из числа 18 769.

Задание 22. Арифметическая задача. Испытуемый должен найти пятизнач­ное число, обладающее следующим свойством: если приписать к нему 1 сзади, оно будет в три раза больше, чем если приписать к нему 1 спереди.

Задание 23. Загадка.

' См.: Rupp H. Ubcr optische Analyse // Psychologische Forschung. 1923. 4. S. 263.


Зейгарник Б,В. Запоминание законченных и незаконченных действий 213

а) Найти и записать название немецкого города и фамилию немец­
кого писателя, начинающиеся с одной и той же буквы и состоящие
из 7 букв.

б) найти немецкого философа, немецкий город и немецкого актера,
имена которых начинаются с одной и той же буквы. Количество
букв в каждом слове задавалось черточками.

Задание 24. Написать названия 12 городов, начинающиеся на букву К. Задание 25. Решить задачу со спичками:

а) На столе выложены 9 квадратов из спичек, составляющие вмес­
те 1 большой квадрат. Испытуемый должен убрать 4 спички так,
чтобы осталось 5 квадратов.

б) Задание 25а предъявляется испытуемому нарисованным на бу­
маге. Испытуемый должен так зачеркнуть 4 стороны маленьких
квадратов, чтобы осталось 5 целых маленьких квадратов.

Задание 26. Построить из складной линейки пятиконечную звезду. В каче­стве образца в распоряжении испытуемого имеется рисунок. Задание 27. Тест на складывание.

а) Сложить фигуру из полоски бумаги1. Испытуемому дается уже
сложенный образец, который он не имеет права разворачивать.

б) Сложить шлем.

Задание 28. Сплести стул. Спичечный коробок разрезан на узкие полоски. Из этих полосок испытуемому нужно сплести стул.

Задание 29. Вырезать спираль из большого листа бумаги.

Задание 30. Сделать коробочку с крышкой. В качестве орудий и материала в распоряжении испытуемого имеются: картон, ножницы, линейка и карандаш.

Задание 31. Наклеивание. Испытуемому дается небольшой рисунок размером с открытку и листок бумаги, на котором в беспорядке разными цве­тами нарисованы отдельные части этого рисунка. Обратная сторона листка бумаги покрыта клеем. Испытуемому нужно вырезать от­дельные детали и наклеить их на соответствующее место рисунка.

Задание 32. Упаковать коробку. Сделать маленькую посылку из коробки из-под сигарет, бумаги и шпагата.

Задание 33. Выпрямить проволоку. Испытуемый должен распрямить проволо­ку, сложенную в виде банта.

Задание 34. Задание с ковриком.

а) Испытуемый получает много маленьких (длиной 3—4 см) разно­
цветных кусочков бумаги разной формы. Эти кусочки он должен
уложить так, чтобы получился узор для ковра.

б) Сплести коврик из разноцветных полосок бумаги.

Задание 35. Складывание из треугольников. Испытуемый получает 30 треу­гольников, различных по форме и величине. У каждого треуголь­ника есть парный, и если их сложить, то получится четырехуголь­ник. Испытуемый должен выбирать одинаковые треугольники и складывать из них четырехугольники.

Задание 36. Конструирование ландшафта. Для выполнения этого задания испытуемый получает вырезанных из разноцветного картона жи­вотных, деревья, дома и людей.

1 Ср. Rupp H. Untersuchung zur Lehrlingsprtifung // Psychotechnische Zeitschrift. 1925. 2. Из этой же боты взяты задания 33 и 40.


214 Тема 12. Психология мотивации

Задание 37. Складывание мозаичной картины. На небольшие кусочки фанеры разной формы и величины наклеены отдельные фрагменты карти­ны. Испытуемый должен, пользуясь образцом, сложить из кусочков исходную картину.

Задание 38. Складывание открытки. Открытка разрезана на кусочки неоди­наковой формы. Испытуемому надо склеить из этих кусочков ис­ходную открытку. Образца здесь нет.

Задание 39. Задание с шарами. Испытуемый получает много разноцветных шаров, в которых в четырех местах по концам перпендикулярных друг другу диаметров просверлены отверстия, а также стержни, подходящие к этим отверстиям. Задача испытуемого состоит в том, чтобы сложить из этих шаров и стержней фигуру, нарисованную на листе бумаги.

Задание 40. Разворачивание флага. Надо нарисовать флаг, развернув его в плоскости бумаги на 90, 180, 270 и 360 градусов.

Задание 41. Разборка склеенного из картона домика.

Задание 42. Задание с кубиком. Нарисовать эскиз кубика, стоящего на одной из своих вершин.

Задание 43. Сосчитать большое количество крестиков, нарисованных на бу­маге.

Опыты серии I

Испытуемому предъявляется 22 задания в следующем порядке: 1. Моно­грамма. 2. Задание со складной линейкой. 3. Наматывание ниток. 4. Нанизы­вание бусинок. 5. Стихотворение. 6. Спираль. 7. Тест на складывание. 8. За­полнение эллипса крестиками. 9. Задание со спичками. 10. Сделать коробоч­ку. 11. Составление четырехугольников. 12. Обратный счет. 13. Рисование вазы. 14. Разворачивание флага. 15. Продолжение узора из ячеек. 16. Умно­жение. 17. Плетение стула. 18. Выпрямление проволоки. 19. Складывание коврика. 20. Плетение. 21. Загадка. 22. Печатание.

Поскольку каждый из испытуемых получал и те задания, которые он доводил до конца, и те, выполнение которых прерывалось, то разница в их запоминании не может быть объяснена индивидуальными особен­ностями испытуемых.

Однако, если бы у всех испытуемых прерывались одни и те же за­дания, то эта разница могла бы определяться особенностями самих зада­ний, независимо от того, доводится ли это задание до конца, или преры­вается. Поэтому мы разделили всю совокупность заданий на две равные группы, а и Ь. Половина испытуемых доводила до конца задания группы а, другая половина — задания группы Ь, так что в конечном итоге каж­дое задание одинаково часто встречалось как в «законченном», так и в «незаконченном» виде.

(Ниже мы будем для краткости называть задание, доведенное до конца, «законченным», а задание, которое прерывается экспериментато­ром до его завершения, — «незаконченным».)


Зейгарник 6.6, Запоминание законченных и незаконченных действий



К группе а относятся задания: 1, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 20, 22. Ос­тальные задания относятся к группе Ь.

Результаты опытов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение запомненных незаконченных и законченных заданий (ЗН/33) в опытах первого типа. Данные представлены в порядке убы­вания коэффициента ЗН/33 у испытуемых

 

 

 

Ранг по ЗН/33 Испы­туемые Задания Средние арифметические значения по группам
1.3 ЗН 33 ЗН/33 1,3 ЗН 33 ЗН/33
2 3 Wd. Be. St. Jf. M. Eu. PI. 1 9 13 8 8 12 7 6 7 10 6 6 9 5 2 2 3 2 3,5 3,3 3,0 3,0 3,0 2,5 9,1 7 2,1 3,5
"I   Paj. Gin. Hf. Pt. Ml. Dm. V. Git. Dm. E. 9 9 6 15 12 11 11 11 13 6 6 4 10 8 7 7 7 8 3 3 2 5 4 4 4 4 5 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 1,75 1,75 1,751,6 10,8 7 3,8 1,9
ч 25,5 i   Ml. R. Jn. Rm. Gld. Jic. Ml. E. Kiir. Hn. Glk. Jnk. 15 10 15 10 10 12 19 12 16 14 9 6 9 6 6 7 11 7 9 8 4 6 4 4 5 8 5 7 6   ,5,5,5,5 1,5,4 1,4 1,4,3,3 13,3 7,8 5,5 1,4
»{ Gl. Wit. Schn. 12 12 10 6 6 5 6 6   ,0 1,0 1,0 11,3 5,7 5,7 1.0
30,5 | Sim. Fr. Sim.H. 11 9 5 4 3 5 4 0,8 0,8 0,75 9,0 4,0 5,0 0,8
  Среднее арифме­тическое //,/ 6,8 4,25   ,9*        

ИЗ = общее количество запомненных заданий;

ЗН = количество запомненных незаконченных заданий;

33 = количество запомненных законченных заданий;

ЗН/33 — отношение числа запомненных незаконченных заданий к числу запомненных законченных заданий.

* Среднее арифметическое отношения ЗН/33 не равно отношению средних арифметических ЗН и 33.



Тема 12. Психология мотивации


Для того, чтобы выявилась разница в запоминании незаконченных и законченных действий, необходимо выбрать такую методику обработки результатов, которая позволит в возможно большей степени сгладить инди­видуальные различия в качестве памяти отдельных испытуемых. Поэтому следует сравнивать, сколько незаконченных и сколько законченных зада­ний запомнил каждый из испытуемых, и определять не разницу этих вели­чин, а их отношение.

Если бы законченные и незаконченные задания запоминались одина­ково хорошо, то, поскольку оба типа заданий встречаются с одинаковой ча­стотой, коэффициент отношения числа запомненных незаконченных зада­ний (ЗН) к количеству запомненных законченных заданий (33) был бы равен 1.

Поэтому отклонение коэффициента (ЗН/33) от 1 можно считать мерой лучшего или, наоборот, худшего воспроизведения незаконченных заданий. Если, например, коэффициент ЗН/33 = 1,5, это означает, что неза­конченные задания запоминались на 50 % (по отношению к 33) лучше, чем законченные. При ЗН/33 = 3 незаконченные задания запоминались на 200 % лучше, чем законченные. Если коэффициент ЗН/33 = 0,8, это зна­чит, что незаконченные действия запоминались на 20 % хуже, чем закон­ченные.

Таблица 2 ЗН/33 для отдельных заданий в опытах типа I

 

Задание £3 ЗН 33 ЗН/33
Рисование вазы*   14(17) 3(15) 4,1
Проволока       4
Стихотворение       3,5
Загадка*   15(17) 4(15) 3,3
Флаг       2,3
Коробочка*   16(17) 6(15) 2,3
Счет       2,5
Спираль       2
Задание с ковриком       1,9
Складывание       1,6
Эллипс       1,6
Стул       1,6
Орнамент из ячеек*   8(17) 6(15) 1,2
Треугольники       1,3
Складная линейка       1,3
Плетение косички       1,2
Печатание       1,1
Бусы       1
Наматывание ниток       1
Задание со спичками       0,9
Монограмма       0,9
Умножение*   5(15) 7(17) 0,8
Среднее арифметическое 16 9,8 6,1 1,9

* Это задание неодинаково часто встречалось в качестве законченного и в каче­стве незаконченного, поэтому при вычислении ЗН/33 необходимо ЗН разделить на SH (число в скобках), а 33 — на S3 (число в скобках).


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 217


Таблица 1 показывает нам, что незаконченные задания воспроизво­дятся лучше, чем законченные.

Среднее арифметическое значение ЗН/33 составило в наших опы­тах 1,9, иначе говоря, незаконченные задания запоминались на 90 % луч­ше, чем законченные. Отклонения от среднего значения вверх достигают значения б (что соответствует лучшему запоминанию незаконченных дей­ствий на 500 %), отклонения вниз — лишь 0,75 (что соответствует худ­шему запоминанию незаконченных действий на 25 %).

Преимущество незаконченных действий с точки зрения запомина­ния обнаруживается еще и в том, что из 32 испытуемых для 26 ЗН/33 > 1, для 3 испытуемых ЗН/33 = 1, и лишь для 3 испытуемых ЗН/33 < 1.

Пока мы воздержимся от детального обсуждения индивидуальных различий между испытуемыми. Лишь в конце второй части (глава VII) мы обратимся к вопросу о том, указывает ли коэффициент ЗН/33 на ту или иную характерную особенность данного индивида.

То, что незаконченные действия запоминаются значительно лучше, чем законченные, показывает и сравнение результатов для отдельных за­даний (табл. 2). Из 22 заданий для 17 ЗН/33 > 1, для 2 заданий ЗН/33 = 1, и лишь для трех заданий ЗН/33 < 1.

Кривая частоты (табл. 3) показывает, как часто запоминалось ис­пытуемыми определенное число законченных (пунктирная линия) и не­законченных (сплошная линия) заданий. Кривая частоты вспоминания незаконченных заданий сдвинута вправо — в сторону больших чисел.

Перевес незаконченных заданий над законченными обнаружился не только в количестве запомненных заданий, но еще и в том месте, кото­рое они занимали при перечислении заданий испытуемыми при опросе. В первую очередь испытуемые чаще всего называли именно незакончен-

Таблица 3

Кривая частоты воспроизведения незаконченных (сплошная линия) и законченных (пунктирная линия) заданий

Испытуемые „

    я Д
    / \ / \
      / \
- / \> p \
  [si   '\V\
  t ) \ v\
/   / \ \
/   r \ x
- 6 /   6—0 \
    , 1 ,,, > 1

701— g Очевидное преимущество незакон-

ченных действий с точки зрения запо­минания становится еще более явным, если учесть, что законченные действия оказываются в более выгодных услови­ях для запоминания, поскольку испыту-

$\- Я. i / \ \ емые в среднем занимались ими в тече-

ние более длительного времени.

Полученные результаты не могут
быть объяснены случайными особеннос­
тями заданий, поскольку, как мы уже
указывали, каждое задание встречалось
одинаково часто и в качестве незакон-
Количество заданий * ченного, и в качестве законченного.



Тема 12. Психология мотивации


Таблица 4

Порядок вспоминания заданий 14 испытуемыми (опыты типа I)

 

Номер места, на котором Нескорректированные значения Скорректированные значения*
вспоминалось задание Я-задания 3-задания Я-задания 3-задания
      12 > 3,8
      10 > 7,6
        9.5
        7,6
        9,5
        9,5
        9,5
      3 < 5,7
      2 < 5,7
        1,9
     
    1,9

* Скорректированные значения показывают ту относительную частоту, с которой бы назывались на каждом месте законченные и незаконченные задания, если устранить раз­личия общей частоты ЗН и 33 (значения 33 умножались на число 1,9, соответствующее коэффициенту ЗН/33).

ные действия (табл. 4). Даже если скорректировать вычисления с учетом того, что незаконченные действия назывались испытуемыми чаще (см. столбец со скорректированными значениями), окажется, что незакончен­ные задания назывались на первом месте в три раза чаще, чем закон­ченные. На втором месте незаконченные задания также назывались су­щественно чаще, но далее это отношение менялось на противоположное. Таким образом, незаконченные задания не только лучше запоминались, но и выступали при опросе на первый план во временной последователь­ности.

Приведенные до сих пор таблицы содержат лишь задания, назван­ные испытуемыми до паузы (см. выше). То, что включение заданий, на­зывавшихся после паузы, не меняет результаты сколько-нибудь суще­ственным образом, показывает табл. 5. В ней для испытуемых, которые делали паузу, приведены оба значения (без учета заданий, называвшихся после паузы, и с учетом этих заданий).

При учете заданий, воспроизведенных после паузы, значение коэф­фициента ЗН/33 уменьшается очень незначительно и по-прежнему указывает на существенное превосходство незаконченных заданий (на 80%). <...>


Зеигарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 5

Значения ЗН/33 для одних и тех же испытуемых без учета и с учетом заданий после паузы (опыты типа I)

 

Испы- До паузы До и после паузы
туемые ЪЗ ЗН 33 зн/зз £3 ЗН 33 ЗН/ЗЗ
Nd. 1     6.0 9     2,0
Eng.       3.0       2.25
М.       3,0       2.30
PI.       2.5       3.50
Pog.       2.0       2.30
Ginsb.       2,0       1,40
Goto.       2,0       2,25
Hn.       2,0       1,60
D.       1,75       1,50
Get.       1,75       1,60
Lk.       1.50       1,75
R.       1.50       1.30
Ml.       1.40       1.30
Gl.       1,0       0,70
Sim.       0,80       0,70
Среднее                
арифме- 10,1 6,5 3,7 2,1   7,3 4,7 1,8
тическое                

Глава II. Теоретические возможности

Возникает вопрос: чем можно объяснить обнаруженное нами пре­имущество незаконченных заданий по сравнению с законченными?

<...> Нам надо выяснить, какие реальные психологические разли­чия между законченными и незаконченными заданиями существуют в момент опроса.

В тот момент, когда испытуемый, следуя инструкции, намеревается выполнить задание, возникает квазипотребность, сама по себе побуждаю­щая его к завершению этого задания1. С динамической точки зрения этот процесс соответствует возникновению напряженной системы, кото­рая стремится к разрядке. А завершение задания оказывается разрядкой этой напряженной системы или удовлетворением квазипотребности. Когда задание прерывается, сохраняется остаточное напряжение, квази­потребность остается неудовлетворенной.

Естественным способом удовлетворения этой потребности было бы завершение прерванного задания. И действительно, когда незаконченная

' См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).


220 Тема 12. Психология мотивации

работа по недосмотру экспериментатора остается лежать на столе, испы­туемые часто берутся за нее, чтобы ее закончить1.

У маленьких детей, у которых ЗН/33 намного выше, чем у взрос­лых, потребность закончить действие и, следовательно, тенденция к во­зобновлению действия также намного сильнее. Нередко наблюдались случаи, когда дети приходили к экспериментатору через два или три дня после опыта и просили разрешения закончить задание. (Является ли задание приятным или интересным, почти не играет роли; все решает стремление к завершению действия. Это видно из того обстоятельства, что мы ни разу не наблюдали случаев, когда ребенок хотел бы повторить законченное, пусть и очень интересное, задание.)

В наших опытах естественный путь разрядки напряженных систем, а именно, завершение действия, был запрещен экспериментатором, так что напряжение сохранялось. И если решающими для полученных нами результатов оказались не переживания, связанные с самим актом пре­рывания, а фактическая незавершенность действия к моменту опроса, то это означает, что сохранившаяся квазипотребность служит также и причиной преимущества незаконченных действий при запоминании.

Значит, напряжение потребностного типа не только непосредствен­но побуждает к завершению задания, но и имеет своим следствием пре­имущество при последующем припоминании. И это припоминание игра­ет здесь роль индикатора существования напряжения потребностного типа.

То, каким образом такого рода напряжения должны проявляться в про­цессах припоминания, обладающих совсем другой природой, можно будет вывести лишь из общей теории психической динамики, которой предстоит, в частности, решить, является ли процесс припоминания одновременно и разрядкой соответствующего напряжения.

Мы видим, что решающее значение для лучшего запоминания не­законченных действий имеет не переживание, окрашивающее задание в момент прерывания, но совокупность сил, действующих в момент опроса.

Однако напряжения потребностного типа, связанные с выполняв­шейся ранее работой, вовсе не единственный среди этих сил динамичес­кий фактор. Ведь есть еще и инструкция экспериментатора перечислить задания, благодаря которой у испытуемого возникает стремление к вос­произведению, т.е. квазипотребность перечислить все задания.

Итак, общая ситуация при опросе в конце опыта с динамической точки зрения выглядит следующим образом: у испытуемого имеется возникшая благодаря инструкции квазипотребность перечислить все за­дания, а наряду с ней существует ряд квазипотребностей, связанных с

1 См.: Ovsiankina M. Die Wiederaufnahme von unterbrochenen Handlungen //Psychologische Forschung. 1928. 11. S. 302-379. См. также: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 221

незаконченными действиями, а именно неудовлетворенные напряжения потребностного типа.

То, в какой степени эти напряжения влекут за собой преимущество незаконченных заданий при их воспроизведении, должно зависеть от со­отношения сил обоих этих основополагающих факторов. Если господ­ствующее положение занимает вызванное инструкцией стремление к вос­произведению, то относительное преимущество незавершенных заданий должно отступить на второй план (ЗН должно быть примерно равно 33). С другой стороны, чем слабее выражено намерение перечислить все за­дания, тем в более явном виде должно выступить относительное преиму­щество незаконченных заданий, основывающееся на соответствующих им квазипотребностях. В этом случае степень преимущества незаконченных действий по сравнению с законченными будет, в основном, зависеть лишь от силы квазипотребности, отличающей у данного конкретного испытуе­мого незаконченные действия от законченных.

Таким образом, возникают два вопроса: 1. Вопрос о значении стрем­ления к воспроизведению при перечислении; и 2. Вопрос о природе и строении напряжений потребностного типа, связанных с незаконченными действиями.

Глава III. Стремление к воспроизведению и ситуация опроса

3. Различное понимание испытуемыми
ситуации воспроизведения

Просьбу экспериментатора перечислить задания разные испытуемые воспринимали по-разному.

1. Перечисление — это не связанное с какой-либо самостоятельной целью простое «рассказывание» о том, что было.

2а. Перечисление — это проверка памяти, еще одно самостоятель­ное задание наряду с предшествующими двадцатью двумя заданиями.

26. Это новое двадцать третье задание может представить весь пред­шествовавший опыт в новом свете: весь опыт внезапно превращается в проверку памяти.

4. Влияние различных установок по отношению
к опросу на величину коэффициента ЗН/33

Различное понимание опроса влечет за собой различное по интен­сивности стремление к воспроизведению, которое оказывает воздействие на соотношение запомненных законченных (33) и незаконченных (ЗН) дей­ствий у разных испытуемых.


222 Тема 12. Психология мотивации

Если испытуемые первой группы, для которых перечисление зада­ний есть лишь «рассказ о том, что только что было», не старались вспом­нить по возможности все задания, а скорее предавались их «спонтанно­му потоку», то испытуемые второй группы прилагали все силы к тому, чтобы назвать как можно больше заданий. Эти испытуемые стремились показать, какая у них хорошая память. Поскольку они воспринимали пе­речисление как отдельное, причем особо важное, задание, здесь действо­вали те же силы, которые были решающими при выполнении других заданий, причем с еще большей интенсивностью, если это вообще воз­можно. Испытуемые хотели прежде всего продемонстрировать, на что они способны, показать, как высока их работоспособность. Вместо вы­сказываний типа: «Я и не думал, что я такой неловкий», встречавшихся при выполнении ручных заданий, мы находим фразы типа: «Неужели у меня такая плохая память!..». Или же мы сталкиваемся с другим, неяв­ным выражением честолюбия в форме предупреждения: «Я заранее го­ворю Вам, что у меня плохая память», — представлявшего собой смесь извинения и самооправдания.

Поскольку для этих испытуемых перечисление выступает задани­ем, которое они хотят как можно лучше довести до конца, то, пока они не перечислят все, это задание остается для них незаконченным. И перечис­ление они так же не хотят оставить незаконченным, как и все прежние задания. Поэтому они прибегают к различным мнемотехническим сред­ствам, например распределяют задания по содержательным группам.

У испытуемых первой группы, для которых перечисление заданий оказывается «простым рассказыванием», оно не характеризуется такого рода «незаконченностью».

В принципе, можно было бы ожидать, что различная интенсивность стремления к воспроизведению в равной мере затрагивает и законченные, и незаконченные действия, так что коэффициент ЗН/33 остается неиз­менным. Однако при ограниченном числе заданий любое увеличение об­щего числа названных заданий, приближающее к объективному макси­муму (называнию всех заданий), влечет за собой сближение значений ЗН и 33, поскольку оба вида заданий встречаются в эксперименте с одина­ковой объективной частотой. Особенно сильно выраженное стремление к воспроизведению ведет к увеличению общего числа перечисленных зада­ний и, тем самым, к снижению значения коэффициента ЗН/33, посколь­ку ЗН уже находится около максимума, и возрастать может лишь 33.

Помимо всего прочего, отсюда следует, что общее число заданий в такого рода опытах не должно быть слишком мало. Если бы испытуемому предъяв­лялось такое количество заданий, что при опросе он мог бы достаточно хоро­шо удерживать их все в сознании, то сильное преимущество незаконченных заданий не могло бы проявиться.


Зейгарник 6,6. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 6

Сопоставление результатов испытуемых, вспоминавших задания целенаправленно и в контексте рассказа

 

 

Испытуемые Перечисление как проверка памяти Испытуемые Перечисление как рассказ
ЗН 33 ЗН/33   ЗН 33 ЗН/33
Gin.     2 VI.     6
V.     1,75 В1.     3,5
M1.R.     1,5 St.     3,3
Gld.     1,5 м.     3
Rw.     1,5 Ви.     3
Кг.     1,4 Р1.     2,5
Jw.     1,3 Mez.     2
Glk.     1,3 Dm.     1,75
        Н.     1,5
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...