Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квазипотребность как кондиционально-генетическое понятие




Для определения какой-либо конкретной квазипотребности, возник­шей вследствие акта намерения, нельзя, как мы видели, просто обозначить ее как тенденцию к какому-нибудь определенному действию. Одна и та же конкретная индивидуальная квазипотребность может сама по себе прояв­ляться при весьма разнообразных соответствующих случаях и вести к са­мым разнообразным исполнительным действиям, поскольку они оказыва­ются одинаково подходящими для насыщения этой квазипотребности и разрядки имеющейся напряженной системы. Лишь сочетание квазипот­ребности и конкретной ситуации определяет, какие действия будут вы­полнены.

Тем самым мы обращаемся к тому типу образования понятий, ко­торый как раз в настоящее время широко распространен в биологии.

То или иное живое существо (а также отдельный орган) опреде­ляется согласно своему «генотипу» как совокупность задатков, в свою очередь характеризующихся не как тенденции к точно определенным действиям или к конкретному фенотипу, но как совокупность способов поведения, каждый из которых подчинен определенной ситуации, обус­ловливающей его возникновение. Одно и то же генотипическое образо­вание в ситуации А ведет к фенотипическому образованию а, в ситуации Б — к фенотипу б и т.д.1

В этом смысле и квазипотребность следует определить не как на­пряжение, направленное на вполне определенное действие, а через указа­ние на известный круг таких возможных действий, каждое из которых с необходимостью обусловлено определенной ситуацией.

Аналогичное относится и к конкретным процессам, посредством которых формируется определенная квазипотребность. Здесь также не­возможно никакое однозначное подчинение фенотипически определенно­му процессу возникновения; одна и та же квазипотребность может быть,

1 К. Бюлер (см.: Biihler С. Bericht Liber den IX KongreB der Gesellschaft fiir Psychologie 1925. Jena, 1926) для пояснения отношения между богатой изменчивостью материала рефлексов и инвариантнос­тью инстинкта привел сравнение с транспонированием мелодии в другие тональности, однако воздер­жался от помещения его в прессе. На самом деле, когда определенное намерение (квазипотребность) выполняется не заранее намеченным, а каким-либо иным способом, дело вовсе не в реализации одной и той же двигательной структуры движения на другом материале.

И ни в коем случае здесь не должна идти речь о замене понятия врожденности понятием привыч­ки (см.: Buhler С. Ibidem. S. 15).


206 Тема 12. Психология мотивации

как мы видели, обусловлена фенотипически сравнительно разнородными процессами.

Вопреки обыкновению, необходимо подчеркнуть, что подобный спо­соб образования понятий необходимо применять также к влечениям и другим видам истинных потребностей. «Нажим» потребности (исключая, может быть, случаи ярко выраженной фиксации на очень узком круге объектов) оставляет открытой определенную область конкретных возмож­ностей осуществления действия и только сочетание потребности и си­туации (которую, в свою очередь, нельзя понимать как нечто сиюминут­ное) фенотипически однозначно определяет конкретный процесс.

Резюме

Преднамеренное действие нельзя рассматривать как основной тип волевой деятельности. Скорее, оно обнаруживает все переходные формы, начиная от вполне управляемых действий и кончая неуправляемыми, им­пульсивными полевыми действиями. Причем наиболее характерны для преднамеренных действий как раз те случаи, которые близки к последне­му типу. В целом преднамеренные действия скорее следует отнести к по­левым действиям, чем к управляемым.

Этому соответствует то, что большинство управляемых (волевых) дей­ствий не нуждается в предшествующем акте намерения. Преднамеренные действия относительно редки. Они представляют собою заранее подготов­ленные действия. При этом в рамках управляемого в целом действия акт намерения подготавливает, как правило, неуправляемое полевое действие.

Действие намерения идет по двум направлениям. Одно из них свя­зано с образованием или преобразованием определенного будущего пси­хологического поля, другое имеет своим результатом то, что для извест­ных психических напряжений в данный момент или позднее создается доступ к моторной сфере. Эти два эффекта часто проявляются вместе, временами же раздельно.

Первый из названных функциональных моментов можно обозна­чить как «намерение» в более узком смысле слова, другой — как «ре­шение» в более узком смысле слова.

Решение ведет к снятию уже существующих, противоположно на­правленных напряжений в целостной личности или, по меньшей мере, к сдвигу внутренней ситуации в направлении подчинения процессов дей­ствия относительно согласованным напряжениям.

Другой эффект описываемых процессов (тем самым мы будем го­ворить об их действии в качестве намерения в узком смысле слова) об­наруживается, в частности, в том, что известные соответствующие случаи, которые без акта намерения оставались бы нейтральными, теперь, приоб­ретя побудительность, ведут к определенным исполнительным действи­ям. Такие соответствующие случаи могут быть однозначно заданы, воз-


Левин К. Намерение, воля и потребность 207

можно даже ограничены определенным индивидуальным случаем, пред­определенным в акте намерения. Точно так же может быть однозначно предопределен и способ выполнения намерения. Хотя этот случай наме­рения нельзя рассматривать в качестве его основного типа, даже здесь движущие силы преднамеренного действия не удается обнаружить в возникшем в акте намерения феномене сцепления между представлени­ем соответствующего случая и выполнением действия.

Акт намерения часто оставляет более или менее неопределенными как соответствующие случаи, которые побуждают к выполнению намере­ния, так и сам способ его выполнения. В таких случаях, а также, как правило, и тогда, когда в акте намерения соответствующий случай был предусмотрен, намерение может направляться на самые разнообразные ранее не предусмотренные соответствующие случаи, которые обнаружи­вают ту или иную содержательную связь с этим намерением или лежа­щей в его основе потребностью. То же самое относится и к осуществля­ющим намерение действиям.

Динамически намерение следует определить как возникновение ква­зипотребности, т.е. состояния напряжения, которое обнаруживает дале­ко идущие параллели и реальную связь с истинными потребностями.

A) Квазипотребностям соответствует (аналогично истинным по­
требностям) определенный круг вещей или событий, обладающих побуди­
тельностью,
которая сама по себе влечет к выполнению действия, удов­
летворяющего потребность (выполнение этого действия насыщает квази­
потребность, т.е. устраняет имеющееся напряжение).

Эти исполнительные действия могут быть очень разными для одной и той же квазипотребности, в зависимости от конкретной ситуации вы­полнения. Квазипотребность может побуждать к единичным или много­кратно повторяющимся действиям.

B) Круг объектов, обладающих побудительностью, зависит, помимо
всего прочего, от силы квазипотребности. Если этот круг неестественно
сужен, то налицо такое положение дел, которое соответствует фиксации
на определенных соответствующих случаях или способах удовлетворения
в случае истинной потребности. Фиксация может наступить или в резуль­
тате самого акта намерения, или в результате его первого осуществления,
но далеко не всегда она укрепляется вследствие повторений.

C) Первичным фактом следует считать напряжение потребности.
Если оно достаточно сильно, то ведет: к преждевременному наступлению
(прорыву) действия, если соответствующий случай не наступает; к актив­
ному поиску соответствующего случая, если он отсутствует; к возобнов­
лению действия, если оно было прервано до своего окончания; наконец, к
лучшему удержанию в памяти этих действий.

D) Если квазипотребность насыщена, то побудительность, как пра­
вило, исчезает, причем даже в случае фиксации (т.е. в случае особого
ограничения круга побудительностей). Побудительность соответствующих


208 Тема 12. Психология мотивации

случаев, которые были предусмотрены в акте намерения, обычно исчеза­ет даже тогда, когда осуществление намерения произошло другим путем и при совершенно другом соответствующем случае, чем было предусмот­рено в акте намерения.

E) Настоящее выполнение может быть заменено замещающим вы­
полнением
в его различных формах. В известной степени оно оказывает
такой же эффект, что и настоящее выполнение, и может вести к забыва­
нию намерения и к невозобновлению незаконченного действия.

F) Порожденная актом намерения квазипотребность не представ­
ляет собой изолированного образования в душевной целостности, но обыч­
но включена в определенный психический комплекс или в определенную
сферу личности. Она сообщается с другими квазипотребностями и с ис­
тинными потребностями,
которые коренятся в общих волевых целях
или влечениях. Сила действенности намерения зависит от силы и цент­
рального положения этих потребностей. Потребности, с которыми таким
образом оказывается реально связана квазипотребность, не обязательно
должны быть теми же самыми, которые привели к акту намерения. Дей­
ственность квазипотребности может быть заторможена противонаправлен­
ной истинной потребностью.

G) Феноменальная интенсивность акта намерения и его прочее «фе­
номенальное облачение» решающего значения не имеют.


Б. Зейгарник

ЗАПОМИНАНИЕ ЗАКОНЧЕННЫХ И НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1

Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению наме­ченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности2), которая и без наступления такого случая подталкивает к осуществлению намерения, и становится, таким образом, динамически эквивалентной состоянию напря­жения. Зададимся вопросом: влияет ли такого рода потребность лишь на осуществление намерения, или же соответствующее состояние напряжения может проявляться и в других областях поведения человека?

Наши опыты посвящены конкретной проблеме воздействия актив­ных напряжений потребностного типа на определенные результаты за­поминания.

В проводившихся до сих пор экспериментальных исследованиях па­мяти изучалось воздействие установленных ранее взаимосвязей между раз­личными переживаниями на последующее воспроизведение (опыты с ассо­циациями). Затем рассматривалось влияние на запоминание таких особен­ностей данных переживаний, как их осмысленность или бессмысленность, позитивная или негативная эмоциональная окраска, привлечение к ним внимания и т.д.

В отличие от этого, в нашей работе речь идет о воздействии актуаль­ных потребностей, в частности квазипотребностей, на результаты запомина­ния. Как соотносится воспоминание действий, которые были прерваны до своего завершения, с воспоминанием завершенных действий? Мы предпо­лагаем, что неудовлетворенная квазипотребность оказывает влияние на процессы памяти.

1 Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С. 427-435, 439, 449-452,
454-457, 459-460, 462-464, 466-467, 471-474, 494-495.

2 См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).

14 Зак. 1662


210 Тема 12. Психология мотивации

Тем самым мы поднимаем вопрос, тесно связанный с понятием «забыва­ния», которое весьма часто используется в повседневной жизни. Ведь о забы­вании говорится не только в случае связанного с памятью незнания, но также и в случае невыполнения заданий или намерений. Термин «забывчивый» упот­ребляется почти исключительно именно в этом смысле.

Опыты проводились в течение 1924—1926 годов в Психологическом институте Берлинского университета, небольшая их часть — в литовском городе Пренай. В индивидуальных опытах участвовало 164 испытуемых (студентов, учителей и детей). Кроме того, были проведены два групповых опыта, первый из них — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками 13—14 лет.

Я хочу выразить здесь сердечную благодарность моему учителю, д-ру Курту Левину за руководство работой и за его всестороннюю помощь.

Часть I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...