Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Испытуемый отказывается доделывать задание




Аналогично обстоит дело и с заданиями, где потребность исчезает еще до того, как испытуемый закончит работу. Бывает, что задание оказывает­ся для испытуемого слишком сложным. Он заранее знает, что не может его закончить, и не пытается это сделать. Задания такого рода забывались после прерывания относительно часто. Мы наблюдали 23 подобных случая, в 10 из них задание забывалось (частота ЗН здесь составляет 43 %, т.е. столь же низка, как и среднее значение 33, равное 43 %).

Другой вид заданий — это те, при выполнении которых испытуе­мый возмущается и выходит из себя1. Есть целый ряд испытуемых, вос­принимающих прерывание как попрание их «прав» и подавление их лич­ности, против чего они восстают. Так, один из испытуемых этого типа отмечает: «Не в моих правилах подчиняться желаниям другого челове­ка. Поэтому от прерванных заданий я вообще отказываюсь».

При опросе такие испытуемые обычно забывали относительно много не­законченных заданий. Похоже, что они действительно отказывались от них.

При этом вопрос о том, что происходит с потребностным напряжением, ос­тается открытым. Разряжается ли оно в ходе вспышки протеста, или же эти незаконченные задания «вытесняются» без какой бы то ни было разрядки напряжения?

Итак, мы видим, что преимущество при запоминании незаконченных действий не связано ни с каким-либо последействием акта прерывания <...>, ни с внешней незавершенностью работы, но все решает «внутренняя» завершенность задания, иными словами — удовлетворенность соответству­ющей потребности. И лучшее запоминание незаконченных заданий опре­деляется сохранением неудовлетворенной потребности такого рода. <...>

3. Продолжающиеся действия и действия с четким концом

Выше мы уже видели, что в отдельных случаях внутренняя и вне­шняя законченность действия не совпадают. К этому стоит добавить, что и различные типы действий, в зависимости от своей структуры, ведут себя, с точки зрения образования напряжений потребностного типа, по-разному.

' Для этих заданий связанный с прерыванием шок оказывался особенно сильным. И то обстоя­тельство, что, несмотря на это, ЗН является здесь относительно небольшим, служит еще одним под­тверждением того, что шоковый эффект как таковой не является причиной преимущественного запо­минания незаконченных заданий.


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 229

а) Постоянство значения ЗН/33 для отдельных заданий

<...> Если взглянуть на те задания в табл. 1, для которых ЗН/33 ра­вен или примерно равен 1, т.е. для которых законченные и незаконченные случаи запоминаются одинаково хорошо или одинаково плохо, то окажет­ся, что подавляющая масса их принадлежит к одному определенному типу действий. Это задания, которые, в отличие от действий с четким концом, можно назвать продолжающимися действиями.

В качестве примера действия с четким концом можно привести изготовление коробочки, решение загадки или рисование вазы, в качестве примера продолжающегося действия — нанизывание бусин или непре­рывное рисование крестиков. Действие с четким концом — это действие, направленное на достижение четко определенной, явной цели. В отличие от этого, продолжающееся действие не имеет явно выраженного и четко определенного конца1.

Если исключить задания, которые, в силу уже рассмотренных выше причин, занимают особое место (такие как конструирование ландшафта, задание со спичками, имя) и связаны с потребностью выполнить действие еще раз, то окажется, что почти все задания, для которых ЗН/33 пример­но равно 1, принадлежат к продолжающимся действиям: наматывание ниток, нанизывание бус, рисование крестиков, продолжение орнамента из ячеек. С другой стороны, если взять действия, у которых ЗН/33 прини­мает особенно высокие значения, то это будут явно выраженные действия с четким концом: арифметическая задача, отгадывание загадки, изготов­ление коробочки, рисунок. <...>

Когда испытуемый приступает к выполнению действия с четким концом, ему задается ясная цель, благодаря чему становится возможным представить себе общую длительность и тип работы, а также может об­разоваться соответствующее данной работе напряжение. Можно заранее настроиться на определенный объем работы. О наличии у человека по­требности в создании относительно самостоятельной системы для пред­стоящего задания говорят спонтанные вопросы испытуемых о конце про­должающихся действий.

Поскольку в случае продолжающегося действия нельзя обозреть «объем» работы, то всегда должна сохраняться возможность по мере необходимос­ти черпать энергию «по каплям» из ее первоначального источника.

При осуществлении шага а продолжающегося действия испытуе­мый уже рассчитывает выполнять следующий шаг Ь. И если шаг а будет произвольно объявлен концом продолжающегося действия, и уже наме­ченный шаг b не будет осуществлен, то «внешне законченное» продолжа­ющееся действие будет ощущаться испытуемым как незаконченное.

См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).


230 Тема 12. Психология мотивации

И поскольку при выполнении продолжающегося действия не обра­зуется четко ограниченной напряженной системы, то и после прерывания такого действия может не сохраняться такой четко ограниченной систе­мы, как в случае конечного действия (и действительно, ЗН для продол­жающихся действий меньше, чем для действий с четким концом: 55,5 % против 70 %); при этом неважно, является ли действие внешне закончен­ным или нет, поскольку в любом случае сохраняется определенная го­товность к осуществлению следующего шага (ЗН=33).

Таким образом, мы видим, что энергетическая структура продолжа­ющегося действия, так же как и свойственный таким действиям коэф­фициент ЗН/33, указывают на отсутствие для продолжающегося действия разницы между законченностью и незаконченностью. <...>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...