Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития сестринского дела в России




На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в XI в., когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища-кельи. Так, в 1070 г. в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня (убежище, дом) во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. Такое же заведе­ние было открыто в 1091 г. Переяславским епископом Ефимом. Ухаживали за калеками и больными монахи. После принятия хри­стианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больни­цами. Некоторые монастыри так и назывались больничными, на­пример монастырь Федора Студита в Москве.

Сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Однако известно, что уже в XI в. был создан первый отечест­венный медицинский трактат под названием «Мази», автором которого являлась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевти­ки и профилактики некоторых заболеваний. В источниках XIV в. упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, Федосии Морозовой и многих других, занимавшихся уходом за больными. В Новгородских летописях среди имен городских лекарей была указана Натальица Клементьевская, жена лекарица, лечившая новгородцев во второй половине XVI в. В Московской Руси уча­стие женщин в судьбе больных проявлялось также в благотвори­тельной деятельности.

В XVII в. многие русские монастыри богатели, что позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Боль­шую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, Гранатном дворе у Никит­ских ворот, Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого бу­дут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотво­рительностью.

Со вступлением на трон династии Романовых благотворитель­ностью помимо царя и высших церковных иерархов начали зани­маться и представители знатных семей. Одним из таких пионеров


был придворный дворянин Ф.М.Ртищев, который в 1650 г. на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор. (Доктором назывался специалист с университетским образованием, в то время это были исключительно иностранцы. Лекари имели монастырское образование, которое не давало обширных меди­цинских познаний.)

Допетровская благотворительность, выражающаяся в случай­ной милостыне, способствовала появлению нищих-профессиона­лов. Поэтому Петр I развернул активную борьбу с промысловым нищенством, которая сопровождалась полным запретом частной благотворительности. Основная забота Петра I сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, ко­торые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 г. Воинском уставе отмечена преимущественная роль жен­щины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким жен­щинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть» (Краткая история Московского коммунистического воен­ного госпиталя имени Петра I, 1707- 1942. - М., 1943. - С. 124). В последующих регламентах и уставах военных госпиталей харак­тер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется. В результате проведения реформ была создана Меди­цинская коллегия (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными.

С 1735 г. Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц определялось характером и тяжестью заболеваний боль­ных. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем привело к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении.

К середине XVIII в. женщины начали ухаживать за больными и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них осматривала боль­ных женщин и проводила простейшие процедуры. Позже для улуч­шения ухода за больными в Павловской больнице было решено нанимать исключительно женскую прислугу: сидельниц и кухарок.

В XVIII в. в России появились фельдшеры. Их тогда называли рудометами или цирюльниками. Для первых медицинских школ в России было характерно единство фельдшерского и врачебного образования. Через 2 — 3 года после поступления успевающие уче­ники получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем еще через 1 — 2 года им присваивалось


звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотлож­ную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 г. врачебное образование было отделено от фельд­шерского.

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организации систематического ухода за больными спе­циально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктур­ными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдо­вий дом, который включал отделение для малолетних детей, си­ротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военно­служащих.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на доброволь­ных началах были приглашены и направлены на работы в боль­ницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставле­ния по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим ока­зывать помощь больным. В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед извест­ного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больни­цы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широ­ким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно провет-


ривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отноиюнию к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей во­дой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Марии некая больни­ца для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пи­явки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описа­ны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важ­ны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стес­няющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарст­ва, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внут-рибольничных инфекций.

С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла им­ператрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, кото­рый регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных уч­реждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдо­вы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о боль­ных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытатель­ному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал де­журства в Мариинской больнице под руководством опытных кол­лег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вруча­ли знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердо­болие».

Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. сереб-


ром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» мог­ли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразд­нен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Движение общинных сестер милосердия было весьма знамена­тельным явлением подвижничества, охватившим русское обще­ство во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и шко­лы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы ме­дицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость пове­дения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное под­чинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некото­рые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследствен­ным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхож­дения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Ве­ликой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосер­дия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утверж­ден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утеше­ние скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававших­ся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходя­щих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры

IN


милосердия, женщины должны были отработать в общине в тече­ние года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мне­ние, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер мило­сердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в обшине по­жизненно.

Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим пра­вилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впо­следствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больны­ми в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троиц­кой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н. И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещани­ях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.

Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в част­ных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеров­скую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспе­риментальной медицины (первое в России научно-исследователь­ское учреждение в области медицины и биологии).

В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская осно­вала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, прожива­ющим на территории данного района. Согласно уставу она состо­яла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принима­лись совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячно­го испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтий­ского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом при­зрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.

В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосер­дия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных,


подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сес­тер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей млад­шего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В об­щину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжест­венной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и мило­сердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обя­заны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдше­риц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматри­вала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали атгестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М.Дондукова-Корсакова создала в Псков­ской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иного­родних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосер­дия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под назва­нием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала са­мой крупной в России.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвиже­ния животворящего креста сестер попечения о раненых и боль­ных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пиро-говым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть


простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком "и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пирого-вым. Он считал: «...главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегия­ми в общине. Так как это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руковод­ству практической работой сестер по уходу за больными» {Пиро­гов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пиро­гов. - М., 1950. - С. 247).

Так как формирование Крестовоздвиженской общины проис­ходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес они работали в 1-м сухопут­ном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр воен­ных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, ко­торые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Пе­тербургской медико-хирургической академии.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н.И. Пиро-гову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельно­стью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. Приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно сле­дили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пиши. В тех случаях, когда врачи назначали индивиду­альное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.

Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер ми­лосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготов­ленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.


Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 i. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампу­тированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н. И. Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еше 1 О О О р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н. И. Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» ра­ботающие там отделения Крестовоздвиженской общины.

Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княги­ни Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Баку­нина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снаб­жения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства неради­вых работников. По окончании войны Е.М.Бакунина продолжи­ла возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И.А.Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан при­каз военного министра Д.А.Милютина о введении по договорен­ности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужив­шим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.

22


В 1878 г. в Одессе была создана Касперовская община сестер милосердия (названная так в честь местной чудотворной иконы Касперовской Божьей Матери). Целью общины была подготовка женщин для оказания помощи раненым и больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заве­дениях и у частных л и ц. Поступающие в общину женщины называ­лись испытуемыми (сестрами-ученицами). В течение 2 лет они получали теоретическую и практическую подготовку в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей.

В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петер­бурге институт братьев милосердия, программа подготовки кото­рого не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передо­вых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.

В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых же дней все находившиеся в России женщины дома Романовых приня­лись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов бе­лья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 г. в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федо­ровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Органи­зовали лазареты и все Великие княжны. Но они не ограничились только попечительством и ассигнованием денег. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия: подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, тре­бовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе — делали бинты, гото­вили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранив­шихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к лю­дям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.

В 1914 г. вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». После годичного испытания они были приведены к присяге, пос­ле которой на каждую посвященную вдовствующая императрица Мария Федоровна возложила особый знак — золотой крест, на одной из сторон которого было написано «Сердоболие». Жен­ский труд в медицине стал заметным явлением и занял подоба-


ющее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Вы­сокие моральные качества, служение страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия.

До Октябрьской революции подготовка медицинских сестер практически не велась. Впоследствии подготовкой медицинских сестер занялись в специальных школах, открытых в 1920 г. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входила подготовка «уха­живающего» персонала. В Положении о школах особенно под­черкивалась необходимость сугубо практического метода обуче­ния, поэтому признавалось необходимым постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего д н я. В 1927 г. было утверждено Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по ухо­ду за больными. С этого времени профессиональный статус меди­цинской сестры был определен. В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В 1977 г. в штатное расписание ввели должность старшей медицинской сестры, а в 1979 г. — главной медицинской сестры.

Современное сестринское дело многопрофильно. Основными профилями медицинской сестры являются:

• главная медицинская сестра;

• старшая медицинская сестра;

• сестра-хозяйка отделения;

• палатная медицинская сестра;

• младшая медицинская сестра;

• операционная медицинская сестра;

• участковая медицинская сестра;

• медицинская сестра психиатрического учреждения;

• медицинская сестра-анестезист;

• медицинская сестра физиотерапевтического отделения;

• медицинская сестра стоматологического отделения;

• медицинская сестра по диетическому питанию;

• медицинская сестра социальной помощи.

Развитие всех видов специализированной медицинской помо­щи, применение новейших методов диагностики и лечения выд­вигают и новые требования к подготовке медицинских сестер.

Контрольные вопросы

1. Когда возникло сестринское дело в России?

2. Как создавались сестринские общины в России?

3. Каким был круг обязанностей «сердобольных вдов»?

4. Когда и как была создана первая в России обшина сестер милосер­дия?

5. Какую роль сыграли П. П. Карцева, Е.А.Хитрово, Е.М.Бакунина в развитии сестринского дела в России?


ГЛАВА 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...