Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Б Щ Е Н И Е В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ




Сущность общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, ста­новится осознанным и опосредованным речью.

Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаи­модействия между людьми, в котором происходит обмен инфор­мацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмо­ционально-психологических отношений, осуществляется взаим­ное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функ­ции, формы, стороны, барьеры (см. подразд. 4.3).

Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасно­сти в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, воспри­ятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение:

• материальное — обмен продуктами и предметами деятельно­сти, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:

• когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или инфор­мирование о правильном приеме лекарственных препаратов):

• деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациен­та умению оказать ему доврачебную помощь при приступе брон­хиальной астмы или формирование у пациентки навыка по само­обследованию молочной железы);

• кондиционное — обмен психическими или физиологически­ми состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем са­мым воздействовать на самочувствие (например, поднять настрое-


ние хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);

• мотивационное — обмен побуждениями, целями, интереса­
ми, мотивами, потребностями; в данном случае от одного челове­
ка к другому передаются определенные установки или готовность
к действиям в определенном направлении (например, инструктор
настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физи­
ческой культурой, мотивируя положительными результатами по
восстановлению функции пораженной конечности).

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потреб­ностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворе­ния многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального рос­та, нравственного развития и др. По целям общение делится:

1) на биологическое — необходимое для поддержания, сохра­нения и развития организма (например, обсуждение системы рационального питания или информация об употреблении необ­ходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей;

2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между ме­дицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения отно­сятся:

• пристальное внимание;

• терапевтическое прикосновение;

• контакт глаз.

К нетерапевтическим средствам общения относят:

• избирательное или невнимательное выслушивание;

• констатация заключения;

• безличное отношение;

• неоправданное доверие;

• утаивание информации;

• фальшивое успокаивание;

• морализаторство;

• критика, угрозы.

Существуют различные виды общения, основными из которых являются:

• личностное — сосредоточенное вокруг психо.кн ических про­
блем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, кото­
рые глубоко затрагивают личность человека (например, обсужде-


 




ние с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);

• инструментальное — не является самоцелью, не стимулиру­ется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанно­стей медицинской сестре иногда приходится общаться с родствен­никами пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует — это оформление наследства);

• целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская се­стра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего по­вышения квалификации в текущем году);

• деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с под­чиненными необходимость и эффективность внедрения сестрин­ских технологий в профессиональную деятельность).

Функции общения определяются в соответствии с его содержа­нием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают следующие функции общения:

• инструментальная — характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи информации, необходимой для
выполнения какого-либо действия;

• интегративная — является средством объединения людей;

• самовыражения — определяет общение как форму взаимопо­нимания психологического контекста;

• трансляционная — передает конкретные способы деятельно­сти, оценки и т.д.;

• экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоцио­нальных состояний;

 

• социального контроля — регламентация поведения и дея­тельности;

• социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пан­томимика) средств, когда информация лично передается от меди­цинской сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется вклю­чением в процесс общения дополнительного участника как посред­ника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посеще­ния Школы молодых мам супругу беременной женщины).


Непосредственное общение является исторически первой фор­мой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помо­щью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, тулови­ща и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное обще­ние рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участково­му терапевту).

Массовое общение подразумевает множественные непосредствен­ные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды).

Межличностное общение связано с непосредственными контак­тами людей в группах, постоянных по составу участников (врач — медицинская сестра — пациент — родственники). Оно подразу­мевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопережива­ния, понимания, совместного опыта деятельности. Выделяют три типа межличностного общения.

1. Императивное общение — авторитарная, директивная фор­
ма воздействия на собеседника с целью достижения контроля над
его поведением и внутренними установками, принуждения к оп­
ределенным действиям или решениям (например, использование
внутри Л ПУ указаний, приказов, требований, распоряжений, каса­
ющихся организации сестринской деятельности). Особенностью
императивного общения является то, что конечная цель общения —
принуждение человека — не завуалирована.

2. Манипулятивное общение предполагает воздействие на парт­
нера по общению с целью достижения своих скрытых намерений,
а также обретение контроля над поведением и мыслями другого
человека.

Собеседника не информируют об истинных целях общения: их либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при работе с тяжелобольным или трудноуправляемым пациентом до­пускается некоторое утаивание информации или ее интерпрета­ция с целью более быстрого получения результатов по улучше­нию состояния здоровья). Но необходимо понимать, что манипу-лятивное отношение к другому человеку приводит к разрушению доверительных связей между людьми.

3. Диалогическое общение позволяет перейти от фиксирован­
ной на себе установки к установке на собеседника (например,
медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после
посещения барокамеры).


Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих пра­вил вза и м о о г н о ш е н и й:

1) психологический настрой на состояние собеседника и соб­ственное психологическое состояние — общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического со­стояния, которые собеседники испытывают в данный момент;

2) безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на соб­ственное мнение;

4) содержанием общения должны являться не прописные ис­тины, а проблемы и нерешенные вопросы;

5) персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, представление своих собствен­ных чувств и желаний.

Способность к такому общению — величайшее благо для чело­века, так как оно по мнению специалистов обладает психотера­певтическими свойствами, приближает человека к большему пси­хическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...