Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Контакт глаз. Одним из самых важных компонентов невербального общения является контакт глаз. На протяжении многих веков человечество задумывалось о значении взгляда и его влиянии на поведение человека. При зрительном контакте принимается во внимание частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда, его динамика и т.д. Взгляды собеседников должны встречаться друг с другом около 60 — 70 % всего времени общения. Когда человек избегает прямого зрительного контакта, это можно интерпретировать следующим образом: • ему не нравится собеседник; • он не уверен в том, что говорит; • он обманывает или скрывает что-то; • он чувствует себя виноватым; • он не заинтересован в общении; • он смущен тем, что ему сказали. Поддержание зрительного контакта не означает, что надо все время не отрываясь смотреть на собеседника. Пристальный взгляд может восприниматься как желание подавить, подчинить или как признак агрессивности (табл. 4.1). Специалисты отмечают, что опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции, управляя жестами, мимикой и телодвижениями, но практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются, тем самым передавая информацию о реакции на услышанное. При
дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза. Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то его зрачки расширяются. Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, манера держаться многое говорят о человеке окружающим, особенно видящим его впервые. При встрече с незнакомым человеком его неосознанно стремятся отнести к какому-либо типу, определенной категории. Первое впечатление является очень стойким и надолго определяет отношение к человеку. Дальнейшее общение может быть затруднено, если его на основе первого впечатления отнесут к типу, который не располагает к симпатии и сотрудничеству. Большинство людей чувствует себя хорошо тогда, когда хорошо выглядит. Кроме того, одежда в определенной мере помогает поддержанию авторитета и работает на имидж. Согласно экспериментальным данным для людей при формировании мнения о качествах личности человека, которого они видят впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность его облика и, в частности, степень соответствия наружности существующему идеалу красоты. Так, люди, лица которых достаточно привлекательны, получают более высокие оценки по всем рассматриваемым личностным свойствам, чем люди, которых считают недостаточно симпатичными. Более высоко оцениваются также и результаты деятельности людей с привлекательной внешностью. Однако «эффект красоты» сильно влияет на мнение о личности только в момент первого впечатления. В дальнейшем оценка данного человека все больше начинает определяться другими факторами, прежде всего характером межличностного взаимодействия.
Улыбка. Наиболее универсальным средством невербального общения является улыбка. Некоторые психологи придерживаются мнения, что люди улыбаются не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать себя счастливее и увереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Однако улыбка может выражать множество отгенков переживаний и иметь много значений. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Существует и широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеского общения в кругу хорошо знакомых людей, но никогда не используется при шакомстве. Никогда не стоит забывать, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не вызывать раздражения собеседника. Специалисты по физиогномике описывают более 20 000 вариантов выражения лица. Люди по-разному воспринимают внешние черты других людей. Так, из 72 опрошенных 9 чел. ответили, что квадратный подбородок — признак сильной воли, 17 чел. — что большой лоб — это признак ума, 3 чел. отождествили жесткие волосы с непокорным характером, 16 чел. связали полноту с добродушием, для 5 чел. невысокий рост — свидетельство властности, для 2 чел. толстые губы — символ сексуальности, для 1 чел. близко посаженные глаза означают вспыльчивость, а для 5 чел. красота — это признак глупости (А. А. Бодалев, 1982). Понимание языка тела может помочь интерпретировать информацию, получаемую от собеседника, понять его состояние (волнуется он или спокоен и т.п.), определить его отношение к вашим словам, установить степень включенности в беседу, готовности к сотрудничеству, выяснить степень искренности собеседника. Использование языка тела помогает произвести выгодное впечатление на собеседника, повысить убедительность речевой информации за счет подкрепления ее невербальными сообщениями, сделать общение более доверительным или более формальным, повысить доступность своего изложения информации, ввести собеседника в заблуждение относительно оценок или намерений.
Помните, что попытки буквально «переводить» смысл различных жестов или поз, за которыми стоят те или иные мысли человека или определенные переживания, являются серьезной ошибкой! Для того чтобы верно интерпретировать смысл невербального поведения собеседника, следует обращать внимание на одновременность тех или иных проявлений (жестов, мимики, поз и т.п.) с получением или передачей информации. Например, пациента спрашивают о его взаимоотношениях с палатной медицинской сестрой. Он отвечает, что никаких проблем нет и отношения замечательные, но при этом отводит взгляд, поправляет очки, потирает нос или покашливает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|