Влияние различных факторов на процесс общения
Существенно улучшить и оптимизировать свои.отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества, как аггракция, эмпатия и рефлексия. Аттракция обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека. Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы: • «то, что я думаю о вас»; • «то, что вы думаете о себе»; • «то, что я думаю о самом себе»; • «то, что вы думаете обо мне»; • «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»; • «то, что вы думаете, что я думаю о вас». В процессе коммуникации человек является ее самым подверженным помехам каналом. Тем не менее информация чаще всего передается именно через людей, что предполагает определенные искажения в информационном процессе. Адекватность восприятия информации ЕЮ многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. 1. Информационные барьеры: • механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение (например, палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную и она, не изложив до конца информацию, уходит);
• неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль (например, медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как «в течение 3 мес вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после 3 мес и не объясняет правила ношения тяжестей); • недостаток информации;
• информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации); • искажение информации.
2. Замещающе '-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (например, медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание). 3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации (например, женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку; сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать по этому поводу). 4. Барьеры непонимания: • фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов; • семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений» (например, медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как «глотать лампочку»).
5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны (например, пациент может не принять критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере). 6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике). 7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации (например, чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом). 8. Сенсорные барьеры:
• физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды); • отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию «что такое?»); • дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение). 9. Психологические барьеры: • недоверие к собеседнику; • незаинтересованность в предмете разговора; • погруженность в другие дела; • предубеждение; • убежденность в собственной правоте; • неуверенность в себе; • самоуверенность; • стремление настоять на своем; • неумение слушать; • неумение выражать свои мысли; • привычка перебивать собеседника. К). Социальные барьеры: • разный статус собеседников; • ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на 11. Организационные барьеры: • передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации); • передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации). Организационные барьеры преодолеть труднее всего, поскольку они связаны с политикой учреждения, стилем управления, т.е. факторами, очень мало зависящими от усилий отдельных специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|