Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение как функция сестринского дела




Медицинские сестры должны владеть навыками сбора инфор­мации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особен­ности пациента, оценивать полученные данные и владеть педаго­гическими приемами. Так как в современном обществе существу­ет потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала за­ключается в использовании современных технологий, профилак­тике и формировании медицинской активности населения по та­ким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профи­лактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры долж­ны иметь представление о методах проведения профилактиче­ской работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с по­вышенным уровнем образования.

В качестве примера можно привести организацию так называ­емых «диабет-школ», целью которых является не только попол­нение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем забо­левании и его лечении, изменение образа жизни и умение управ­лять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике ослож­нений, принципах диеты.

Основными задачами школ сестринского обучения являются:

1) развитие сестринского дела в Л П У;

2) внедрение современных сестринских технологии в практи-ч ее кое зд ра воох ра н е н и е;



\) медицинское просвещение населения;

4) представление медицинской, психологической и социаль­ной помощи больным и их семьям;

5) изменение стиля общения медицинской сестры и пациента С авторитарного на стиль сотрудничества;

6) повышение престижа профессии медицинской сестры;

7) увеличение роли пациента в решении проблем со здоровьем;

8) повышение активности населения по формированию здоро­вого образа жизни.

Новые технологии, современные подходы к лечению дали воз­можность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми за­болеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изме­нилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская сестра должна обучать его новым навыкам. Особое значение приоб­ретает терапевтическое обучение, которое становится важной час­тью ежедневной работы медицинской сестры.

По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение боль­ных— это комплекс важных действий, призванных помочь больно­му управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить разви­тие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физио­терапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Тера­певтическое обучение приводит к улучшению качества и продол­жительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечеб­ном учреждении. Терапевтическое обучение больных — это си­стемный, ориентированный на пациента учебный процесс, кото­рый должен учитывать ряд факторов:

• способность пациента справляться с заболеванием, контро­лировать ситуацию;

• представления пациента о здоровье, его социально-культур­ный уровень;

• потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет.

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качест­венное терапевтическое обучение должно включать в себя предо­ставление пациенту необходимой информации и обязательную пси­хологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственни­ков. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.

Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:

1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;

2) мотивации обучения; 54


 

3) передаче знаний пациенту;

4) выработке умений у пациента;

5) формировании у пациента устойчивых навыков.

Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:

• соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;

• учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;

• проявлять сочувствие к пациенту;

• осознавать потребности пациента;

• учитывать эмоциональное состояние пациента, его представ­ления о заболевании и лечении;

• обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;

• помогать пациентам управлять своим образом жизни;

• оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую
информацию.

Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей кон­кретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, при­ему лекарств, правилам подготовки к исследованиям, рациональ­ному питанию, умению выбирать адекватную физическую нагрузку. Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды паци­ентов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным ме­дицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных.

Таким образом, обучение является важной функцией сестрин­ского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему со­стоянию, сохранить максимально возможный комфортный уро­вень жизни.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требо­ваниям.

1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие каче­ства: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.

2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуаль­ного и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внут­ренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональ­ными знаниями и умениями, широким кругозором.

3. От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дис­циплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настой­чивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответ­ственностью. 55


4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими спо­собностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценно­сти, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.

Педагогический такт — это мера педагогически целесообраз­ного воздействия преподавателя на обучаемого; умение устанав­ливать продуктивное общение (требовательность в сочетании с уважением, душевной теплотой). Он проявляется в уравновешен­ности поведения преподавателя (выдержка, самообладание в со­четании с непосредственностью в общении).

Другими словами, медицинская сестра должна:

• иметь организаторские способности — способность органи­зовать обучающий процесс, быть лидером;

• быть коммуникабельной — уметь налаживать взаимоотноше­ния с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;

• быть конструктивной —уметь проектировать развитие обуча­ющего процесса (как преподнести тот или иной материал, в ка­ком объеме и т.д.);

• обладать экспрессивностью — уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их.

Таким образом, поведение и внешний вид медицинской сест­ры должны внушать пациенту уверенность в том, что она все зна­ет и умеет, готова передать ему свои знания и умения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...