Разум большой и разум малый
Всякий человек, говорили мы по поводу философии Ф. Ницше, це- нен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, то есть к идеалу человечности, — к художнику, философу и святому. А каждое сознание значимо постольку, поскольку оно есть возможность большого созна- ния, большого разума. Но человек, как мы видели, чаще всего живет или вообще не при- ходя в сознание, или живя малым сознанием, малым разумом, почти как супершимпанзе. Малый разум развивает специфические качества чело- века: хитрость, умение приспособиться к жизни, умение добиться отно- сительного комфорта и достатка, не мучаясь над проблемами бытия и смысла жизни, не страдая от несовершенства мира и общества, не оты- скивая новых путей для самовыражения. Никто, конечно, не может осудить человека за то, что он живет ма- лым разумом, потому что перспектива жить большим разумом часто 142 пугает человека. Большой разум — это мудрость, которая часто пред- ставляется малому разуму как безумие. Апостол Павел говорил: «Будьте безумными, чтобы быть мудрыми». Это значит, что в «безумии», в от- речении от малого разума у человека появляется возможность разума большого. Большой разум — это то, о чем ранее говорилось как о «мысли сердца». С помощью большого разума мы не просто воспринимаем мир как совокупность вещей и законов, для этого достаточно и малого разу- ма. Большой разум по-настоящему открывает нам мир как бездонную, бесконечную, завораживающую тайну. Большим разумом мы как бы познаем мир изнутри, мы сливаемся с потаенным и невыразимым в мире, мы — больше не любопытные на- блюдатели, старающиеся хитростью вырвать у мира его тайны и упот- ребить их себе на пользу. Теперь мы сами и есть мир, это он сам себя познает через нас.
Такое видение мира есть у детей, поэтов, у любого мудрого челове- ка — известного ученого или простого обывателя. «Величайший, самый проницательный и сведущий ученый, — писал С. Франк, — человек, которому ведомы в мире содержания и связи, остающиеся тайной для других, — должен, поскольку он сохранил в себе способность вообще видеть саму реальность как она есть — глядеть на мир тем же изумлен- ным, восхищенным, полным благоговения взором, которым глядит на него маленький ребенок». И такая мудрость, конечно, выглядит безумием в глазах обладателя малого разума. Надо было действительно быть безумным, чтобы уви- деть, подобно Демокриту, что мир состоит из атомов и пустоты. Ведь никаких приборов у него не было, и никаких атомов Демокрит видеть не мог. Надо было быть безумцем, чтобы услышать музыку сфер, как ее услышал Пифагор, чтобы увидеть искривляющуюся Вселенную, как А. Эйнштейн. Все, что говорили и писали эти и другие «безумцы», нельзя было вывести ни из каких опытных данных. Нужно было действительно иметь большой разум, жить большим сознанием, быть чистым и неза- мутненным зеркалом Вселенной, разговаривать с ней и прислушиваться к ее невразумительному голосу, которым она доверяла им свои детские секреты. Так, знаменитый астроном Кеплер, помимо научных изыска- ний, занимался составлением гороскопов для важных особ и считал это основным своим занятием — он полагал, что знает особые внутренние тайны движения звезд, чувствует их подспудное влияние на себя и только в силу этого вообще может быть астрономом. Ньютон по тем же соображениям писал алхимические трактаты, искал философский ка- мень и уделял этому не меньше внимания, чем исследованиям по теоре- тической физике. 143 Видение мира большим сознанием — не только не менее важная вещь, чем утилитарно-практическое отношение к миру, оно вообще де- лает возможным любое отношение, любую науку, любые практические действия. Вид звездного неба с загадочно-прихотливым узором светя- щихся и мигающих на нем точек, с таинственным молчанием темных и непроницаемых небесных бездн, с объемлющим человека благоговени- ем и чувством как одиночества перед лицом этого неба, так и своего сродства с ним, — все это, взятое вместе как нераздельное единство, есть в большей мере реальность, считал Франк, чем астрономическая
«действительность», преподносящаяся в астрономической теории.
Избранные тексты
Сознание как поток переживаний, подобный внутренней музыке «Чистая длительность (психологическое время — ВТ.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия ме- жду наличными состояниями и теми, что им предшествовали,.... как бывает тогда, когда мы вспоминаем ноты какой-нибудь мелодии, как бы слившиеся вместе. Разве нельзя сказать, что, хотя ноты следуют друг за другом, мы все же воспринимаем их одни в других, и вместе они напо- минают живое существо, различные части которого взаимопроникают в силу самой их общности? <...> Сильная любовь, глубокая меланхолия захватывают всю нашу ду- шу, тысячи различных элементов сливаются, взаимопроникают, без точных очертаний, без малейшего стремления существовать в отрыве друг от друга. В этом их оригинальность. Они посгепенно распадаются, когда мы начинаем различать в их смутной массе числовую множест- венность. Во что они превратятся, когда мы развернем их, изолировав друг от друга, в однородной среде, которую можно будет назвать, по желанию, пространством или временем?...Всякое чувство есть сущест- во, которое живет, развивается, а следовательно, непрерывно изменяет- ся. Иначе было бы трудно понять, каким образом чувство постепенно приводит нас к определенному решению: ведь решение должно быть принято немедленно. Но чувство живет, потому что моменты длитель- ности, в ко горой оно развивается, пронизывают друг друга: разделяя эти моменты, развертывая время в пространстве, мы отнимаем у чувства его живость и окраску. <...>
Мы забываем, что состояния сознания суть процессы, а не вещи, и что только для удобства языка мы обозначаем их одним и тем же сло- вом. Мы забываем, что они живут и беспрерывно изменяются, а значит, 144 мы не можем вычеркнуть из них ни одного момента, не лишая их како- го-нибудь впечатления, не изменяя их качества и не обедняя их. <...> Итак, существуют два различных «я», одно из которых является как бы внешней проекцией другого, его пространственным и, скажем так, социальным представлением. Мы достигаем первого из них в углублен- ном размышлении, представляющим наши внутренние состояния как живые, непрерывно возникающие существа, как взаимопроникающие состояния, не поддающиеся никакому измерению, последовательность которых в длительности ничего не имеет общего с рядоположностью в однородном пространстве. Но моменты, когда мы вновь постигаем са- мих себя, очень редки, и потому мы редко бываем свободными. Боль- шей частью мы существуем как бы вне самих себя. Мы замечаем только обесцвеченный призрак нашего «я», лишь тень его, которую чистая длительность отбрасывает в однородное пространство. Наше существо- вание развертывается скорее в пространстве, чем во времени; мы живем больше для внешнего мира, чем для себя; больше говорим, чем мыслим; больше подвергаемся действиям, чем действуем сами.» (А. Бергсон. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений в 4 т. Т. 1.М., 1992. С. 93, 107, 135, 151).
Функция снов «Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материа- ла, который восстанавливает — весьма деликатным образом — целост- ное психическое равновесие. Я назвал бы это дополнительной (или компенсаторной) ролью снов в нашей психической жизни. Этим объяс- няется, почему люди с нереальными целями, или слишком высоким мнением о себе, или строящие грандиозные планы, не соответствующие их реальным возможностям, видят во сне полеты и падения. Сон ком- пенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности неадекватного пути. Если же предупредительные знаки сно- видения игнорируются, то может произойти реальный несчастный слу- чай Жертва может упасть с лестницы или попасть в автомобильную катастрофу.
Вспоминается случай с человеком, запутавшимся в большом количе- стве сомнительных афер. У него развилась почти болезненная страсть к альпинизму, в виде компенсации. Он все время искал, куда бы «забраться повыше себя». Однажды ночью во сне он увидел себя шагающим с высо- кой горы в пустоту Когда он рассказал свой сон, я сразу же увидел опас- ность и попытался предупредить ее, убеждая его ограничить свои восхож- дения. Я даже сказал, что сон предвещает его смерть в горах. Но все было напрасно. Через шесть месяцев он-таки шагнул в «пустоту»... 145 Таким образом, сны могут иногда оповещать о некоторых ситуаци- ях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим ее шаг за ша- гом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы соз- нательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессозна- тельным, которое передает информацию в виде снов. Сны часто предупреждают нас подобным образом, хотя далеко не всегда. Наивным было бы поэтому считать, что существует благоде- тельная «рука», которая нас всегда и все время останавливает. Выража- ясь определеннее, служба добродетели иногда работает, а иногда и нет. Таинственная рука может даже указать дорогу к гибели, иногда сны кажутся ловушками, каковыми и оказываются на самом деле. Порой они ведут себя как дельфийский оракул, который предвещал царю то, что, перейдя реку Халис, он разрушит огромное царство. Только после того, как он был полностью побежден в битве, выяснилось, что это царство было его собственное. Имея дело со снами, не следует становиться наивными. Они зарож- даются в духе, который носит не вполне человеческий характер, а явля- ется скорее дыханием природы — дух прекрасного и благородного, равно как и жестокого божества. Чтобы охарактеризовать этот дух, сле- дует скорее приблизиться к миру древних мифологий или к сказкам первобытного леса, чем к сознанию современного человека. <...> ...Символы сна — важные посланники от инстинктивной к рацио- нальной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обо- гащает нищету сознания, так как она учит его снова понимать забытый язык инстинктов». • «'• • ! ' (К Юнг. Подход к бессознательному/УАрхетип и символ. ••no,- г M., 1991. С. 46-48).
• Поговорим о прочитанном: ! л 1. Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том. что я приобре- ту богатства всего мира, а душу свою потеряю»? 2. Можете ли вы согласиться с тем, что не разум, а душа является главным признаком человечности? Ведь немало людей умных, но жестоких и злых. И можно ли представить себе человека, развитого душевно, но глупого и жестокого? 3. Можно ли из предыдущего изложения сделать вывод, что разум, интеллект — это малый разум, а разум, соединенный с душой — большой разум? 4. Замечали ли вы, что иногда в голову приходят неожиданные и правиль- ные решения, которые никак не вытекают из вашего опыта, словно кто- 146 то за вас решил и вам подсказал? Может быть, это проявления «большо- го разума» в вас? 5. Говорят, что человек — самое несчастное из животных, поскольку зара- нее знает о своей будущей смерти. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане? 6. Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным. Психически больны были Ницше, Шо- пенгауэр, великий русский художник М. Врубель и т.д. Фрейд утвер- ждал, что гениальные люди — это люди с совершенно особым устройст- вом психики. Они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей кажутся сумасшедшими. Нередко трудно установить грань между безу- мием и гениальными прозрениями. Иногда кажется, что только безум- ный человек может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов и увидеть нечто совершенно новое. Что вы думаете по этому поводу? 7. Архетипы часто проявляются в сказках — у многих народов, даже жи- вущих на разных континентах, одни и те же сказочные сюжеты: напри- мер, архетип Золушки (бедная девочка превращается в принцессу, гад- кий утенок — в лебедя), архетип пяти пальцев — пяти братьев, которых злая мачеха заводит в лес, а младший брат-мизинец спасает их. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь архетипические сюжеты в сказках или художественной литературе? 8. Согласны ли вы с К. Юнгом в том, что к снам нужно относиться серьез- но, что есть вещие сны, предупреждающие нас?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|