Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон Йеркса-Додсона: определение оптимального уровня




<...> Йеркс и Додсон повторили свой эксперимент, введя новые усло­вия, затруднявшие и облегчавшие различение стимулов. Различение облег­чали, сокращая доступ света в черный туннель и делая его тем самым еще чернее, а затрудняли, сокращая доступ света в белый туннель, так что он больше походил на черный.

Затем отдельным группам мышей давали задачи с легким разли­чением (при пяти разных уровнях электроудара) и с трудным различе­нием (четыре уровня электроудара). По каждой группе определяли ко­личество проб, необходимых для достижения критерия успешного реше­ния задач. Все полученные результаты, в том числе и те, что уже были представлены <...> для задач средней трудности (рис. 1), показаны на рис. 2. Очевидно, что основной результат воздействия переменной труд­ности различения очень высокий. Выделяются следующие общие зако-




100 200


300 400



Рис. 2. Влияние силы электроударов на успешность научения при различных уровнях трудности задач

(опыты на танцующих мышах):

I — трудные, II — средние и III — легкие задачи;

ось абсцисс — сила электроудара (в условных единицах);

ось ординат — среднее количество проб, необходимых для

достижения критерия успешного решения задач


Готтсданкер Р. [Закон Йеркса-Додсона: исследование научения.,.] 253

номерности: во-первых, при всех уровнях интенсивности электроударов быстрее всего научение протекало в тех случаях, когда различать тун­нели было легко. Во-вторых, можно говорить о некотором преимущест­ве при сильных ударах: правые ветви каждого из графиков несколько ниже левых. Однако по-настоящему интересно именно взаимодействие между двумя независимыми переменными, силой электроудара и трудно­стью различения. Гипотеза, о которой мы говорили <...>, подтвердилась. Мы уже знаем, что для задач средней трудности минимальное количество проб, необходимых для успешного научения, приходится на силу удара в 300 единиц. Теперь мы видим также, что для задач с трудным различе­нием этот минимум наступает при более слабом ударе — 195 единиц. И наконец, для самых легких задач результаты продолжают улучшать­ся даже при 420 единицах; весьма вероятно, что при еще более сильном ударе мыши будут научаться еще быстрее.


П. Фресс ОПТИМУМ МОТИВАЦИИ1

Оптимум мотивации. Идея оптимума мотивации, в сущности, столь же стара, как и человеческая мысль, и моралисты всегда осуждали чрез­мерные страсти, из-за которых человек терял контроль над собой.

Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная сти­муляция отрицательно сказывается на нашей эффективности, точнее го­воря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед нами среда. Как говорил в 1920 г. Пьерон, «объективно эмоция, видимо, харак­теризуется также довольно сильной диффузной реактивностью, которая выходит за рамки ответов, непосредственно соответствующих возбужде­нию»2. Даже психологи, признающие континуум активации, отмечают это нарушение адаптации, возникающее, когда интенсивность ситуации становится слишком сильной. Так, Линдслей3 показал, что, когда акти­вация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появ­ляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Однако экспе­риментальное доказательство существования оптимума мотивации было получено гораздо позже ввиду трудностей экспериментального изучения эмоций. Первые работы, в которых был выявлен этот оптимум, не каса­лись собственно эмоций, но они установили зависимость между показа­телем активации и качеством исполнения. Йеркс и Додсон4 были пер­выми, кто обнаружил оптимум мотивации у животных. В следующем параграфе мы вернемся к их важному вкладу в науку. Однако их рабо­ты не сразу получили признание. Даффи5 установила, что результаты де-

1 Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. V. С. 120-125.

2 Pieron H. De l'actinie a Phomme. Paris: P.U.F., 1959. Vol. 2. P. 149.

3 См.: Llndsley D.B. Psychophisiology and motivation // Jones M.R. Nebraska symposium
on motivation. Lincoln: Univ. Nebr. Press, 1957. P. 44—104.

4 См.: Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit
formation // J. сотр. neurol. Psychol. 1908. 18. P. 458-482.

5 См.: Duffy E. The relationship between muscular tension and quality of performance //
Amer. J. Psychol. 1932. 44. P. 535-546.


Фресс П. Оптимум мотивации




70-    
    ■ ■
90-   ■ ■ ■ ■
110- ■ " "jV"  
130- ш>: ■>■ ■
    Ш m
150-   ■ ■ ■ ■
     

Т 60000 50000 40000 30000 20000 10000

Рис. 1. Соотношение между величиной сопротивления

кожи ладони и временем реакции у испытуемого

в различных состояниях бодрствования1

тей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялось с по­мощью динамографа), оказались хуже. Она вновь высказала мысль о су­ществовании оптимума напряжения, зависящего от задачи и индивидов.

Наиболее важный эксперимент был поставлен Фрименом2. Он изме­рял у одного испытуемого время реакции и одновременно уровень сопро­тивления кожи (КГР). Эти измерения, сделанные на протяжении несколь­ких дней и в разное время суток, дали результаты, представленные на рис. 1. На нем отчетливо виден оптимум активации. Шлосберг3, сомне­ваясь в этом, повторил эксперимент, измеряя помимо времени реакции тремор руки (амплитуду дрожания); сопоставив эти два измерения с со-против лением кожи, он получил ту же самую кривую с максимумом.

С этими результатами изучения спонтанного континуума активации, оцениваемой по физиологическим показателям, следует сопоставить дан­ные, свидетельствующие о том, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком ве­лика, исполнение ухудшается.

Это можно наблюдать и в повседневной жизни. Учащиеся теряют­ся на экзамене, военным хорошо известно, что войска лучше маневриру­ют на учениях, чем в бою. Установлено, что в бою лишь треть солдат стре­ляет по команде.

1 По: Freeman G.L. The relationship between performance level and bodily activity level
// J. exp. Psychol. 1940. 26. P. 606.

2 См. там же. Р. 602-608.

3 См.: Schlosberg H. Three dimensions of emotions // Psychol. Rev. 1954. 61. P. 81-88.



Тема 12. Психология мотивации


 



ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ шок

 


УРОВЕНЬ СТИМУЛЯЦИИ

Рис. 2. Оптимум реакции1

Исследование Стеннетта2 показывает отношение между активацией, мотивацией и исполнением. Задача была на слуховое слежение (tracking): испытуемый должен был поворачивать ручку так, чтобы исчез звук, при этом точка, соответствующая нулю, периодически перемещалась програм­мистом. После обучения испытуемого вводились три уровня мотивации:

1) слабая мотивация: задача представлялась как калибровка прибора;

2) средняя: небольшие вознаграждения за успехи;

3) сильная: большое вознаграждение за успех, электрические удары за
неудачу.

Активация, измеряемая по КГР и тонической активности (ЭМГ ак­тивной и неактивной руки), увеличивалась от ситуации 1 к ситуации 3, од­нако лучшие результаты были получены в ситуации 2.

Фримен3 обобщил эти результаты и представил их в виде кривой (рис. 2). Он явно связывает ухудшение эффективности с эмоциональной реакцией, чего не было в прежних исследованиях, в которых сильная активация, измеряемая по мышечному напряжению или уменьшению сопротивления кожи, означала только факт превышения оптимума мо­тивации.

Если точно воспроизвести схему Фримена, то нельзя согласиться со способом выражения переменных, отложенных им на ординатах и осо­бенно на абсциссах. Если принять его формулировку, которая объясня­ется общей концепцией автора, то окажется, что то, что мы назвали уров­нем активации, будет просто энергетическим эффектом стимуляции.

1 По: Freeman G.L. The energetics of human behavior. Cornell Univ. Press., 1948. P. 114.

2 См.: Stennet R.G. The relationship of performance level and to level of arousal // J.
exp. Psychol. 1957. 54. P. 54-61.

3 См.: Freeman G.L. The energetics of human behavior. Cornell Univ. Press., 1948. P. 112.


Фресс П. Оптимум мотивации 257

Эта узкобихевиористская точка зрения не согласуется с психологически­ми фактами и даже с данными нейрофизиологии, которые показывают, что стимуляции воздействует на ретикулярную формацию в зависимости от чувствительности субъекта.

Хебб1 подчеркивает, что ситуация оказывает двоякое действие на нервную систему. Она дает субъекту информацию (cue function), а также посредством восходящей ретикулярной системы определяет уровень ак­тивации (arousal). Если этот уровень повышается и более сложная ситуа­ция требует более тонкой адаптации, то происходит взаимодействие двух систем (cue function и arousal) и при наличии тревожных и эмоциональ­ных реакций наблюдается ухудшение исполнения. Таким образом, Хебб получил кривую, которая имела такую же форму, что и кривая Фримена, хотя он стоял на совершенно иной позиции.

Мальмо2 также предложил аналогичную кривую, устанавливая за­висимость непосредственно между уровнем исполнения и уровнем акти­вации. Ухудшение исполнения при сильной активации, очевидно, связа­но с природой задачи: замедленные реакции в задачах, требующих быст­роты; неловкость, когда надо быть точным; более медленное научение, более низкое качество интеллектуальных решений. Нарушение адапта­ции может выражаться не только в количественной, но и качественной форме, и, в частности, наблюдается ухудшение во всех областях деятель­ности. <...>

Вариации оптимума. Закон Йоркса-Додсона. Оптимум мотива­ции изменяется, очевидно, при каждой задаче. Йорке и Додсон провели в 1908 г. важный эксперимент, который дал одинаковые результаты на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача была более или менее сложной и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно: слабый, средний или сильный электриче­ский удар как наказание за ошибки.

Общие результаты представлены на рис. 3. На абсциссе отложены уровни силы электрического удара, на ординате — число проб, необходи­мых для достижения одного и того же критерия хорошего различения. Три кривые соответствуют трем уровням трудности задачи. Они пока­зывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Однако результаты свидетельству­ют также о том, что этот оптимум зависит и от трудности задачи, поэто­му закон Йеркса—Додсона можно сформулировать следующим образом:

1 См.: Hebb D.O. Drives and the conceptual nervous system // Psychol. Rev. 1955. 62.
P. 243-254.

2 См.: Malmo R.B. Activation. A neuropsychological dimension // Psychol. Rev. 1959.
66. P. 367-386.

17 Зак. 1662



Тема 12, Психология мотивации


 


Трудная задача

+ п

3 Bs

га I к q Ч

X Л

S

ч о

X

Ю о

о

о.

С о

ц


Средней трудности

Легкая А


Слабая Умеренная Большая СИЛА ЭЛЕКТРОУДАРА

Рис. 3. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса—Додсона1

«С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяю­щаяся оптимальную скорость научения, должна приближаться к порого­вой величине». Это означает, что в случае трудной задачи оптимум дос­тигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответ­ствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Такие же результаты были получены Хаммесом2 и Бродхерстом3 на крысах. Другие исследования показали, что усиление возбуждения, или в более общей форме мотивации, влечет за собой ухудшение исполнения.

Так, Кардо4 изучал влияние амфетамина на условную реакцию из­бегания у крыс. Он установил, что слабые дозы улучшают эту реакцию, тогда как сильные вызывают беспорядочные ответы.

1 По: Young P.T. Emotion in man and animal. N. Y.: Wiley, 1943. P. 307.

2 См.: Hammes JJl. Visual discrimination learning as a function of shock fear and task
difficulty // J. сотр. physiol. Psychol. 1956. 49. P. 481-484.

3 См.: Broadhurst P.L. Emotionality and the Yerkes—Dodson Law // J. exp. Psychol.
1957. 54. P. 345-352.

4 См.: Cardo B. Rapports entre le niveau de vigilance et le conditionnement chez Г animal.
Etude pharmacologique et neurologique. Paris: Masson, 1961.


Фресс П. Оптимум мотивации 259

Еще одним подтверждением этого закона являются результаты Патрика1, полученные на человеке. Испытуемого помещали в кабину с 4 дверями, из которой он должен был как можно быстрее найти выход. Для этого нужно было определить дверь, которая не запиралась, причем место искомой двери менялось в случайном порядке, но никогда не по­вторялось два раза подряд. Следовательно, логического решения задачи не существовало, однако испытуемый мог найти более или менее рацио­нальную стратегию. Если усиливали мотивацию испытуемого (в кабине сверху сыпались гвозди или пропускался слабый электрический ток че­рез пол), решения становились менее рациональными, более стереотипны­ми и в конечном счете неэффективными.

1 См.: Patrick J.R. Studies in rational behavior and emotional excitement: the effect of emotional excitement on rational behavior of human subjects // J. сотр. Psychol. 1934. 18. P. 153-195.


X. Хекхаузен

[ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИИ]1

Совершенно очевидно, что поведение описывается как мотивирован­ное либо «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно). Это противопоставление почти столь же старо, как и сама экспериментальная психология мотивации. Оно становится актуальным во всех тех случа­ях, когда исследователи, с определенным успехом сосредоточив свои уси­лия на изучении таких видов поведения, которые служат удовлетворе­нию физиологических потребностей или избеганию негативных физиоло­гических состояний, стараются объяснить все поведение, его изменения (научение) и лежащую в его основе мотивацию посредством внешних иг­рающих роль подкрепления следствий поведения — вознаграждения, от­сутствия вознаграждения и наказания. Подобное чисто инструменталь­ное понимание, сводящее в конечном счете поведение лишь к обслужи­ванию организма, вынужденного восстанавливать нарушенный гомеостаз, всегда вызывало возражение, особенно когда данные, полученные при ра­боте с животными, целиком переносились на человека. <...>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...