Опыта аутотелической деятельности
Первоначально главная цель исследований формулировалась как описание и анализ субъективного опыта, порождаемого внутренне мотивированной деятельностью. Средствами, релевантными такой задаче, являются различные формы самоотчета. В качестве основного инструмента исследования на первом этапе применялась техника интервью и различные виды опросников. Интервью и опросы проводились с людьми, деятельность которых априорно предполагалась полностью или частично внутренне мотивированной и приносящей непосредственное наслаждение (ученые, путешественники, хирурги, баскетболисты, пловцы-марафонцы, шахматисты, композиторы, танцоры рок-н-ролла и др.). Это предположение было подтверждено результатами исследований. Опрашиваемые (респонденты) говорили, что даже при наличии внешних подкреплений, основным стимулом к продолжению или возобновлению деятельности служит она сама. Аналогичный вывод позволял сделать анализ ответов на опросник, в котором предлагалось проранжи-ровать источники удовольствия от деятельности. Большинство респондентов поставили на первое место пункты «удовольствие от деятельности самой по себе» и «опыт, доставляемый деятельностью». Эти пункты значимо предпочитались таким позициям как «соревнование», «престижность деятельности» и т.п. Причем степень аутотеличности, т.е. предпочтение непосредственного наслаждения деятельностью всем остальным источникам удовольствия, оказалась положительно коррелирующей с субъективной оценкой степени вовлеченности в эту деятельность1. Дальнейшие исследования охватили гораздо более широкий круг респондентов и позволили выявить некоторые универсальные черты опыта, появляющегося в любой аутотелической деятельности, вне зависимости от ее содержания и общие для всех людей, вовлеченных в такую деятельность. В ходе этих исследований было показано, что внутренне мотивированными и приносящими непосредственное наслаждение могут быть не только развлекательные, игровые или досуговые виды активности, но и — при определенных условиях — любая деятельность, в том числе трудовая. Многие респонденты отвечали, что независимо от внешних наград главным стимулом их работы служит сама работа. При этом описываемые ими переживания, хотя и варьировали в деталях, в целом имели сходную структуру и много общих элементов. Такая схожесть описаний позволила Чиксентми-
1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in Work and Games. Chicago, 1975. Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 267 хайи выделить «ядро», субъективных переживаний, сопровождающих внутренне мотивированную деятельность. Этим переживаниям в целом он дал название «опыта потока» (flow experience) или просто потока (flow). Это слово наиболее часто использовали респонденты, описывая свой опыт. Поток представляет собой комплекс переживаний, состоящий из следующих элементов: (1) оценка требований ситуации как соответствующих воспринимаемым возможностям и умениям субъекта (т.е. их баланс); (2) чувство контроля своих действий и окружения; (3) ясные цели или требования к действиям и быстрая, недвусмысленная обратная связь; (4) «отсутствие Я» — потеря самоосознавания; (5) слияние действия и осознания; (6) высокая степень концентрации внимания; и, наконец, (7) упомянутое выше свойство аутотеличности, т.е. наличие внутренних наград в самом опыте. Рассмотрим эти характеристики подробнее. 1. Баланс требований и умений. Аутотелическая деятельность обыч
2. Контроль. При оптимальном соотношении (т.е. соответствии 1 Там же. С. 44. 2 Там же. С. 104, 136. 268 Тема 12. Психология мотивации 3. Ясные цели и обратная связь. В состоянии потока деятельность
4. Отсутствие Я. Это переживание, на наш взгляд, наиболее точно 5. Слияние действия и осознания. Это переживание раствореннос 6. Концентрация внимания. Все вышеописанные переживания не 1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredura and Anxiety. The Experience of Play in
2 Там же. С. 87. 3 Там же. С. 86. 4 Там же. С. 104. 5 Там же. С. 123. Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 269 держиваться длительное время без каких-либо усилий. «Моя концентрация как дыхание. Я никогда не думаю о ней»1. Все внешние по отношению к деятельности содержания уходят из сознания, исчезают воспоминания о неприятностях и проблемах, не связанных с наличной ситуацией. Респонденты сравнивали воздействие этого опыта с результатами психотерапии. Следствием такой концентрации могут быть отмечаемые в этом состоянии изменения восприятия окружающего, нарушение чувства времени (часы проходят как минуты) и т.п. Все эти элементы Чиксентмихайи включил в операциональное определение потока. Иначе говоря, присутствие в том или ином виде в самоотчете испытуемого вышеописанных переживаний, а также оценка им данной деятельности как самоценной позволяет идентифицировать опыт этой деятельности как опыт потока. Кроме основных характеристик, можно указать еще некоторые, не являющиеся определяющими, но так же характерные для потока. Так, деятельность, в которой он появляется, нередко воспринимается участниками как несоревновательная и творческая. При ответе на пункт вопросника «На что больше всего похожа эта деятельность?» большинство респондентов выбрали альтернативу «Понимание или открытие чего-то нового». Итак, на первом этапе был описан особый опыт, названный опытом потока. Это определенный вид переживания, которое человек испытывает в процессе какой-либо деятельности, причем само это переживание имеет самостоятельную ценность, независимо от содержания деятельности и может служить достаточным стимулом для продолжения или возобновления деятельности, в которой оно появилось. Факторы потока Основным, определяющим, фактором Чиксентмихайи считает соответствие воспринимаемых требований ситуации и возможностей для действия воспринимаемым способностям к действию и умениям субъекта. При нарушении этого оптимального соотношения в сторону превосходства умений над требованиями деятельность перестает приносить удовольствие и становится скучной. Сдвиг в противоположную сторону, т.е. когда требования превышают умения, тоже сопровождается сменой знака переживания на отрицательный: в таких случаях человек испытывает тревогу, чувство беспомощности перед захлестывающими его требованиями. Зависимость качества опыта от соотношения требований (вызовов) и умений схематически показана на рис. 1. На горизонтальной оси графика рис. 1 представлены умения, а по вертикальной — требования (вызовы). В случае их соответствия (зона, выделенная штриховкой) человек испытывает так называемый оптимальный
1 Там же. С. 86. 270 Тема 12. Психология мотивации тревога
О 5| /\\\V скука g hOxY тревога Способности к действию (умения) Рис 1. Модель состояния потока (по: Csikszentmihalyi, 1975, с. 49) опыт, наслаждение от деятельности или состояние потока. При нарушении этого соответствия в сторону превосходства требований (область над диагональю) возникает сначала беспокойство, а затем чувство тревоги. Отклонение в противоположную сторону вначале приводит к скуке, которая переходит в тревогу, когда несоответствие становится слишком большим. Как отмечалось выше, соответствие между требованиями и умениями является чисто субъективным и, хотя в какой-то мере зависит от объективных показателей успешности деятельности, не определяется ими полностью. Возможность достижения такого баланса в данный момент в свою очередь определяется двумя независимыми факторами: характеристиками деятельности и личностными свойствами субъекта. Рассмотрим фактор деятельности. Как уже было отмечено, существенной чертой опыта потока является его независимость от конкретного содержания той деятельности, в которой он возникает. Однако поток появляется внутри одних деятельностей чаще, чем внутри других. Общими характеристиками таких активностей являются: 1) четкая структурированность деятельности, т.е. объективное нали 2) в деятельности должна присутствовать в явном виде возможность 3) стимулы, релевантные деятельности, должны быть легко отличи Возникновению опыта потока способствует также предрасположенность человека воспринимать данную деятельность как приносящую удовольствие, самоценную, не ориентированную на результат. В действи- Макалатия А.Г, Опыт аутотелической деятельности 271 тельности, количество активностей, мотивированных чисто внутренне, сравнительно невелико. Большинство деятельностей так или иначе подкрепляется извне, но, согласно самоотчетам, в подавляющем числе случаев потока ведущую роль играет внутренняя мотивация. Предрасположенность к восприятию той или иной деятельности как внутренне мотивированной во многом зависит от культуры, в которой живет индивид и его социального окружения. Любое общество предоставляет своим членам особые деятельности досуга, специально предназначенные для получения удовольствия. Существуют и более специфические культурные влияния. Так, например, во многих восточных культурах существуют особые системы религиозных предписаний, выполняющих, по сути, функцию ориентации на поток. Основными для них являются ориентация на настоящее: «не жалей о прошлом и не тревожься о будущем» и принцип «действуй, не думая о результатах», т.е. как бы выделение себя из временной и причинно-следственной перспективы1. Подобные рекомендации встречаются и в современных психотерапевтических системах, например, знаменитое «действуйте здесь и теперь» или «ориентация на бытие»2. Свободный выбор деятельности, исходное (до возникновения потока) отсутствие конкурирующей мотивации так же выступает как фактор ауто-теличности, хотя, по мнению Чиксентмихайи, не является обязательным. Даже вынужденный труд может доставлять удовольствие при достижении баланса требований и умений. Но возможность трансформации первоначально неприятной деятельности в приносящую удовольствие вплотную зависит от личностных свойств самого человека. Путем так называемого когнитивного переструктурирования, включающего в себя: (а) направление внимания на другие аспекты ситуации и собственной деятельности в ней, (б) постановку дополнительных задач или наоборот, (в) игнорирование непосильных требований, возможно достичь переживания потока в любой деятельности, ничего не меняя в реальной ситуации. Показано, что даже монотонная работа на конвейере некоторым людям может приносить положительные переживания3. Было выявлено, что люди различаются в своей способности к когнитивному переструктурированию. Эта способность коррелирует с некоторыми личностными чертами, т.е. люди определенного типа склонны чаще переживать подобный опыт. По наблюдениям Р. Логана, этим людям обычно свойственны большая направленность вовне, на окружающее, отсутствие склонности к рефлексии и высокий уровень самоконтроля4. Им удается с 1 См.: Судзуки Д. Основы Дзен-Буддизма. Бишкек, 1993. 2 См. напр.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 3 См.: Csikszentmihalyi M., Graef R. The Experience of Freedom in Everyday Life // ' См.: Logan R. // Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (ed.). Optimal Experience. Psyhological Studies of Flow in Consciousness. Cambridge, 1988. 272 Тема 12. Психология мотивации помощью когнитивного переструктурирования достичь потока даже в самых нерасполагающих к этому условиях. Более того, для такой аутотели-ческой личности потоком может стать вся жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|