Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Радостная поглощенность действием




В пятой концепции еще более усиливается значимость сопровож­дающего действие переживания как критерия, причем переживания, свя­занного не с Я (типа субъектной каузальности), а с действием. Интрин­сивная мотивация означает в этом случае, как отметил еще Вертхаймер1 в своем исследовании продуктивного мышления, что человек с радостью отдается данному делу, что он полностью погружен в переживание про­двигающегося вперед действия.

Чиксентмихали в своей работе, озаглавленной «По ту сторону ску­ки и тревоги»2, предложил в качестве характеристики интринсивной мо­тивации определенное эмоциональное состояние — радость от активно­сти. При этом он основывался не на теоретических объяснительных под­ходах с их искусственными конструктами, адекватность которых требует экспериментальной проверки, а на описательно-феноменологическом ана­лизе, к которому в современной психологии мотивации относятся несколь­ко пренебрежительно.

«Вместо отношения к радости как к чему-то, требующему объясне­ния в терминах каких-либо иных категориальных понятий, <...> мы по­пытались взглянуть на нее как на самостоятельную реальность, которая может быть понята на основе собственной терминологии»3.

Чиксентмихали попросил шахматистов, хирургов, танцоров и аль­пинистов описать свои профессиональную и осуществляемую на досуге деятельности и прошкалировать то радостное ощущение, которое они ис­пытывают при этом. Выявившееся при опросе центральное описательное понятие он обозначил как «поток» (flow). «Поток» представляет собой радостное чувство активности, когда индивид как бы полностью раство­ряется в предмете, с которым имеет дело, когда внимание всецело сосре­доточено на занятии, что заставляет забывать о собственном Я; «поток» есть «целостное ощущение, испытываемое людьми, когда они полностью отдаются своей деятельности»4.

'См.: Werthelmer M. Productive Thinking. N. Y., 1945.

2 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety. San Francisco, 1975.

3 Там же. Р. 10.

4 Там же. Р. 36.


А.Г. Макалатия ОПЫТ АУТОТЕЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Важнейшей частью этого состояния является наслаждение. Я настолько вовлечен в то, что делаю, что почти забываю о време­ни. Когда я переживаю это состояние, я действительно свободен от скуки и тревоги. Задача бросает мне вызов, но я полностью контролирую свои действия и свой мир. Я чувствую как растут мои способности, я максимально использую все возможности. Я действительно чувствую себя хозяином положения2.

В цитате, приведенной в качестве эпиграфа, хорошо отражены основ­ные особенности аутотелического опыта. Описания особых переживаний, сопровождающих деятельность и порождаемых ею, можно найти уже в психологической литературе XIX века. Например, в лекциях профессора Казанской духовной академии В.А. Снегирева эти явления были описа­ны под названием «волнения деятельности».

Волнение деятельности, имея специфические, не поддающиеся опи­санию особенности, отличающие его от всех других волнений, в то же вре­мя всегда приятно, и при энергичной, успешной деятельности, например, при здоровой, быстрой, энергичной умственной работе, а также при рабо­те физической, когда она сопряжена с сосредоточением внимания и со-путствуется энергичной душевной деятельностью, может достигать высо­кой степени силы и переходить в так называемое наслаждение. Так как в волнении деятельности имеет значение не характер и содержание ка­кого-либо душевного акта или ряда их, а характер общего хода и строя душевной жизни, то это содержание совершенно безразлично для возник­новения его. Все дело состоит в том, чтобы в данный момент в душе была какая-нибудь более или менее энергичная и организованная по своим за-

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 00-06-80115).

2 Allison M.T., Duncan M.C. Women, Work, and Flow // Optimal Experience. Psyhological
Studies of Flow in Consciousness / M. Csikszentmihalyi, I. Csikszentmihaliy (ed.). Cambridge,
1988. P. 121.


Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 265

конам деятельность, сосредоточивающая на себе внимание, степень силы которого всегда служит показателем степени энергии и организованнос­ти душевных процессов. <...>

Нетрудно видеть, что в намеченных нами явлениях, группирующих­ся около волнений деятельности и скуки, как и в самих этих явлениях, мы имеем перед собой предмет великой жизненной важности и значения, требующий самых тщательных исследований и распространения их ре­зультатов. К сожалению, этих исследований доселе почти нет; в системах психологии большей частью эти явления обходятся и не затрагиваются1.

К сожалению, термин «волнение деятельности» не закрепился в сло­варе отечественной психологии, а в связи с устранением метода самонаб­людения эта область явлений сознания была надолго забыта. В зарубеж­ной психологии, после длительного господства бихевиоризма, феномены сознания вновь начинают привлекать внимание исследователей. Одним из таких исследователей является американский психолог М. Чиксент-михайи. Его исследования, начатые в семидесятые годы [XX века] в Чи­кагском университете, вновь возвращаются к описанию и анализу пере­живаний, порождающихся в процессе деятельности. Эти исследования начинались с изучения явлений поведения, традиционно относимых к об­ласти внутренней мотивации. В настоящее время существует множество подходов к изучению данной проблемы. Общим для них является пони­мание внутренне мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно с ним связанных целевых состояний (см. напр, в настоящем издании текст Хекхаузена [Внутренняя и внешняя мотивации]). Такие виды деятельности получили название аутотеличес-ких, т.е. имеющих цель в самих себе. Чиксентмихайи указывает, что ис­следователи, как правило, игнорируют целый пласт явлений, относящих­ся к субъективному опыту, пытаясь объяснить поведение через внешние по отношению к сознанию факторы (например, бессознательные влечения в психоаналитически ориентированных исследованиях, стимулы окружа­ющей среды в бихевиоризме, потребность в самоактуализации в гумани­стической психологии). По мнению автора, эти подходы неизбежно ока­зывались редукционистскими, и хотя они могли объяснить какую-то часть феноменологии, объяснения такого рода неизбежно оказывались односто­ронними, не охватывающими всей полноты и связи явлений поведения и сознательного опыта. Чиксентмихайи считает, что ведущую роль в фено­мене внутренней мотивации играет именно субъективный опыт. Он ут­верждает, что переживания человека можно рассматривать не только как нечто, требующее объяснения, но как самостоятельную реальность, кото­рая может быть понята в своих собственных терминах2.

1 См.: Снегирев В-А. Психология. Харьков, 1893.

2 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in
Work and Games. Chicago, 1975.


266 Тема 12. Психология мотивации

Рассмотрим основные результаты, полученные в рамках «феноме­нологического подхода», успешно развиваемого на протяжении последних десятилетий Чиксентмихайи и его последователями.

Основные характеристики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...