Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П р и н ц и п ы обучения пациентов и членов их с е м е й




Обучение пациента и/или ею близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает зна­чимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходно­го уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицин­ская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким об­разом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, каса­ющиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обуче­нию, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина
Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической
болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что
последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на но­
гах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам.
Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомен­
довал в течение нескольких дней определять водный баланс.
Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и
мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она ста­
ла чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить,
и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты
и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не
знает. • • •.< «,

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информа­цию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефи­цит знаний о водном балансе и технике его определения. После


этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания. Пе­ред составлением плана обучения медицинская сестра должна по­ставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познава­тельную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Гра­мотно поставленная цель должна содержать три компонента (ас­пекта):

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоя­тельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть сле­дующей:

• в познавательной сфере — Нина Петровна будет знать и по­нимать суть определения водного баланса через 2 сут;

• психологической сфере — Нина Петровна будет психологиче­ски готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут;

• эмоциональной сфере — Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам.

В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения нелеп обучения медицинская сестра пла­нирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обуче­ния (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.).

Содержание обучении может быть различным: сохранение здо­ровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержа­ние определенного уровня качества жизни.

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учиты­вая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматривае­мой ситуации план обучения может быть следующим:

1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть оп­ределения водного баланса, чтобы убедить больную в необходи­мости его самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, прави­лах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;

3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;


 

4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчи­тывать водный баланс в процентах;

5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правиль­ность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррек­цию знаний и умений пациентки;

6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обу­чения.

4. Реализация плана обучения. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родствен­никами создают благоприятную для обучения обстановку, выби­рают время его проведения. Если микроклимат помещения не­благоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обуче­ние лучше отложить.

Для успешного обучения можно использовать следующие ме­тоды:

• д е м о н с т р а ц и я — м е д и ц и н с к а я сестра показывает навыки само­ухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонст­рация каждого этапа навыка является важным средством дости­жения целей обучения;

• консультирование — медицинская сестра наблюдает со сторо­ны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;

• разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения,
особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осозна­
ются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести раз­
говор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышает­
ся уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего, что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с меди­цинской сестрой навыка;

5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом
навыка от начала до конца.

Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Меди­цинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию 63,


важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематиче­ски проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения. После реализации плана обу­чения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей:

1) папист хорошо усвоил информацию и приобрел устойчи­
вые к,, (осознает важность и значение информации и может

самостоятельно выполнить навык);

2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (пута­ет показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательно­сти манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирова­ния, внести соответствующие коррективы;

3) папист не усвоил информацию и/или не выработал на­выки.

В последнем случае медицинская сестра неправильно построи­ла весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его инте­рес, не определилась с целями или составила нереальный и невы­полнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.

В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о ре­зультатах обучения, потому что он должен знать, насколько ус­пешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то. как паппент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть:

• адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;

• завышенной;

 

• сниженной;

• нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).

При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.

Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы:

1) четко сформулированная цель обучения;

2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;

3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;

4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;

5) обязательная практическая отработка полезных знаний;

6) эффективное (терапевтическое) общение;

7) умение слушать;

8) терпеливость и настойчивость;


9) поощрение за успехи в обучении;

10) учет состояния пациента во время обучения.

Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообраз­ные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Контрольные вопросы

1. Что оценивает медицинская сестра, организуя процесс обучения

пациента?

2. Какие способы обучения использует медицинская сестра?

3. Как оцепить потребность пациента и его семьи и обучении.'

4. Как понимать термин «мотивация обучения»?

5. В чем состоит содержание сестринскою обучения.'

6. Перечислите п е д а г о г и ч е с к и е приемы, которыми может п о л ь з о в а т ь с я медицинская сестра м Процессе обучения.

 

7. Кто проводит оценку эффективности обучения пациента и его се­мьи?

8. На каком этапе проводится оценка эффективности обучения?



РАЗДЕЛ II МЕТОДОЛОГИЯ СЕСТРИНСКОЙ помощи

ГЛАВА 6 ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ

Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возник­новении заболевания, иначе говоря, создание пациенту макси­мально возможного в данных условиях комфорта.

Здоровье можно определять как динамическое равновесие лич­ности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком сво­их потребностей.

При нарушении удовлетворения потребностей развивается со­стояние дискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои по­требности. Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Таким образом, сестринский уход — это создание пациенту ком­форта, условий, при которых он может самостоятельно удовле­творять свои потребности.

Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организ­ме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нару­шением удовлетворения какой-либо потребности. Например, же­лудочно-кишечный тракт (ЖКТ) обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как есть, пить и выделять. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением удовлетворения этих потребно­стей: у пациента возникают изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и т.д. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений не способна поставить диагноз пациенту и по­влиять на болезнь (это может только врач), но может определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия для их удовлетворения.

Для этого медицинская сестра должна собрать полную инфор­мацию о своем пациенте. Только четко представляя себе, удов­летворение каких потребностей нарушено у пациента, она может


I формулировать цели и задачи сестринского ухода, продумать и I оставить его план, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологиче­ское и психосоциальное целое, медицинская сестра может рассчи-п.пшть на его понимание и поддержку в организации ухода и >ффективно ориентировать больного на улучшение своего состо­яния.

У человека очень много потребностей, различающихся в зави­симости от возраста, здоровья и внешней среды. Однако выделя­ют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека не швисимо от каких-либо условий. Их называют основными жиз­ненно важными или универсальными потребностями. Их необхо­димо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.

Применительно к сестринской практике В.Хендерсон предло­жила классификацию потребностей, основанную на теории иерар­хии потребностей по А. Маслоу. Он расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, и виде пирамиды (рис. 6.1). При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. К потребностям в выживании относятся: дышать; есть; пить; выделять.

Однако человек на протяжении всей своей жизни растет, раз­вивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают жизненно важные потребности, удовле­творять которые необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Эти потребности обеспечивают человеку собствен­ную безопасность — защиту от природных стихий, болезней, со­циальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чис­тым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; под­держивать состояние или быть здоровым; избегать опасности; дви­гаться. Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют осно­вание пирамиды Маслоу.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необхо­димо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и по­нятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей среде. Этого человек достигает, удовлетворяя потреб­ность в общении.

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармо-


Играть, учиться, работать

Слу­жение

Достижение \\ Иметь жизненные ценности успеха

Принадлежность

Общаться

Безопасность

Двигаться; спать, отдыхать; поддерживать температуру тела; избегать опасности; одеваться, раздеваться; быть чистым; поддерживать состояние или быть здоровым

Есть; пить; дышать;, выделять

Выживание

Рис. 6.1. Иерархия основных жизненно важных потребностей

по А. Маслоу

нии, красоте, порядку. На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие само­реализацию человека и развитие его как личности. Это потреб­ность учиться, работать и играть.

Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоци­альные потребности. Все эти потребности человек должен удов­летворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Если проанализировать жизнь каждого человека, станет ясно, что, несмотря на то что потребности отдельного человека и всех людей в целом одинаковы, способ их удовлетворения индивидуа­лен. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни, зависящий от возраста, социокультурною окружения — экологии; знаний, умений, желания и здоровья.

В результате проведенного обследования и сформированной базы данных о пациенте медицинская сестра должна определить те потребности, которые у данного пациента плохо удовлетворя­ются (табл. 6.1).


 

6.1

Таблица

Варианты проявления нарушений потребностей пациента

Проблема, возникающая в результате нарушений потребностей пациента

Критерий Потреб-удовлетворения ность

потребности в норме

Дышать

Дыхание свободное, ритмичное; частота дыхания 16— 20 в 1 мин. Отсутствие жалоб

Одышка. Тахипноэ (частота ды­хания более 20 в 1 мин); бради-пноэ (частота дыхания менее 16 в 1 мин). Патологическое ды­хание (Чейна—Стокеа, Биота, Куссмауля). Боль в груди, свя­занная с дыханием. Удушье. Застой мокроты. Влажный или сухой кашель. Кровохарканье

Пульс ритмичный, обычного наполнения и напряжения (60— 80 уд./мин). Артериальное давле­ние от 100/60 до 140/90 мм рт. ст. Окраска кожи и сли­зистых оболочек обычная

Пульс аритмичный. Тахикардия (частота сердечных сокращений более 80 уд./мин); брадикардия (частота сердечных сокращений менее 60 уд./мин). Пульс малого или большого наполнения и на­пряжения. Гипертензия (АД бо­лее 140/90 мм рт. ст.); гипотен-зия (АД менее 100/60 мм рт. ст.). Окраска кожи синюшная (циа­ноз); покраснение (гиперемия); бледная

Есть, нить Глотание свободное. Зубы сохранены. Аппетит нормальный. Масса тела в норме. Отсутствие жалоб

Глотание затруднено или отсут­ствует. Недостаточное количест­во зубов или они отсутствуют. Нарушения аппетита. Недоста­точное или избыточное питание. Тошнота, рвота. Изжога. Отрыжка. Боли в животе

Выделять Мочеиспускание без­болезненное, моча прозрачная, светло-желтая. Отеки отсут­ствуют. Дефекация безболезненная, про­исходит ежедневно, стул оформленный, без патологических примесей. Отсутствие жалоб

Мочеиспускание болезненное, частое. Задержка или недержа­ние мочи. Изменение прозрач­ности и цвета мочи. Скрытые отеки; явные отеки. Обезвожи­вание. Сухость кожи, снижение ее упругости. Дефекация болез­ненная, жидкий, частый стул; запор; патологические примеси в стуле. Метеоризм. Жажда, сухость во рту


 




Окончание табл. 6.1

Критерии удовлетворения потребности в норме
Потреб­ность

Двигаться

Положение в постели активное. Движения в суставах в полном объеме Состояние полного физического, психо­логического и соци­ального благополучия
Быть здоровым

Поддержи­вать тем­пературу тела

тела

Температура 36-37°С

Спать и отдыхать

Нормальный суточный ритм сна
Одеваться и разде­ваться г- Ьыть чистым

Способность само­стоятельно одеваться и раздеваться Кожные покровы и слизистые оболочки чистые. Волосы чис­тые, расчесанные. Одежда и белье опрят­ные
Избегать опасности

Способность обеспе­чить свою безопас­ность и не создавать опасности для других

Общаться

( -ознание не наруше-о. Речь сохранена. рение и слух еохране-ы. Память, внима-н ие, ориентировкас охранены

70

Пр .

продолжение табл. 6

Проблема,

возникающая в результате

нарушений потребностей папиентя

Положение пассивное, вынуж­денное. Слабость. Ограничение движения, отсутствие движения (параличи, парезы); отсутствие конечностей

Снижение защитных функций организма. Острая или хрони­ческая боль. Нарушение целост­ ности кожного покрова

Температура тела выше 37 °С — лихорадка, гипертермия. Гипе­ремия лица. Кожа сухая, влаж­ная, сухая, горячая на ощупь, «гусиная» кожа, озноб. Чувство жара. Ломота в суставах, мышцах

Сонливость днем, зевота; преры­ вистый сон; отсутствие сна

Снижение или отсутствие силы и активных движений в конеч­ностях. Вынужденное положе­ ние. Дефицит самоухода

Сыпь на коже, расчесы, опрело­сти. Запах изо рта. Волосы грязные, не расчесаны. Неухо­женные ногти. Одежда и белье неопрятные (грязные, мятые)

Дефицит знаний о заболевании здоровом образе жизни. Безраз­личие к состоянию своего здо­ровья или беспокойство о нем Этсутствие адаптации к стрессам л условиям внешней среды.

(Зпаеность падения, получения

1 равмы

дознание нарушено (ступор, co-| op; кома). Расстройства речи.

Г онижение или отсутствие ^ения. Понижение или отсут-

с твие слуха. Когнитивные нару-


 

Проблема, возникающая в результате нарушений потребностей пациента
Потреб­ность

Критерий

удовлетворения

потребности в норме

Иметь жизненные ценности
Нарушения представления о своем внутреннем мире и внешнем облике

Способность выражать свои эмоции, мнения; отправлять религиоз­ные обряды; занимать­ся любимым делом

Работать, играть, учиться
Утрата трудоспособности, способности играть, учиться. Дефицит досуга

Удовлетворение любо­знательности, помога­ющей нормально раз­виваться. Участие в развлечениях и играх

Для удовлетворения потребности в дыхании медицинская се­стра должна обеспечить пациенту удобное положение в постели, периодически проветривать комнату. Для обеспечения потребно­сти в питье и еде она составляет меню, включая в него легкоусвоя­емые продукты, обеспечивающие потребности в витаминах, мине­ральных веществах. Учитываются ограничения по приему жидко­сти. Также медицинская сестра осуществляет контроль суточного диуреза. Для обеспечения потребности пациента в выделении она следит за регулярностью физиологических отправлений, обеспе­чивает комфортные условия, последующий туалет.

Чтобы помочь пациенту поддержать чистоту тела, необходимо регулярно проводить гигиенические процедуры, осуществлять смену белья, следить за опрятным видом одежды. Для поддержа­ния нормальной температуры тела медицинская сестра следит за температурой тела пациента, температурным режимом в комнате и в соответствии с этим регулирует количество одежды и одеял.

Для обеспечения потребности в безопасности больному долж­но быть уютно и комфортно во все моменты его болезни. Меди­цинская сестра должна создать условия, в которых он бы не смог упасть, захлебнуться, поперхнуться и т.д.

Для реализации потребности в движении по разрешению вра­ча проводится комплекс гимнастики в постели. После улучшения состояния медицинская сестра поощряет самостоятельные дви­жения пациента, ходьбу. *

Так как считается, что сон лечит, медицинская сестра должна охранять его покой. Также она организует досуг пациента, по­сильную умственную деятельность (чтение, игры). Для обеспече­ния потребности в общении следует создать атмосферу доверия, оптимистический настрой, морально поддерживать больного. Вес это способствует выздоровлению. Медицинская сестра должна помогать больному в сохранении достойного внешнего вида соот-



™" IW Т У ' ЯТИ« ой

лек ^17ны^ еС,1С,|еНИИ ЛУХ0ВНЫХ 3аПросов


жизни она помогает (Р^игиозных, интел-


ГЛАВА 7 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА


Контрольные вопросы


ДаЙ1С опрсделение
по удовлетворе-

«потр еб-

НЛ" ~

терминам «здоровье», «комфорт» и

А.Маслоу°,ШТе "0ВНЫе жиз,,еннн важ"ь.е потребности человека по

3. Охарактеризуйте пирамиду потребностей А Маслоу

4. Какие проблемы может испытывать человек в результате наруше-

5. В чем заключаются задачи медицинской сестры нию основных потребностей человека?

Нал


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...