П р и н ц и п ы обучения пациентов и членов их с е м е й
Обучение пациента и/или ею близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов. 1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. Приведем пример сбора информации о пациенте. Больная, Нина 2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После
этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения. 3. Определение целей обучения, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта): 1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения; 2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца); 3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей). Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: • в познавательной сфере — Нина Петровна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 сут; • психологической сфере — Нина Петровна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 6 сут; • эмоциональной сфере — Нина Петровна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко 2-м суткам. В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми. После определения нелеп обучения медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 сут, по 20 мин через сутки и т.д.). Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни.
Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим: 1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения; 2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества; 3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;
4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах; 5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки; 6) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения. 4. Реализация плана обучения. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить. Для успешного обучения можно использовать следующие методы: • д е м о н с т р а ц и я — м е д и ц и н с к а я сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения; • консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь; • разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения,
Схема обучения состоит из пяти этапов: 1) изложение необходимой информации; 2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка; 5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию 63, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию. Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения. 5. Оценка результатов обучения. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей: 1) папист хорошо усвоил информацию и приобрел устойчи самостоятельно выполнить навык); 2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 3) папист не усвоил информацию и/или не выработал навыки. В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то. как паппент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть: • адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры; • завышенной;
• сниженной; • нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот). При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению. Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы: 1) четко сформулированная цель обучения; 2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом; 3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким; 4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи; 5) обязательная практическая отработка полезных знаний; 6) эффективное (терапевтическое) общение; 7) умение слушать; 8) терпеливость и настойчивость; 9) поощрение за успехи в обучении; 10) учет состояния пациента во время обучения. Из этого следует, что понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни. Контрольные вопросы 1. Что оценивает медицинская сестра, организуя процесс обучения пациента? 2. Какие способы обучения использует медицинская сестра? 3. Как оцепить потребность пациента и его семьи и обучении.' 4. Как понимать термин «мотивация обучения»? 5. В чем состоит содержание сестринскою обучения.' 6. Перечислите п е д а г о г и ч е с к и е приемы, которыми может п о л ь з о в а т ь с я медицинская сестра м Процессе обучения.
7. Кто проводит оценку эффективности обучения пациента и его семьи? 8. На каком этапе проводится оценка эффективности обучения? РАЗДЕЛ II МЕТОДОЛОГИЯ СЕСТРИНСКОЙ помощи ГЛАВА 6 ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта. Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.
При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Таким образом, сестринский уход — это создание пациенту комфорта, условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворения какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как есть, пить и выделять. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением удовлетворения этих потребностей: у пациента возникают изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и т.д. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений не способна поставить диагноз пациенту и повлиять на болезнь (это может только врач), но может определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия для их удовлетворения. Для этого медицинская сестра должна собрать полную информацию о своем пациенте. Только четко представляя себе, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, она может I формулировать цели и задачи сестринского ухода, продумать и I оставить его план, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медицинская сестра может рассчи-п.пшть на его понимание и поддержку в организации ухода и >ффективно ориентировать больного на улучшение своего состояния. У человека очень много потребностей, различающихся в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Однако выделяют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека не швисимо от каких-либо условий. Их называют основными жизненно важными или универсальными потребностями. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь. Применительно к сестринской практике В.Хендерсон предложила классификацию потребностей, основанную на теории иерархии потребностей по А. Маслоу. Он расположил 14 жизненно важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, и виде пирамиды (рис. 6.1). При этом в основании пирамиды находятся низшие физиологические потребности, так как они являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. К потребностям в выживании относятся: дышать; есть; пить; выделять. Однако человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают жизненно важные потребности, удовлетворять которые необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Эти потребности обеспечивают человеку собственную безопасность — защиту от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться. Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу. На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей среде. Этого человек достигает, удовлетворяя потребность в общении. Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармо- Играть, учиться, работать Служение Достижение \\ Иметь жизненные ценности успеха Принадлежность Общаться
Двигаться; спать, отдыхать; поддерживать температуру тела; избегать опасности; одеваться, раздеваться; быть чистым; поддерживать состояние или быть здоровым Есть; пить; дышать;, выделять Выживание Рис. 6.1. Иерархия основных жизненно важных потребностей по А. Маслоу нии, красоте, порядку. На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности. И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность учиться, работать и играть. Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия. Если проанализировать жизнь каждого человека, станет ясно, что, несмотря на то что потребности отдельного человека и всех людей в целом одинаковы, способ их удовлетворения индивидуален. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни, зависящий от возраста, социокультурною окружения — экологии; знаний, умений, желания и здоровья. В результате проведенного обследования и сформированной базы данных о пациенте медицинская сестра должна определить те потребности, которые у данного пациента плохо удовлетворяются (табл. 6.1).
Таблица Варианты проявления нарушений потребностей пациента
Критерий Потреб-удовлетворения ность потребности в норме Дышать
Одышка. Тахипноэ (частота дыхания более 20 в 1 мин); бради-пноэ (частота дыхания менее 16 в 1 мин). Патологическое дыхание (Чейна—Стокеа, Биота, Куссмауля). Боль в груди, связанная с дыханием. Удушье. Застой мокроты. Влажный или сухой кашель. Кровохарканье
Пульс аритмичный. Тахикардия (частота сердечных сокращений более 80 уд./мин); брадикардия (частота сердечных сокращений менее 60 уд./мин). Пульс малого или большого наполнения и напряжения. Гипертензия (АД более 140/90 мм рт. ст.); гипотен-зия (АД менее 100/60 мм рт. ст.). Окраска кожи синюшная (цианоз); покраснение (гиперемия); бледная
Глотание затруднено или отсутствует. Недостаточное количество зубов или они отсутствуют. Нарушения аппетита. Недостаточное или избыточное питание. Тошнота, рвота. Изжога. Отрыжка. Боли в животе
Мочеиспускание болезненное, частое. Задержка или недержание мочи. Изменение прозрачности и цвета мочи. Скрытые отеки; явные отеки. Обезвоживание. Сухость кожи, снижение ее упругости. Дефекация болезненная, жидкий, частый стул; запор; патологические примеси в стуле. Метеоризм. Жажда, сухость во рту
продолжение табл. 6 Проблема, возникающая в результате нарушений потребностей папиентя Положение пассивное, вынужденное. Слабость. Ограничение движения, отсутствие движения (параличи, парезы); отсутствие конечностей Снижение защитных функций организма. Острая или хроническая боль. Нарушение целост ности кожного покрова Температура тела выше 37 °С — лихорадка, гипертермия. Гиперемия лица. Кожа сухая, влажная, сухая, горячая на ощупь, «гусиная» кожа, озноб. Чувство жара. Ломота в суставах, мышцах Сонливость днем, зевота; преры вистый сон; отсутствие сна Снижение или отсутствие силы и активных движений в конечностях. Вынужденное положе ние. Дефицит самоухода Сыпь на коже, расчесы, опрелости. Запах изо рта. Волосы грязные, не расчесаны. Неухоженные ногти. Одежда и белье неопрятные (грязные, мятые) Дефицит знаний о заболевании здоровом образе жизни. Безразличие к состоянию своего здоровья или беспокойство о нем Этсутствие адаптации к стрессам л условиям внешней среды. (Зпаеность падения, получения 1 равмы дознание нарушено (ступор, co-| op; кома). Расстройства речи. Г онижение или отсутствие ^ения. Понижение или отсут- с твие слуха. Когнитивные нару-
Критерий удовлетворения потребности в норме
Способность выражать свои эмоции, мнения; отправлять религиозные обряды; заниматься любимым делом
Удовлетворение любознательности, помогающей нормально развиваться. Участие в развлечениях и играх Для удовлетворения потребности в дыхании медицинская сестра должна обеспечить пациенту удобное положение в постели, периодически проветривать комнату. Для обеспечения потребности в питье и еде она составляет меню, включая в него легкоусвояемые продукты, обеспечивающие потребности в витаминах, минеральных веществах. Учитываются ограничения по приему жидкости. Также медицинская сестра осуществляет контроль суточного диуреза. Для обеспечения потребности пациента в выделении она следит за регулярностью физиологических отправлений, обеспечивает комфортные условия, последующий туалет. Чтобы помочь пациенту поддержать чистоту тела, необходимо регулярно проводить гигиенические процедуры, осуществлять смену белья, следить за опрятным видом одежды. Для поддержания нормальной температуры тела медицинская сестра следит за температурой тела пациента, температурным режимом в комнате и в соответствии с этим регулирует количество одежды и одеял. Для обеспечения потребности в безопасности больному должно быть уютно и комфортно во все моменты его болезни. Медицинская сестра должна создать условия, в которых он бы не смог упасть, захлебнуться, поперхнуться и т.д. Для реализации потребности в движении по разрешению врача проводится комплекс гимнастики в постели. После улучшения состояния медицинская сестра поощряет самостоятельные движения пациента, ходьбу. * Так как считается, что сон лечит, медицинская сестра должна охранять его покой. Также она организует досуг пациента, посильную умственную деятельность (чтение, игры). Для обеспечения потребности в общении следует создать атмосферу доверия, оптимистический настрой, морально поддерживать больного. Вес это способствует выздоровлению. Медицинская сестра должна помогать больному в сохранении достойного внешнего вида соот- ™" IW Т У ' ЯТИ« ой лек ^17ны^ еС,1С,|еНИИ ЛУХ0ВНЫХ 3аПросов жизни она помогает (Р^игиозных, интел- ГЛАВА 7 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА Контрольные вопросы
«потр еб-
терминам «здоровье», «комфорт» и А.Маслоу°,ШТе 0С"0ВНЫе жиз,,еннн важ"ь.е потребности человека по 3. Охарактеризуйте пирамиду потребностей А Маслоу 4. Какие проблемы может испытывать человек в результате наруше- 5. В чем заключаются задачи медицинской сестры нию основных потребностей человека? Нал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|