Определение проблем пациента
На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться
с е с т р и н с к и м диагностированием состояния пациента. На данном ник- формулируется клиническое суждение медицинской сестры, В котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции. Эта реакция может быть обусловлена заболеванием, изменениями окружающей среды, лечебными мероприятиями, условиями жизни, изменениями динамического стереотипа поведения больного, личными обстоятельствами. Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в США в середине 1950-х гг. Оно было официально принято и законодательно закреплено в 1973 г. Перечень диагнозов медицинской сестры приведен в справочной литературе. Каждый диагноз она должна обосновать применительно к конкретному пациенту. Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем, классификация которых приведена на рис. 8.4. Все проблемы подразделяются на существующие (настоящие, действительные), уже имеющиеся на момент обследования, и потенциальные (осложнения), возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода. Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому и существующие, и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные — наиболее значи-
Проблсмы 1 I Г 1 Приоритетные Второстепенные Приоритетные Второстепенные I I Физиологические Психосоциальные Рис. 8.4. Определение проблем пациента (сестринское диагностиро- Вание) мые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочередного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено. Приоритетными являются: • неотложные состояния; • проблемы, наиболее тягостные для пациента; • проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений; • проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем; • проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу. В зависимости от уровня нарушенных потребностей проблемы пациента подразделяют на физиологические, психологические, социальные и духовные. Однако в силу своей компетенции медицинская сестра не всегда способна решить все виды проблем, поэтому на практике принято их подразделять на физиологические и психосоциальные. Физиологическими проблемами являются боль, дыхательная недостаточность, высокий риск удушья, сердечная недостаточность, пониженный газообмен, гипертермия (перегревание организма), неэффективная терморегуляция, нарушение (расстройство) схемы тела, хронический запор, понос, нарушение целостности ткани, недостаточное очищение дыхательных путей, пониженная физическая подвижность, риск нарушения целостности кожных покровов, риск инфицирования тканей, сенсорные изменения (слуховые, вкусовые, мышечно-суставные, обонятельные, осязательные, зрительные). Психологическими проблемами могут быть дефицит знаний (о заболевании, здоровом образе жизни и т.д.), страх, тревога, беспокойство, апатия, депрессия, трудность контроля эмоций, дефицит семейной поддержки, общения, недоверие к медицинскому персоналу, дефицит внимания к будущему ребенку, страх смерти, чувство ложного стыда, ложной вины перед близкими из-за своего заболевания, недостаток внешних ощущений, беспомощность, безысходность. Социальные проблемы проявляются в социальной изоляции, беспокойстве о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность, дефиците досуга, беспокойстве за свое будущее (трудоустройство, размещение).
Наличие у пациентов существующих проблем способствует возникновению потенциальных, что требует от медицинской сестры постоянного наблюдения за больным и проведения качественных сестринских мероприятий для их профилактики. К потенциальным проблемам относятся риски: • возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, развития контрактур у неподвижного пациента; • нарушения мозгового кровообращения при высоком АД; • падений и травм у пациентов с головокружением; • возникновения ожогов при проведении гигиенической ванны больному с нарушениями чувствительности; • ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств; • развития обезвоживания у пациента с рвотой или частым После обследования, выявления проблем пациента и определения приоритетов медицинская сестра переходит к третьему этапу сестринского процесса — планированию сестринской помощи. Планирование сестринского вмешательства На третьем этапе сестринского процесса медицинская сестра составляет план сестринского ухода за пациентом с мотивацией своих действий. Обобщенная модель плана ухода представлена на рис. 8.5. План сестринского ухода — это подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Планирование сестринской помощи осуществляется при обязательном участии пациента. Мероприятия плана должны быть понятны больному, и он должен быть согласен с ними. Вначале медицинская сестра определяет цели вмешательства и их очередность. Составление плана сестринского ухода
=л-
очередности решения выявленных проблем I Постановка целей: 1) краткосрочных; 2) долгосрочных I Выбор пути решения поставленной цели Обоснование способа реализации цели Т Письменное руководство по уходу Рис. 8.5. Определение целей и планирование сестринских вмешательств Цель — это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по каждой из выявленных проблем пациента. К целям ухода предъявляются следующие требования; • конкретность, соответствие проблеме пациента, например не следует формулировать цель «пациент будет чувствовать себя лучше»; • реальность, достижимость — не следует прогнозировать нереальные цели; • сроки достижения цели — существуют два вида целей: краткосрочные (менее 1 недели) и долгосрочные (недели, месяцы); • формулировка в терминах сестринской (а не врачебной) компетенции; • изложение в формулировках, понятных пациенту, его родственникам, другим медицинским работникам и обслуживающему персоналу. В формулировке цели сестринского ухода должны быть указаны действие, которое необходимо совершить, время, нужное для совершения действия, место, расстояние, условие выполнения действия. Например, приоритетной проблемой пациента является отсутствие глотания. Целью в этом случае будет обеспечение (действие) достаточного поступления жидкости и пищи в организм больного до восстановления функции глотания (время) с помощью зонда (условие). После постановки цели медицинская сестра составляет план ее реализации. При этом она должна руководствоваться стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не с конкретным пациентом. Таким образом, от медицинской сестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной ситуации. Она имеет право дополнить план действиями, не предусмотренными стандартом, если сможет аргументировать свою точку зрения. По мере составления плана медицинская сестра заполняет карту сестринского процесса. Можно использовать форму, показанную в табл. 8.2, которая позволяет обеспечить единообразие заполнения, последовательность, преемственность и контроль за качеством сестринской помощи.
Таблица
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|