Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта сестринского процесса




Цель

План
Реализация Оценка
долго­срочная
кра1ко-срочная

Проблема пациента

Существующая Потенцшольная


 





Применение лекарственных средств

После формулировки целей и составления плана ухода меди­цинская сестра обязана согласовать свои действия с пациентом или его родственниками. Затем она приступает к реализации со­ставленного плана.

8.5. Реализация плана сестринского вмешательства. В и д ы вмешательств

Целью этапа реализации плана является выполнение медицин­ской сестрой действий и их документирование. Для этого медицин­ская сестра использует все типы вмешательств, представленных на рис. 8.6. Она осуществляет запланированные действия само­стоятельно или взаимодействуя с врачами, другими медицински­ми сестрами, младшим медицинским персоналом, самим пациен-

Классификация сестринских вмешательств

По потребности пациента в помощи Временные Постоянные Реабилитирующие

/

По категориям Зависимые Независимые Взаимозависимые

По методам ухода

Оценочно-диагностические

Алгоритмы

неотложной

помощи

Методы общего ухода

Выполнение

лечебных манипуляций

Профилактика осложнений

Создание

бе юпасной

больничной сред ы

Обеспечение

психологической

поддержки

Личностно-ориентированное обучение

Рис. 8.6. Классификация сестринских вмешательств


Рис. 8.7. Виды сестринских манипуляций при уходе за пациентом

том и его родственниками. Однако ответственность за координа­цию и качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Виды сестринских манипуляций при уходе за пациентом приве­дены на рис. 8.7.

По категориям сестринские вмешательства делят на три типа:

1) зависимые — выполняются по назначению врача, но с ис­пользованием знаний, умений и навыков медицинской сестры (например, инъекционное введение лекарственных средств, зон-довые манипуляции, катетеризация мочевого пузыря и т.д.);

2) независимые — выполняются медицинской сестрой на ос­новании самостоятельно принятого решения в силу своей компе­тенции без указания врача. Независимость действий медицинской сестры зависит от степени значимости проблем пациента (приори­тетные или второстепенные);


3) взаимозависимые — медицинская сестра осуществляет со­вместно с другими медицинскими работниками.

Примерами независимых сестринских вмешательств при реше­нии приоритетных проблем могут быть наложение жгута, повязок, придание определенного положения пациенту (при астматическом статусе), искусственная вентиляция легких (ИВЛ), оксигенотера-пия, проведение комплекса сердечно-легочной реанимации, по­мощь при дефиците самоухода и др. Оказывать помощь при не­отложных состояниях (приоритетная проблема) медицинская сест­ра может самостоятельно в соответствии с алгоритмами действий при условии недоступности врача, угрожающе быстром развитии неотложного состояния и если неоказание неотложной помощи приведет к смерти пациента.

При наличии второстепенных проблем медицинская сестра может предпринять следующие независимые действия: оказание помощи пациенту при самообслуживании, придание удобного положения, обучение и консультирование пациента и его род­ственников, организация досуга пациента и др.

Потребность пациента в помощи медицинской сестры обус­ловлена дефицитом способности поддерживать свое независимое функциональное состояние. По этому признаку сестринские вме­шательства классифицируют:

• на постоянные — медицинская сестра берет на себя управле­ние нарушенными функциями организма пациента. В этом слу­чае она помогает ему в буквальном смысле слова жить — дышать, есть, пить, двигаться, общаться;

• временные — уход осуществляется до восстановления нару­шенной функции;

• реабилитирующие — направлены на повышение качества жизни пациента в случаях нарушения тех или иных функций с целью обеспечения самоухода.

Таким образом, четвертый этап сестринского процесса являет­ся определяющим, В результате его реализации у пациента устра­няются проблемы любого уровня, что достигается квалифициро­ванным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций в соответствии со стандартами профессионать-ной деятельности.

8.6. Оценка эффективности ухода. Коррекция плана сестринского вмешательства

R соответствии с концепцией непрерывного улучшения каче­ства Деминга основной задачей пятого этапа сестринского про­цесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необходимости его коррекция (рис. К.8). Оценка


Оценка эффективности сестринского процесс

Изучение исходов заболевания по остаточным проблемам,

в том числе с использованием

набора анкет, шкал, тестов

и опросников

Система внутреннего аудита:

1) оценка сестринского ухода пациентом и его родственниками;

2) удовлетворенность пациента обучением приемам самоухола:

3) самооценка медицинской сестрой своих действий по отношению

к данному больному

Система внешнего аудита —

оценка действий медицинской

сестры руководителем

ц*1И экспертами

У -

Заполнение итоговой части карты сестринского процесса и другой медицинской документации

Общая оценка деятельности и при необходимости корректировка плана

Рис. 8.8. Оценка результатов и коррекция планов сестринских вмеша­тельств

проводится для определения степени достижения поставленных целей, поэтому предварительно следует определить:

• кто будет оценивать желаемые результаты ухода;

• сами цели;

• условия, при которых эти цели будут достигнуты;

• критерии, применяемые для оценки цели; >
«период времени, за который цели должны быть достигнуты.
Для оценки качества сестринских вмешательств и ухода необ­
ходимо учитывать три элемента: структуру, процесс и результат.

Оценка структуры подразумевает оценку предпосылок ухода за пациентом (заболевания, травмы, изменения среды обитания и др.), физических: удобств, организации отделения или учреж­дения, в котором находится пациент, и ресурсов (человеческих и др.).

Оценка процесса означает контроль за выполнением ухода, по­ведением медицинской сестры по отношению к пациенту, его родственникам и другим медицинским работникам. Оценивакгг-99


ся те действия, за которые медицинская сестра несет ответствен­ность.

При оценке результата определяется конечное состояние па­циента, эффективность сестринского ухода. Конечный результат ухода сравнивается с ожидаемым, чтобы оценить, насколько со­стояние пациента соответствует намеченной цели.

Основой определения степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Примерами крите­риев сестринской практики, например, являются регуляция функ­ции мочевого пузыря или кишечника, боль, личная гигиена. Если взять критерий «личная гигиена», стандартом может быть следу­ющее положение: «пациент чистый и сообщает, что чувствует себя уютно».

Основным методом оценки яатяется аудит (от лат. audistus -слушание). Ранее понятие «аудит» означало слушание фактов и аргументов для установления правды. Однако со временем оно утратило широкое значение и стало означать проверку финансо­вых счетов (документов).

Сестринский аудит подразумевает сравнение практической дея­тельности медицинской сестры со стандартом или алгоритмом выполнения сестринских манипуляций. По традиции он прово­дится централизованно. Сестринский аудит включает проверку данных, записанных медицинскими сестрами в документации. Его задачами являются:

• оценка работы медицинской сестры;

• определение компетентности медицинской сестры;

• определение путей улучшения работы в будущем, если необ­ходимо.

Существует два метода оценки - текущий и ретроспективный. Первый проводится в процессе осуществления ухода, второй -при анализе выполненной сестринской работы.

Текущую оценку проводят на основе непосредственного на­блюдения за осуществлением ухода, интервью с пациентом и его родственниками, определения компетентности медицинской се­стры, аудита текущих записей в сестринской документации.

Ретроспективную оценку можно провести, организуя интер­вью с пациентом, его анкетирование, конференцию для персона­ла, аудит записей в сестринской документации после реализации плана ухода.

Компетенция медицинской сестры определяется по ее умению планировать уход, основываясь на анализе ситуации. Компетент­ная медицинская сестра способна устанавливать приоритеты и организовывать свою работу. Главным, хотя и не единственным, критерием компетенции является безопасность. Методом оценки компетенции является наблюдение и анкетирование или шкала для подсчета баллов.


Если за запланированный срок цель сестринского ухода не достигнута, следует выяснить причины неудачи, внести необхо­димые коррективы и составить новый план сестринского процес­са, начиная с первого этапа.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение сестринскому процессу.

2. Сформулируйте цель сестринского процесса.

3. Перечислите этапы сестринского процесса и дайте им характери­стику.

 

4. Какие документы необходимы для осуществления сестринского процесса?

5. Назовите преимущества внедрения сестринского процесса в прак­тическое здравоохранение.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...