Карта сестринского процесса
Цель
Проблема пациента Существующая Потенцшольная
№
После формулировки целей и составления плана ухода медицинская сестра обязана согласовать свои действия с пациентом или его родственниками. Затем она приступает к реализации составленного плана. 8.5. Реализация плана сестринского вмешательства. В и д ы вмешательств Целью этапа реализации плана является выполнение медицинской сестрой действий и их документирование. Для этого медицинская сестра использует все типы вмешательств, представленных на рис. 8.6. Она осуществляет запланированные действия самостоятельно или взаимодействуя с врачами, другими медицинскими сестрами, младшим медицинским персоналом, самим пациен- Классификация сестринских вмешательств
/
По методам ухода
Оценочно-диагностические Алгоритмы неотложной помощи Методы общего ухода Выполнение лечебных манипуляций Профилактика осложнений Создание бе юпасной больничной сред ы Обеспечение психологической поддержки Личностно-ориентированное обучение Рис. 8.6. Классификация сестринских вмешательств Рис. 8.7. Виды сестринских манипуляций при уходе за пациентом том и его родственниками. Однако ответственность за координацию и качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Виды сестринских манипуляций при уходе за пациентом приведены на рис. 8.7. По категориям сестринские вмешательства делят на три типа:
1) зависимые — выполняются по назначению врача, но с использованием знаний, умений и навыков медицинской сестры (например, инъекционное введение лекарственных средств, зон-довые манипуляции, катетеризация мочевого пузыря и т.д.); 2) независимые — выполняются медицинской сестрой на основании самостоятельно принятого решения в силу своей компетенции без указания врача. Независимость действий медицинской сестры зависит от степени значимости проблем пациента (приоритетные или второстепенные); 3) взаимозависимые — медицинская сестра осуществляет совместно с другими медицинскими работниками. Примерами независимых сестринских вмешательств при решении приоритетных проблем могут быть наложение жгута, повязок, придание определенного положения пациенту (при астматическом статусе), искусственная вентиляция легких (ИВЛ), оксигенотера-пия, проведение комплекса сердечно-легочной реанимации, помощь при дефиците самоухода и др. Оказывать помощь при неотложных состояниях (приоритетная проблема) медицинская сестра может самостоятельно в соответствии с алгоритмами действий при условии недоступности врача, угрожающе быстром развитии неотложного состояния и если неоказание неотложной помощи приведет к смерти пациента. При наличии второстепенных проблем медицинская сестра может предпринять следующие независимые действия: оказание помощи пациенту при самообслуживании, придание удобного положения, обучение и консультирование пациента и его родственников, организация досуга пациента и др. Потребность пациента в помощи медицинской сестры обусловлена дефицитом способности поддерживать свое независимое функциональное состояние. По этому признаку сестринские вмешательства классифицируют: • на постоянные — медицинская сестра берет на себя управление нарушенными функциями организма пациента. В этом случае она помогает ему в буквальном смысле слова жить — дышать, есть, пить, двигаться, общаться;
• временные — уход осуществляется до восстановления нарушенной функции; • реабилитирующие — направлены на повышение качества жизни пациента в случаях нарушения тех или иных функций с целью обеспечения самоухода. Таким образом, четвертый этап сестринского процесса является определяющим, В результате его реализации у пациента устраняются проблемы любого уровня, что достигается квалифицированным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций в соответствии со стандартами профессионать-ной деятельности. 8.6. Оценка эффективности ухода. Коррекция плана сестринского вмешательства R соответствии с концепцией непрерывного улучшения качества Деминга основной задачей пятого этапа сестринского процесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необходимости его коррекция (рис. К.8). Оценка Оценка эффективности сестринского процесс Изучение исходов заболевания по остаточным проблемам, в том числе с использованием набора анкет, шкал, тестов и опросников Система внутреннего аудита: 1) оценка сестринского ухода пациентом и его родственниками; 2) удовлетворенность пациента обучением приемам самоухола: 3) самооценка медицинской сестрой своих действий по отношению к данному больному Система внешнего аудита — оценка действий медицинской сестры руководителем ц*1И экспертами У - Заполнение итоговой части карты сестринского процесса и другой медицинской документации Общая оценка деятельности и при необходимости корректировка плана Рис. 8.8. Оценка результатов и коррекция планов сестринских вмешательств проводится для определения степени достижения поставленных целей, поэтому предварительно следует определить: • кто будет оценивать желаемые результаты ухода; • сами цели; • условия, при которых эти цели будут достигнуты; • критерии, применяемые для оценки цели; >
Оценка структуры подразумевает оценку предпосылок ухода за пациентом (заболевания, травмы, изменения среды обитания и др.), физических: удобств, организации отделения или учреждения, в котором находится пациент, и ресурсов (человеческих и др.). Оценка процесса означает контроль за выполнением ухода, поведением медицинской сестры по отношению к пациенту, его родственникам и другим медицинским работникам. Оценивакгг-99 ся те действия, за которые медицинская сестра несет ответственность. При оценке результата определяется конечное состояние пациента, эффективность сестринского ухода. Конечный результат ухода сравнивается с ожидаемым, чтобы оценить, насколько состояние пациента соответствует намеченной цели. Основой определения степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Примерами критериев сестринской практики, например, являются регуляция функции мочевого пузыря или кишечника, боль, личная гигиена. Если взять критерий «личная гигиена», стандартом может быть следующее положение: «пациент чистый и сообщает, что чувствует себя уютно». Основным методом оценки яатяется аудит (от лат. audistus -слушание). Ранее понятие «аудит» означало слушание фактов и аргументов для установления правды. Однако со временем оно утратило широкое значение и стало означать проверку финансовых счетов (документов). Сестринский аудит подразумевает сравнение практической деятельности медицинской сестры со стандартом или алгоритмом выполнения сестринских манипуляций. По традиции он проводится централизованно. Сестринский аудит включает проверку данных, записанных медицинскими сестрами в документации. Его задачами являются: • оценка работы медицинской сестры; • определение компетентности медицинской сестры; • определение путей улучшения работы в будущем, если необходимо. Существует два метода оценки - текущий и ретроспективный. Первый проводится в процессе осуществления ухода, второй -при анализе выполненной сестринской работы.
Текущую оценку проводят на основе непосредственного наблюдения за осуществлением ухода, интервью с пациентом и его родственниками, определения компетентности медицинской сестры, аудита текущих записей в сестринской документации. Ретроспективную оценку можно провести, организуя интервью с пациентом, его анкетирование, конференцию для персонала, аудит записей в сестринской документации после реализации плана ухода. Компетенция медицинской сестры определяется по ее умению планировать уход, основываясь на анализе ситуации. Компетентная медицинская сестра способна устанавливать приоритеты и организовывать свою работу. Главным, хотя и не единственным, критерием компетенции является безопасность. Методом оценки компетенции является наблюдение и анкетирование или шкала для подсчета баллов. Если за запланированный срок цель сестринского ухода не достигнута, следует выяснить причины неудачи, внести необходимые коррективы и составить новый план сестринского процесса, начиная с первого этапа. Контрольные вопросы 1. Дайте определение сестринскому процессу. 2. Сформулируйте цель сестринского процесса. 3. Перечислите этапы сестринского процесса и дайте им характеристику.
4. Какие документы необходимы для осуществления сестринского процесса? 5. Назовите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|