Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гладиаторские бои




Достаточно посмотреть на тяжеленные шлемы гладиаторов и вспомнить шпаги на помпейских фресках, чтобы любому не зашоренному историческими романами человеку стало понятно, что бои гладиаторов были не что иное, как шоу фехтовальщиков и шлемы им нужны были, чтобы в запале боя, не дай бог, кому-нибудь не отрезали ухо, не выкололи глаз и не сделали третью ноздрю. А были ли гладиаторские бои смертоубийством, а не шоу, типа американской драки гигантов «на публику» на ринге? А может, гладиаторами были преступники-убийцы, приговоренные к смертной казни или к пожизненному заключению, в случае победы получавшие помилование или передышку… до следующего поединка?

«Бои гладиаторов известны как связанные с убийством и потерей крови, но я думаю, что то, что мы видим, является военным искусством, которое ориентировалось на зрителя. Чтобы взволновать толпы вокруг арены, воюющие стороны, скорее, показывали свои навыки борьбы, а не сражение за их жизни», – сказал в одном из интервью профессор Стив Так, археолог из университета Майами.

Старейшим из сохранившихся амфитеатров считается Помпейский, с местами для 20 тыс. зрителей. Колизей был рассчитан на 50 тыс. Большое заблуждение думать, что изначально амфитеатры строились для кровавых спектаклей, на самом деле, это был цирк, где давались цирковые представления. Показывались экзотические звери: обезьяны, слоны и львы, которых доставляли из Африки с большими трудностями. Они были слишком дороги, чтобы их убивать. Те же Плиний и Плутарх описывают танцующих слонов, львов, гоняющихся за зайцами и приносящих их дрессировщикам. Так что кровавые бои гладиаторов – большой вопрос. А были ли они умышленно кровавыми или же просто сопряжены с неизбежными в любой силовой борьбе несчастными случаями? Известно, что первые боксерские бои в Англии для одного из боксеров на ринге часто заканчивались летальным исходом.

Нашему представлению о гладиаторах, в первую очередь, мы «благодарны» Голливуду с его фильмом «Спартак», снятым по одноименному роману Рафаэлло Джованьоли и другим «скандальным» историям. На самом деле, чтобы сражаться на арене для удовольствия публики, для зрелища, необходимо быть как минимум хорошо обученным и высококвалифицированным спортсменом и артистом. Чтобы зарезать друг друга, много времени не надо, стоит изловчиться – и «концерт окончен». Свидетельством тому – современные спортивные состязания фехтовальщиков, зрелище явно не для стадионов. С течением времени поэтому и были организованы самые настоящие школы гладиаторов. В них обучали и единоборству с хищниками, что больше всего нравилось публике. Кто выходил из оного победителем, становился самой настоящей звездой, обретал популярность и богатство.

К богатству и славе стремились не только рабы и низшие классы, но и представители высшей знати. Самый известный из них, например, был Коммодус, ставший впоследствии Цезарем, сын Марка Аврелия. Считается, что он провел 1000 поединков и его гонорары за поединок доходили до 500 000 сестерциев. Такие гонорары говорят сами за себя. Говорить о том, что на арене амфитеатров сражались военнопленные или провинившиеся рабы – все равно что согласиться с возможностью добровольно-принудительно поставить на коньки команду бомжей и алкоголиков и заставить трезвыми выступать в НХЛ.

Тема гладиаторов украшает фактически все римские артефакты, от ламп, драгоценных камней и глиняной посуды до крупномасштабных фресок. Изучая антикварную литературу о Помпеях, я нашел в них массу изображений помпейских фресок, которых сегодня уже нигде не увидеть. Там есть и конные гладиаторы со щитами и длинными копьями, совсем как средневековые рыцари, у некоторых даже шлемы с рыцарским забралом, в том числе и «одноглазые», устрашающе-смешные. А также сцены боев. Бои были и с быками, к шее которых на цепи привязывали бойцовую собаку, и с таким разъяренным тандемом приходилось сражаться. В одной руке у гладиатора изображена тряпка, практически похожая на ту, которой пользуется тореро. Ни на одной из этих фресок я не увидел сцены убийства одного гладиатора другим. Зато то, что я увидел на поясе гладиатора, найденного при раскопках в гладиаторских казармах, заставляет еще больше утвердиться в правомерности гипотезы гораздо более поздней гибели Помпей, чем I век н. э.! [134]

Обратите внимание на одежду персонажей, рельефно изображенных на поясе гладиатора. Мужчина с косичкой, или даже в парике, вдобавок с явно не античным головным убором, похожим на треуголку.

Рис. 56. Украшения на поясе гладиатора из Помпей. ARACHNE Forschungsarchiv fü r Antike Plastik, Universitä t zu Kö ln

 

Гладиаторские бои… Кто знает, когда именно они были запрещены? Папы и в Средние века не гнушались подобными зрелищами, которые позже «смягчились» до боя быков и гладиаторы стали тореадорами.

Фердинанд Грегоровиус (1821–1891), писатель и историк, приводит свидетельства боя быков и турнира на манер гладиаторского, организованного римской знатью на арене Колизея 3 сентября 1332 года:

«Мы имеем описание этого боя быков; оно дает нам мимолетные очертания молодых людей и прекрасных дам, блиставших в тогдашнем римском обществе, и целое представление, подобно метеору, проносится перед любопытными нашими очами. Как и в античные времена, так и теперь распределялись сиденья по рангу. Знатные дамы сидели на крытых красным балконах, предводимые по кварталам тремя дамами, прекрасной Жаконой де Вико, Савеллой Орсини и одной дамой из дома Колонн. Народу предоставлено было занимать места как попало. Рыцари-борцы (приглашены были и иностранцы) носили на забралах цвета своих дам и девизы вроде следующих: «Я один, как Гораций; я Эней для Лавинии; я раб римской Лукреции». Орсини, Колонна, Савелли, Анибальди, Асталли, Капоччи Каффарелли, Конти, Патрески, Альтиери, Кореи, Манчини взошли на арену без лат, со шпагами и копьями. Каждый напал на своего быка. Бой был серьезный, на манер любого античного боя гладиаторов. Прекрасные дамы могли восторгаться безумным геройством своих поклонников и оплакивать 18 благородных юношей, лежащих пронзенными рогами быков на арене. Их предали торжественному погребению в С. -Мария Маджиоре и в Латеране. Столь смертоносная игра соответствовала дикости тогдашнего поколения! »

Грегоровиус сомневается в правдивости данного источника и подозревает, что он мог быть создан в XV столетии, когда непотами папы Сикста IV в Риме действительно проводились бои быков и различные турниры. Особенно сомнительна для него такая странная сохранность Колизея в 1332 году, считающегося практически полностью разрушенным еще тысячу лет назад. И в то же время Грегоровиус нисколько не сомневается в свидетельствах о гладиаторских боях Петрарки.

«В ту же самую эпоху даваемы были в Неаполе перед глазами двора кровавые бои гладиаторов, с отвращением виденные и описанные Петраркой»[135]

В Испании этот пережиток былых времен до сих пор процветает. В Барселоне, например, вы можете прямо на выходе из амфитеатра купить колбасу из убитого сегодня на арене быка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...