Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богданов И. Я. Россия на пути к социальному обществу. От автора. Маятник нашей судьбы




 

Богданов И. Я.

 

 

РОССИЯ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

(Социально-политические и экономические аспекты)

 

ОТ АВТОРА

Будучи по конституции социальным государством, de facto Россия до сих пор не соответствует этому высокому с точки зрения экономических реалий и общественной морали статусу. Главная причина несоответствия – удручающий разрыв между доходами различных страт населения. До сих пор страна расхлёбывает последствия хищнической приватизации государственной собственности, в первую очередь – на залоговых аукционах, которая в приснопамятные 90-е годы в мгновенье ока разделила страну на кучку сверхбогатых нуворишей и миллионы обобранных до нитки граждан.

Оставим за скобками общеизвестные последствия такой поляризации: возрастающий социальный нигилизм, неверие в общенациональные ценности и отсюда – фрагментация общества на «своих» и «чужих», нежелание отдавать силы на реализацию общественных задач и т. д.

Тиски экономических санкций, с удручающей регулярностью вводимых против России с середины 10-х годов, добавили новые, ещё более изощрённые проблемы. Стало ясно, что для выживания России жизненно необходим её долгосрочный и неостановимый экономический рост выше мировых показателей. Возможен же он (опять из-за внешних санкций! ), в основном, на внутреннем экономическом контуре. Но рост ВВП на ежегодные чаемые 3, 5% и более за счёт внутреннего потребления невозможен при нынешнем крайне низком платёжном спросе населения. Да, наши граждане готовы в массе своей подвижнически трудиться во благо Отечества, но потреблять плоды трудов своих им попросту не по карману. Образовалась цепь обстоятельств, не разорвав которую, не обеспечив приемлемый уровень доходов народных масс, россияне обречены на унизительное прозябание и отставание от мирового уровня. Отставание навсегда…

Данная монография рассматривает также иные аспекты политико-экономических решений, отказаться от которых, отложить «на потом» уже невозможно. Только сейчас и здесь. Иного – не дано!

 

МАЯТНИК НАШЕЙ СУДЬБЫ

(В качестве предисловия)

 

Качается маятник… В его полной амплитуде – взлёт и падение, чередующиеся с неоспоримым постоянством. Взлёт и падение… Вверх – вниз…

Помимо механической конструкции под названием «маятник» существует маятник ментальный, который для большинства из нас, землян, рано или поздно обращается в метафору, выражающую в строгом метрономном ритме трансформацию в двух плоскостях, чаще всего противоположных не только по вектору движения, но и по своей сути, попеременные трансформации какого-то важного для мира дуалистического явления.    

Назовём одну из полуамплитуд маятника «анализом», а другую – «синтезом» и вот перед нами уже не просто механистическое движение по строгим траекториям, а парадигма, алгоритм, философия процесса познания. Ведь для того, чтобы познать всякое явление, его на начальной стадии необходимо расчленить на составляющие и, в меру собственных способностей уяснив их суть, снова собрать воедино, добавив в новое целое сумму собственных откровений о проанализированных частностях.

И так – раз за разом. Без остановки на отдых, не говоря уже о праздности, без малейшей надежды на успокоительную паузу в святом процессе познания мира, в котором тебе довелось родиться…

Взлёт и падение… Вверх – вниз…

Ни напоминает ли этот вечный двигатель библейское: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Екклесиаст, 3. 5)?..

Книгу, которую предваряет данное Введение, я создавал по сути значительную часть своей жизни учёного. В книгу эту, как в мозаичное панно, вошли составными элементами находки, творческие обретения, прозрения, которые и составляют суть и промежуточный итог каждого истинного научного исследования.

Начав свой творческий путь как экономист, со временем я осознал, что историческая эпоха, в которую все мы оказались погружены, поместила на остриё вселенской проблемы сохранение самой человеческой цивилизации, продолжение жизни, живой ток самоё Времени. Ведь если исчезнет в необратимом катаклизме цивилизация, исчезнет человечество, то не станет и Времени в том понимании и ощущении, в котором оно только и доступно нам в нашей единственной юдоли – на Земле.   

Ответом на обновлённое понимание сущностных миро-ментальных проблем человечества стала моя монография «Экономическая безопасность России» (теория и практика)»[1], которая послужила опорным рубежом для последующих изысканий уже в области безопасности как основного условия не просто развития, но сохранения Государства Российского, а, следовательно, и всей земной цивилизации.  

Такая работа, рассчитанная на годы и годы, потребовала углублённого анализа таких фундаментальных понятий безопасности, как методологических вопросов проблем предмета. Уточнений и глубинных постижений разветвлённой структуры экономической безопасности и сопряжённых с ней структур безопасности социально-экономической и социально-политической, структуры коррупции как основного вызова и опасности для всего общества. Результаты этих тематических исследований представлены в книге.

Напомню, что само понятие «безопасности», примерно, со времени окончания эпохи модерна и утверждения в мировой истории постмодернистских идей и практик, претерпело фундаментальную трансформацию. Безопасность государства и общества традиционно понималась как способность государственных структур и институтов, как морально-патриотическая готовность большинства членов общества выступить (в первую очередь с оружием в руках) на защиту Отечества. Для обеспечения безопасности возводились толстые стены, отрывались глубокие рвы. Жертвы во имя общественной безопасности, в том числе индивидуальные лишения, выражавшиеся в недополучении личных благ, в том числе первоочередных, жизненно необходимых, воспринимались как само собой разумеющиеся предпочтения. «Всё для фронта, всё для победы! ». «Раньше думай о Родине, а потом – о себе…».

Но настали новые времена, и одним из лозунгов узурпировавшего власть в России неолиберального эгоизма стало речение: «Где за надежно защищённые кордоны не пробьётся бронепоезд, просочится товарный состав и будет с радостью встречен охлосом».

Ну, а если в закрытых вагонах «товарняк» из-за «бугра» везёт притихшее до поры до времени стадо троянских коней, как тогда?..

Тогда, фигурально говоря, и настанет последний день Помпеи, а с ним – стремительная и безжалостная расправа с многовековой русской цивилизацией. И если что и сохранится в травмированной памяти грядущих поколений, то лишь невнятные сказания и мифы о ещё одном ушедшем на дно Плещеева озера граде-Китеже.

Задача патриотов-учёных ни в коем случае не допустить такого и подобного развития событий. И не усилением трескучей пропаганды, на которую устойчивая идиосинкразия у подавляющего большинства соотечественник, не допустить, а исподволь, латентными убеждениями, бесспорной аргументацией, реальными и эффективными научными рекомендациями по устранению опасных обществу социальных явлений. В первую очередь борьбой с бедностью.

Выше упомянут охлос – беднейшая, обездоленная страта населения. Такие люди, увы, есть в любой стране. Беда, что в России этих несчастных непростительно много. А ведь они – социальный динамит, мина замедленного действия!   

Весь мой опыт борьбы с бедностью, а он объёмен и многосторонен: теоретические разработки, будирование властных структур по этому вопросу, поиск стратегии и тактики стремительного и радикального уменьшения бедности на проводимых мною семинарах, публицистика газетная, журнальная, лекционная, благотворительность, в конце концов, соответственно обработанный и адаптированный также представлен в презентуемом издании.

Остановлюсь ещё на одном аспекте обсуждаемой темы, который по формальным признакам к теме этой вроде как не относится. Речь о постоянной, кропотливой, разнообразной и настойчивой борьбе учёного, публициста и активного гражданина за недопущение пагубных трансформаций в сознании соотечественников. А коль у кого-либо из них всё-таки случилась беда, и повреждённое сознание уже не различает истинных красок и оттенков в социально-политической картине мира, то речь должна идти не о профилактике (недопущении), а радикальном исправлении мыслительного дальтонизма. Ведь такой «дальтоник», объединения таких коварно обращённых в ересь соплеменников – реальная и жестокая опасность всему племени, обществу, государству, стране.

Теперь – конкретика…

«Право на будущее имеет только тот, кто уважает своё прошлое. История всегда находит путь преемственности, и поэтому её нельзя разделить и зачеркнуть ни одной страницы, даже трагической и печальной», – напоминает впавшим в ересь политико-социального беспамятства президент Фонда исторической перспективы Н. А. Нарочницкая[2].

Относительно легко, без серьёзного противодействия избавлялась наша страна в 80-е годы прошлого века от засилья КПСС и закоренелой советскости. Однако, исподтишка, старательно скрывая намерения и камуфлируя поступки, под сменившей марксистско-ленинскую либеральной и антикоммунистической фразеологией перестройщики горбачёвского призыва сохранили и даже радикализовали марксистскую нигилистическую интерпретацию всей российской истории.   

«Мы целили в коммунизм, а попали в Россию»[3], – признается позже А. А. Зиновьев – учёный, писатель, публицист.

Но верно, что целили только в коммунизм?.. Как показал дальнейший ход перестроечной смуты, целили всё-таки в Россию, используя как инструмент и предлог политического убийства всем надоевший коммунизм.

Потом целью стали все мало-мальски значимые для отечественной истории периоды и события. Подвергли артобстрелу ложью и подлогом все победные для РКК, а затем Советской Армии сражения: Сталинградскую битву, Курскую дугу, войсковую операцию по разгрому фашистов в их логове, Берлине и др. Чернили изо всех сил «сталинских маршалов», в первую очередь – Г. Жукова и, напротив, пытались обелить предателя и коллаборациониста Власова. Наконец подобрались к Ялтинской и Потсдамской конференциям, чьи решения и определили архитектуру послевоенного мироустройства в Европе. Удалась бы подлым хулителям России такая пропагандистская операция, и – нет у Советского Союза, а, значит и у его преемницы России победы во Второй Мировой войне. А что же есть?.. Тождество между сталинским и гитлеровским режимами…   

Как отечественные либералы, так и западные интеллектуалы в наибольшей мере подвергали критике в советском периоде именно времена спасительного для национального сознания отхода от ортодоксального марксизма и попыток сохранить и по возможности преумножить историческую преемственность в общественном сознании, в оценке национальных интересов, которые в наименьшей мере зависели от типа власти. В Советском Союзе случилась и набирала силы идейно-политическая конвергенция идейно-политических основ существующего строя и имперской дореволюционной России. Однако, ей не позволили состояться те силы, которые приговорили как реально испытывающий сложности в своём развитии СССР, так и постсоветскую Россию.

«Пока Россия демонстрировала неспособность найти согласие ни по одному вопросу своего прошлого, настоящего и будущего, весь мир пожинал плоды нашего национального нигилизма и безверия»[4].

Надеюсь, мне удалось показать сколь опасна, пагубна для Отечества нашего преступная «забывчивость» и идейно-нравственная нестойкость отдельных граждан наших в вопросах интерпретации отечественной истории, особенно переломных, государствообразующих её периодов. Сколь недопустимо нам и нашим потомкам пренебрежительно относится к постоянно висящей, как Дамоклов меч над Отчизной, опасности исторических фальсификаций.

 

* * *

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли огонь, и язвы, и бичи,

Тевтонов с Запада, Монгол с Востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного суда!

 

Стихотворение это написано Максимилианом Волошиным 23 ноября 1917 года в Крыму, в Коктебеле. Автор категорически не принял Брестский мир, заключённый большевиками с Германией, и своё несогласие излил в этих апокалиптических строках. Его поэтический Апокалипсис, к счастью, не состоялся. Собственно, для того и пишутся такие «страшные» стихи, чтобы заговорить беду, отогнать её от порога.  

Со схожей целью берусь и я за очередную работу. Более всего желаю, чтобы изложенные в моих статьях, монографиях, книгах предупреждения о многоликих опасностях благополучно миновали страну нашу и наш народ. Такова парадоксальная особенность социолога-футуролога, разрабатывающего тему возможных социально-политических конфликтов и военных угроз: радоваться, когда написанное тобой предупреждение дошло до адресата и помогло ему отвести беду от отчего дома.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...