Формы международных расчетов и способы платежа в международной торговле
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении. Коммерческие банки проводят международные расчеты по поручению своих клиентов — участников внешнеэкономической деятельности. Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты, определяется по соглашению сторон и фиксируется в контракте. Под формой расчетов подразумеваются сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товарораспорядительных и платежных документов Формы расчетов зависят от взаимного доверия торговых партнеров, от сложившейся практики и от степени риска данной страны. Форма расчетов выбирается в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Формы расчетов — это исторически сложившиеся в международной практике способы оформления, передачи, обработки платежных и товарораспорядительных документов и осуществление платежей. В практике международной торговли используются следующие формы расчетов: • авансовый платеж; • оплата после отгрузки; • расчет по открытому счету; • аккредитив; • инкассо. Авансовый платеж предполагает получение полной оплаты авансом перед отгрузкой товара. Авансовый платеж является наиболее безопасной формой расчета для экспортера, так как при такой форме расчета экспортер не подвержен риску отказа иностранного покупателя от платежа. В то же время этот метод является наиболее опасным для импортера, так как он подвержен риску невыполнения экспортером своих обязательств. Оплати после отгрузки. При этой форме расчетов покупатель выплачивает деньги за товары, как только они отгружены. Экспортер посылает сообщение покупателю, извещая его об отгрузке, и ожидает получение платежа. Такая форма расчетов предоставляет определенную защиту экспортерам, так как документы, дающие право распоряжаться товаром, остаются у экспортера до тех пор, пока не будет получен платеж.
Расчет по открытому счету. При такой форме расчетов экспортер представляет импортеру товарораспорядительные документы, минуя банк, и импортер зачисляет причитающуюся экспортеру сумму платежа на открытый счет в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон. Это одна из форм коммерческого кредита. Такая форма расчетов применяется между фирмами, состоящими в длительных деловых отношениях и осуществляющими поставки систематически и, как правило, мелкими партиями; между основной фирмой и ее заграничными дочерними компаниями; с посредническими фирмами, осуществляющими комиссионные и консигнационные операции. Особенность расчетов по открытому счету состоит в том, что движение товаров опережает движение денег. Торговля по открытому счету не обеспечивает защищенность экспортера. Для импортера такой метод расчетов наиболее приемлем, поскольку он избавляет покупателя от риска потери вследствие оплаты еще не полученного товара. Инкассо — это банковская операция, в которой банк выступает в качестве доверенного лица и посредника между экспортером и импортером. Эта операция, предусматривает передачу экспортером поручения своему банку на получение от импортера причитающейся денежной суммы #ли. получение акцепта по векселю против предъявления соответствующих документов, подтверждающих доставку товара или выполнение услуг. Аккредитивная форма расчета — обязательство банка, выдаваемое им по поручению своего клиента-импортера в.пользу экспортера, по которому банк должен произвести платеж или акцептовать тратты экспортера при предоставлении оговоренных в аккредитиве документов.
Расчеты по инкассо и аккредитивам осуществляются на основании унифицированных правил, разрабатываемых Международной торговой палатой и будут подробно рассмотрены далее. Существуют различные способы платежей между экспортером и импортером, каждый из которых имеет свои особенности. Наиболее распространенными в международной практике являются следующие способы платежей: • платежи посредством чеков; • платежи с помощью векселей; • банковские переводы. Платежи посредством выписки чеков. Согласно Единообразному закону о чеках, чек — это денежный документ строго установленной законом формы, содержащий распоряжение чекодателя (владельца счета) своему банку произвести выплату обозначенной суммы чекодержателю. При установлении правил чекового обращения большинство стран руководствуется Женевской конвенцией, установившей Единообразный закон о чеках 1931 г. В соответствии с этим законом чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование «Чек», включенное в текст документа; простое, ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму; наименование того, кто должен платить (плательщика); указание места, где должен быть совершен платеж; дата и место составления чека; подпись чекодателя. Чек относится к оборотным инструментам. Все права по нему могут быть переданы посредством передаточной надписи — индоссамента, проставляемой на оборотной стороне чека или на присоединенном к чеку дополнительном листе (аллонже). Являясь оборотным документом, чек может переходить из рук в руки, от одного держателя к другому и таким образом в самый короткий срок дает возможность погашать платежные обязательства нескольких владельцев, заменяя собой банковский перевод, а также наличные деньги. Основные виды чеков; предъявительские — выписанные на предъявителя и передаваемые путем простой передачи; именные — выписанные в пользу определенного лица и не подлежащие передаче по индоссаменту; ордерные — выписаны в пользу определенного лица, но могут быть переданы по индоссаменту. тОрдер-ные чеки являются наиболее удобными и распространенными видами чеков.
Если покупатель осуществляет платеж с помощью чека, то он может сделать следующий выбор: самостоятельно выставить чек (клиентский чек); поручить выписать чек банку (банковский чек). В расчетах с использованием чеков участвуют чекодатель, чекодержатель, плательщик по чеку — банк. Кроме того, в чековом обращении могут участвовать индоссанты — лица, получившие чек по передаточной надписи, и авалисты — лица, поставившие свою подпись на чеке в качестве гаранта за его платеж. Право выписывать чеки предполагает наличие специального чекового договора между чекодателем и банком-плательщиком. Форма чекового договора произвольная. Основная обязанность чекодателя по чековому договору с банком заключается в том, чтобы своевременно представить ^покрытие по чеку», т. е. указанную в чеке сумму, необходимую банку для выплаты ее держателю чека при предъявлении последнего к платежу. Поскольку выданный чек обязательно должен иметь покрытие, дающее банку возможность оплаты чека за счет средств чекодателя, то законодательства некоторых государств устанавливают ответственность чекодателя за выписку чека без достаточного покрытия, квалифицируя такие его действия как обман, ибо выпуск непокрытых, не обеспеченных платежом чеков отрицательно влияет на развитие чекового обращения. Права и обязанности участников чекового договора заключаются в следующем. Чекодатель — выполняет правила хранения чековой книжки, представляет банку-пЛателыцику своевременно (т. е, к моменту платежа), покрытие, своевременно извещает банк о ставших ему известных утерях и подделках Чеков, чтобы своевременно воспрепятствовать их оплате. Банк-плательщик — оплачивает выставленные на него чеки за счет покрытия или в кредит (овердрафт по счету чекодателя) надлежащему держателю чека. При этом следует помнить, что в конечном счете за оплату чека несет ответственность не банк-плательщик, а чекодатель. Основной постулат классического чекового договора: чекодатель является основным гарантом платежа по чеку. Чекодатель обязан в случае, если чек не будет оплачен по предъявлении, уплатить сумму чека держателю чека или стороне, которая оплатила чек в силу взятых на себя обязательств (индоссанту, авалисту), а также возместить расходы и убытки, вызванные неплатежом. Получить чек не значит получить платеж. Чек является только инструментом для получения денег. Все права по чеку осуществляются по предъявлении его подлинника, поскольку чек является ценной бумагой.
Вексельные расчеты, регулируются специальными нормами права — вексельного права. Многие страны унифицировали свое вексельное законодательство на основе Женевской вексельной конвенции,1 приняв Единообразный вексельный закон о простом и переводном векселе 1930 г. или применив его в своем национальном законодательстве в качестве примерного закона. Эти страны образуют Женевскую систему вексельного права. Другую основную систему вексельного права составляют страны англо-американского права, основанного на законе о переводных векселях 1882 г. Россия относится к Женевской системе вексельного права. В международной практике используются два вида векселя: простой и переводной. В практике международной торговли чаще используется переводной вексель (тратта). Основное различие между простым и переводным векселями, как было отмечено в п. 3.3.5, состоит в том, что простой вексель оформляется и подписывается лицом, которое обязуется выполнить платеж (импортером), и отправляется получателю средств. Переводной вексель (тратта) выписывается экспортером (трассантом) и отправляется импортеру (трассату) для акцепта и последующей оплаты ремитенту. Для того чтобы переводно|[;вексель имел законную силу платежного средства, трассат (должник) должен письменно подтвердить свое согласие произвести платеж по векселю, совершить акцепт тратты, т. е. написать слово «акцептовано», поставить подпись и дату. По Единому вексельному закону предъявление переводного векселя к акцепту должно быть совершено в месте нахождения трассата. Банковский перевод представляет собой простое поручение коммерческого банка своему банку-корреспонденту выплатить по просьбе и за счет перевододателя определенную сумму денег получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной суммы. Банковские переводы могут быть почтовыми, телеграфными или осуществляться по системе СВИФТ. Также в настоящее время созданы неуспешно действуют автоматизированные системы денежных переводов на основе межбанковских электронных систем. В российской практике все большее распространение получают денежные переводы по системе СВИФТ или в формате СВИФТ.
СВИФТ — это сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Оно было создано в 1973 г. представителями 239 банков из 15 стран мира. Штаб-квартира сообщества находится в Бельгии. Членами сиртемы СВИФТ могут быть только банки. Вступая в систему, они становятся акционерами и могут участвовать в управлении работой системы. Филиалы, банков и дочерние структуры могут быть субчленами системы СВИФТ. В 1987 г, было введено новое понятие — «участник СВИФТ». Участниками системы могут быть любые финансовые институты, они не являются членами системы и не участвуют в управлении, но могут пользоваться ее услугами. Члены СВИФТ, субчлены и участники объединены понятием «пользователи СВИФТ». В настоящее время членами системы являются около 2300 банков, а число пользователей СВИФТ превышает 8 тыс. финансовых институтов в 208 странах мира. Целью создания системы СВИФТ было не только осуществление передачи информации между финансовыми организациями с помощью новейших средств телекоммуникации, но и создание унифицированных инструментов для проведения межбанковских расчетов. Российские банки начали вступать в систему СВИФТ в конце 1980 — начале 1990-х гг. Первым российским банком — членом системы СВИФТ стал Внешэкономбанк в 1989 г. В настоящее время более 250 российских банков являются членами системы СВИФТ, а пользователями являются более 450 финансовых институтов в 50 городах России. Основными достоинствами системы СВИФТ являются высокая скорость проведения операций, удешевление их стоимости в результате применения унифицированных форматов сообщений, надежная защита передаваемой информации с помощью новейших технологий. Ежедневно по системе СВИФТ передается более 10 млн сообщений на сумму свыше $3 трлн. Схема документооборота при банковском переводе представлена на рис. 3.6, Банк совершает клиентские переводы за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной им суммы. Банк переводополучателя руководствуется конкретными указаниями, содержащимися в платежном поручении. Платежные поручения передаются между банками посредством телекоммуникационных средств передачи банковской информации (СВИФТ, спринт, телекс). В платежном поручении может содержаться указание о выплате бенефициару соответствующих сумм против представления им коммерческих или финансовых документов (документарный или условный перевод). В разделе «Условия платежа» внешнеторгового контракта указывается, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме банковского перевода, а также банковские реквизиты переводополучателя и сроки платежа. При импортных операциях в заявлении на перевод указываются следующие данные: • номер и дата заявления на перевод; • сумма перевода иностранной валюты (цифрами и прописью) и валюта платежа; • реквизиты сторон заключенной сделки; • наименования и реквизиты банков участвующих в расчетах; • назначение платежа, т. е. основание для перевода: ссылка на номер и дату контракта, паспорт сделки; • срочность платежа4 (исходя из этого банк взимает комиссию за перевод). К преимуществам данного способа платежа можно отнести быстроту совершения операции, простоту документооборота между банками и дешевизну осуществления операций. Однако при этомследует помнить о недостатках банковских переводов, к которым следует отнести безгарантийность, т. е. отсутствие каких-либо гарантий, как следствие этого — риск неплатежа/риск непоставки товара. Вместе с тем простота оформления данной операции и низкая стоимость комиссионных, взимаемых банками за ее проведение, делают этот способ платежа привлекательным. Сегодня в России большинство экспортно-импортных операций совершается с использованием банковского перевода (см. рис. 3.6). Расчеты по инкассо. Правила проведения инкассовых операций изложены в документе URC 522 «Унифицированные правила по инкассо», публикация Международной торговой палаты № 522 редакция 1995 г., вступили в действие с 1.01.1996 г. В этих Правилах даются определения основных понятий инкассо. Инкассо — это операции, осуществляемые банками на основании полученных инструкций с документами в целях: получения платежа и/или акцепта; • выдачи коммерческих документов против платежа и/или против акцепта; • выдачи документов на других условиях. Документы, используемые в международных расчетах, подразделяются на финансовые и коммерческие документы. Финансовые документы — это переводные векселя, простые векселя, чеки или тому подобные документы, используемые для получения платежа деньгами. Коммерческие документы — это счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные документы или другие документы; не являющиеся финансовыми. Стороны, участвующие в инкассо: • «доверитель» — сторона, которая поручает банку обработку инкассо; • «банк-ремитент» — банк, которому доверитель поручил обработку инкассо; • «инкассирующий банк» — любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в обработке инкассового поручения; • «представляющий банк» — инкассирующий банк, делающий представление плательщику; • «плательщик» — лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением. Инкассо подразделяется на чистое и документарное инкассо. Чистое инкассо означает инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. Документарное инкассо означает инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо инкассо коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами. Различают следующие виды документарных инкассо. Документы против акцепта — инкассирующий или представляющий банк вправе выдать документы после акцепта тратты трассатом (импортером). При этом импортер получает товар еще до оплаты, товар он может сразу же реализовать и таким образом получить средства для оплаты тратты в срок ее погашения. При таком виде инкассо продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа взамен на акцепт трапы покупателем. В этом случае продавец подвергается риску неуплаты в течение всего срока до погашения тратты. ^ Документы против платежного обязательства — инкассирующий или представляющий банк передает документы покупателю против платежного обязательства, содержание которого определяется продавцом (доверителем) или банком-ремитентом. Это может быть либо немедленная оплата, либо предоставление безотзывной гарантии оплаты. Ответственность за ясное и оддюзначно^ указание условии выдачи документов лежит на стороне, которая подготавливает инкассовое поручение, Механизм расчетов с использованием документарного, инкассо заключается в следующем: I. Определение условий документарного инкассо. Все условия инкассо оговариваются сторонами в разделе «Условия платежа» при заключений внешнеторгового контракта. II. После осуществления отгрузки товара экспортер составляет комплект необходимых товарораспорядительных документов (оговоренных в контракте). В этот комплект входят транспортные документы (коносамент, накладные), счет-фактура, страховой полис, сертификат о происхождении товара, упаковочный лист и т. д. Все документы экспортер (доверитель по инкассо) представляет в банк-ремитент и инструктирует банк обо всех условиях инкассового поручения. Все документы, посылаемые на инкассо, Должны сопровождаться инкассовым поручением, указывающим, что инкассо подчиняется URC 522, и содержащим полные и точные инструкции. Банкам разрешается действовать только в соответ- ствии с инструкциями, содержащимися в таком инкассовом поручении. В инкассовом поручении должна содержаться следующая информация:1 • реквизиты банка, от которого было получено инкассо, включая полное наименование, почтовый адрес и адрес СВИФТ, номера телефона, телекса, факса и референс; • реквизиты доверителя, включая полное наименование, почтовый адрес, телефон и факс; • реквизиты плательщика, включая полное наименование, почтовый адрес, телефон и факс; • реквизиты представляющего банка, если таковой есть, включая полное наименование, почтовый адрес, телефон и факс; • сумма(ы) и валюта(ы), которые должны быть инкассированы; • список прилагаемых документов и порядковый номер каждого из документов; • условия, на которых должен быть получен платеж или акцепт; • условия выдачи документов против платежа и/или акцепта или других условий; • комиссия, которая должна быть взыскана, с указанием того, допускается ли отказ от права взимания комиссии; • процент, который должен быть взыскан, включая ставку процента, период и базу начисления процента, с указанием того, допускается ли отказ от права взимания процента; • метод платежа и форма извещения о платеже; • инструкции на случай неплатежа, неакцепта и/или несоответствия другим инструкциям. Обычно инкассовые поручения составляются на специальных бланках. Очень важно ясно и полностью указать все детали, необходимые для совершения документарного инкассо, так как после получения инкассового поручения инкассирующий банк и банк-ремитент руководствуются в своих действиях только условиями, содержащимися в инкассовом поручении. Инкассовые поручения составляются, как правило, в 5 экземплярах. III. Банк-ремитент проверяет наличие всех перечисленных документов, проверяет их на соответствие по внешним признакам тем, которые указаны в инкассовом поручении, и регистрирует в специальном журнале. IV. Банк-ремитент отсылает первый экземпляр инкассового поручения и документы инкассирующему банку. Четвертый экземпляр инкассового поручения вместе с копиями счетов-фактур остается для контроля в банке-ремитенте. Пятый экземпляр инкассового поручения выдается экспортеру (доверителю) в качестве расписки банка о принятии документов на инкассо. Третий экземпляр инкассо отправляют с оригиналом коносамента в инкассирующий банк. Второй экземпляр инкассо будет служить запросом инкассирующему банку о причине неуплаты, если платеж не поступит вовремя. V. Отосланные на инкассо документы до получения платежа учитываются на VI. Инкассирующий банк по получении документов уведомляет покупателя VII. Инкассирующий банк информирует банк-ремитент о получении докумен А. В случае инкассо -«документы против платежа»: 1. Импортер знакомится с документами и, если у него нет возражений, предъявляет в инкассирующий банк заявление на перевод в оплату инкассовых документов. 2. Инкассирующий (представляющий) банк проверяет наличие необходимых средств на счете импортера и выдает документы, присланные на инкассо, импортеру. 3. Инкассирующий банк.дебетует счет импортера на сумму, указанную в заявлении на перевод. 4. Инкассирующий банк переводит денежные средства банку-ремитенту. 5. Банк-ремитент зачисляет деньги на счет экспортера. 1. Импортер (трассат) акцептует тратту с обязательством оплатить ее в срок платежа. 2. Инкассирующий (представляющий) банк извещает банк-ремитент об акцепте. В зависимости от инструкций, указанных в инкассовом поручении, акцептованная тратта остается у инкассирующего или представляющего банка или возвращается банку-ремитенту вместе с инкассовым поручением. 3. Если тратта остается в инкассирующем банке, то за три дня до наступления платежа по тратте импортер предъявляет в банк заявление на перевод в оплату тратты. 4. Инкассирующий банк дебетует счет импортера на сумму, указанную в заявлении на перевод. 5. Инкассирующий банк переводит денежные средства банку-ремитенту. 6. Банк-ремитент зачисляет деньги на счет экспортера. Банки, участвующие в расчетах по инкассо, не несут ответственности за неуплату или неакцепт тратт. В случае неплатежа или неакцепта банк импортера обязан известить о неплатеже или о неакцепте банк-ремитент или доверителя. Преимущество инкассо Зля экспортера: инкассо дает экспортеру гарантию в том, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока им не будет произведена оплата или акцепт финансовых документов. Недостатки инкассо для экспортера: • отсрочка получения платежа экспортером (интервал между отгрузкой товара и предъявлением банку документов и получением денежных средств); • риск того, что импортер может отказаться от оплаты или оказаться неплатежеспособным к моменту получения банком импортера товарных документов. Для устранения этих недостатков применяются следующие условия: • оплата импортером товара производится против телеграфного извещения банка экспортера о принятии им на инкассо товарных документов и об отсылке их банку импортера; • оплата производится третьим лицом (обычно банком) за счет средств импортера, находящихся у него на депозите; • импортер предоставляет банковскую гарантию об оплате в пределах определенной суммы. Документарные аккредитивы. Правила проведения аккредитивных операций изложены в документе «Унифицированные правила и обычаи по документарным аккредитивам». С 1.07.2007 г. вступила в действие новая редакция данных правил: UCP 600.1 В этих Правилах даются определения основных положений и понятий аккредитивных операций. Аккредитив — это соглашение, в силу которого банк, действуя по просьбе и на основании инструкций клиента, должен: • произвести платеж бенефициару или оплатить или акцептовать тратты бенефициара; • или дать полномочия другому банку произвести платеж либо оплатить или акцептовать тратты; • или дать полномочия негоциировать (купить) тратты против предусмотренных документов, если соблюдены все условия аккредитива. Стороны, участвующие в аккредитиве: • «шриказодатель аккредитива?» — сторона, которая обращается в банк с заявлением об открытии аккредитива; • «банк-эмитент» — банк, открывающий аккредитив; • «исполняющий банк» — банк, уполномоченный на платеж, негоциацию или акцепт тратт экспортера; • «авизующий банк» — банк (как правило, банк экспортера), который авизует аккредитив по запросу банка, открывшего аккредитив. Авизующий банк проверяет по внешним признакам подлинность аккредитива, но не берет на себя никаких обязательств гарантии платежа экспортеру; • «подтверждающий банк» — банк, подтверждающий аккредитив, т. е. добавляющий свое твердое обязательство платежа в дополнение к обязательству банка-эмитента; • «рамбурсирующий банк» — банк, предоставляющий возмещение за платежи по аккредитиву; • «бенефициар» — сторона, в пользу которой открыт аккредитив (рис. 3.8). Виды аккредитивов. Виды аккредитивов можно классифицировать по разным признакам. По возможности досрочного отзыва или изменения условий аккредитивы бывают отзывными и безотзывными. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара в случае ухудшения финансового положения импортера и опасения в отношении оплаты им товарных документов. Новая редакция UCP 600 не рассматривает такой вид аккредитивов. Новые Правила охватывают только безотзывные аккредитивы и больше не распростра няются на отзывные аккредитивы, которые в современных условиях не находят практического применения и не рекомендуются к использованию в международных расчетах. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (банком импортера) без согласия банка-эмитента подтверждающего банка (при наличии такового) и бенефициара (экспортера), в пользу которого он открыт. Аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. В случае отсутствия подобного указания аккредитив считается безотзывным.3 В соответствии с новой редакцией Правил U.CP 600, вступивших в действие с 1. 07. 2007 г., все аккредитивы являются безотзывными.2 По степени обеспечения платежа аккредитивы бывают подтвержденными и неподтвержденными, покрытыми и непокрытыми. Неподтвержденный аккредитив — это аккредитив, при котором банк-корреспондент только авизует аккредитив бенефициару, не принимая собственного обязательства платежа по аккредитиву. Подтвержденный аккредитив — это аккредитив, при котором банк-эмитент уполномочивает другой банк (подтверждающий банк) подтвердить открытый им безотзывный аккредитив. Подтверждение аккредитива составляет твердое обязательство подтверждающего банка в дополнение к обязательству банка-эмитента произвести платеж по документам, соответствующим аккредитиву и предъявленным в срок. В этом случае у бенефициара имеются два независимых обязательства, т. е. обязательство банка-эмитента и обязательство подтверждающего банка. Покрытый аккредитив — это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предварительно предоставляет покрытие (валютные средства в сумме аккредитива) в распоряжение исполняющего банка с условием возможности его использования для выплат по аккредитиву. Аккредитивы подразделяются также и по способу их исполнения: • аккредитивы с платежом по предъявлении; • акцептные аккредитивы; • аккредитивы с отсрочкой платежа; • негоциируемые аккредитивы; • аккредитивы «с красной оговоркой» (авансовым платежом); • автоматически возобновляемые (револьверные) аккредитивы; • резервные аккредитивы (аккредитивы «стенд-бай»); • переводные (трансферабельные) аккредитивы. Аккредитивы с платежом по предъявлении — аккредитивы, при которых платеж происходит в форме «документы против платежа». Расчеты с бенефициаром производятся непосредственно после предоставления оговоренных в аккредитиве документов. Являются самым распространенным видом аккредитивов. Акцептные аккредитивы — аккредитивы, предусматривающие форму платежа «документы против акцептам. При предъявлении документов производится акцептование представленного векселя. Аккредитивы с отсрочкой платежа — аккредитивы, при которых бенефициар получает платеж не по предоставлению документов, а в более поздний срок, предусмотренный в аккредитиве. При предоставлении документов бенефициар получает письменное согласие исполняющего банка произвести платеж при наступлении оговоренного срока платежа. Отличие данного вида от предыдущего заключается в отсутствии акцептованной тратты. Негоциируемые аккредитивы — аккредитивы, исполняемые путем негоциации. Негоциация означает покупку исполняющим банком тратт (выставленных на банк иной, чем исполняющий) и/или документов, соответствующих условиям аккредитива, путем авансирования или согласия исполняющего банка авансировать средства бенефициару до наступления срока платежа по аккредитиву.1 При использовании таких аккредитивов исполняющим может быть назначен специально уполномоченный банк или им может быть любой банк. Аккредитивы «с красной оговоркой* {авансовым платежом) — аккредитивы, при которых исполняющий банк может выплатить экспортеру определенную часть суммы авансом, еще до предоставления документов, предусмотренных аккредитивом. Это условие раньше писали красными чернилами, поэтому сохранилось название «с красной оговоркой*. Как правило, выплата аванса осуществляется против предъявления экспортером складской расписки или аналогичного документа. Автоматически возобновляемые (револьверные) аккредитивы — это аккредитивы, которые используются при периодической поставке партий товаров через согласованные промежутки времени. Обычно револьверные аккредитивы предусматривают автоматический порядок возобновления суммы (квоты) аккредитива через определенный промежуток времени по мере использования. Оговариваются общая сумма аккредитива и величина квоты. Расчеты могут производиться на кумулятивной или некумулятивной основе. Если какая-то частичная выплата с фиксированной датой была пропущена или не полностью использована, при кумулятивной основе неиспользованные остатки можно прибавить к последующим частичным выплатам. При некумулятивной основе неиспользованные остатки нельзя прибавлять к последующим выплатам. Резервные аккредитивы (аккредитивы ^стенд-бай*) — эти аккредитивы служат для покрытия рисков неисполнения и по своему содержанию сходны с гарантиями. Применяются большей частью в США, где банки имеют ограниченные возможности выдачи банковских гарантий. Переводные (трансферабельные) аккредитивы — эти аккредитивы применяются при сделках с участием торговых посредников или генеральных подрядчиков. При таком аккредитиве покупатель открывает аккредитив в своем банке на имя первого получателя-бенефициара (посредника), обязательно указывая, что это переводной аккредитив. Первый бенефициар переводного аккредитива (посредник) поручает своему банку (переводящему банку) перевести аккредитив (полностью или частично) на второго бенефициара (поставщика). Поставщик отгружает товары и предоставляет документы в свой банк, эти документы пересылаются в переводящий банк, затем документы пересылаются банку-эмитенту аккредитива. С помощью таких аккредитивов посредник имеет возможность выполнить обязательства перед поставщиком путем использования аккредитива, открытого покупателем, не прибегая к использованию других кредитных ресурсов. Аккредитивная форма расчета по сравнению с другими формами расчетов предполагает наибольшее участие банков. Для банков это наиболее трудоемкая форма, и поэтому является наиболее дорогой. Работа с аккредитивами связана с проверкой документов на соответствие условиям аккредитива. Все условия аккредитива указываются приказодателем аккредитива при составлении заявки на открытие аккредитива. При открытии аккредитива банк составляет специальное досье на каждый аккредитив. В это досье подшиваются все документы, относящиеся к открытому аккредитиву, и вся переписка, связанная с выполнением аккредитива. Преимущества аккредитивной формы расчетов для экспортера состоят в следующем: • гарантия оплаты отгруженного товара банком, открывшим аккредитив, а при подтвержденном аккредитиве — также банком, подтвердившим аккредитив; • получение платежа сразу же после поставки товара и предъявления банку документов, подтверждающих выполнение условии аккредитива. Для импортера аккредитив дает гарантию того, что платеж в пользу экспортера будет произведен только после предъявления последним документов, удостоверяющих выполнение всех условий аккредитива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|