Психологическая школа права Л.И. Петражицкого.
Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов. С точки зрения представителей психологической школы, обусловливающие существование и действие права коренятся в психологии личности или социальной группы. Родоначальником школы является французский социолог и юрист Г. Тард (1843-1904 гг.), считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания, но наибольшее развитие психологическая школа права получила в трудах российского ученого Л. И. Петражицкого. (1867-1931 гг.) родился в дворянской семье выходцев из Польши. Учился на медицинском факультете Киевского университета, но, не закончив, перешел на юридический, защитил магистерскую диссертацию, депутат 1-й Государственной думы. Основные произведения: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, как правило, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом. Интуитивное право - р егулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности и пр. Принципы интуитивного права: «действовать по справедливости», «по доброй совести» - могут быстро меняться.
Позитивное право. Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею: · обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право; · правила «игр» - позитивное игорное право; · научное право, т.е. правила, содержащиеся в научных сочинениях; · право изречений религиозно-этических авторитетов · договорное право; · право преступного мира; · светское право; · право юридических поговорок и пословиц и т.д.; · официальное право, т.е. нормы, созданные государством. Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, менее подвижно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние. В свою очередь, и позитивное право оказывает влияние на развитие интуитивного права человека: через воспитание в семье, школе и последующую социализацию. Следовательно, приходил к выводу Петражицкий, законодатель не только должен изучать и учитывать в ходе законотворческой деятельности различные виды действующего интуитивного права, но и с помощью официально установленного (позитивного права) поддерживать прогрессивные и противодействовать устаревшим видам интуитивного права. Жан Баден о Государстве. 1)Суверенитет един и не делим, он не может быть разделён между королём и народом. 2)Суверенитет гос. Власти, он постоянен. 3)Суверенитет власти не ограничен над законами. Ни один ЧЗ не способен ограничить проявление гос. Власти. 4) Суверенность власти подчиняется только БЗ и ЕЗ, и никогда не может быть осуществим на основе религиозных предписаний. 5)Проявление суверенитета может зависеть от природных условий и исторических обстоятельств.
Западники и славянофилы. Славянофильство, как самостоятельное идейное течение русской философской и общественной мысли оформилось в конце 1830-х гг. в Москве. Его главными представителями стали А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф Самарин и др. Теоретическая основа – европейский романтизм, немецкая классическая философия в целом, русское православие и исторический уклад России. Основные идеи: 1. Они отрицали необходимость заимствования западноевропейских форм государственного устройства, основанных на народном представительстве. У России особый путь 2. Относились к уже развившимся в России отдельным чертам западной культуры как к временному злу, проникшему к нам с эпохи Петра. 3. В вопросе происхождения Российского государства они были сторонники норманнской теории: государство - добровольный договор и приглашение вождя чужого племени. 4. Для славянофилов характерен нравственный подход к решению политических вопросов, намерение примирить интересы всех сословий, добиться социального согласия. 5. Взаимоотношения правительства и народа - принципы взаимного невмешательства, государство-защищать народ, народ - исполнять государственные требования. 6. Полноправности «личности» на Западе они противопоставляли подчинение личности обществу в России, а борьбе классов принцип общественного единства. 7. Течение славянофилов объективно способствовало изоляции России, принижению ее статуса в исторической и культурной общности европейских государств. Западники – либеральное идейное течение 1840-х-нач. 1860-х гг. в России. Начало его формирования относится к 1839 г., когда сложился московский кружок Т. Г. Грановского, в который входилиК. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев, П. В. Анненков, Б. Н. Чичерин и др. Теоретическая основа - взгляды гуманистов эпохи Возрождения, идеи европейского Просвещения, немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости философского осмысления при практическом освоении окружающей действительности. Основные идеи: 1. Ориентация на европейскую модель государства. Эта модель воспринималась ими лишь в качестве ориентира развития, а не как предмет слепого подражания. Считали целесообразным установление в России конституционной монархии.
2. Считали Петра I одним из главных деятелей российской истории, который повел страну по пути прогресса. 3. Отстаивание основных либеральных ценностей: свободы слова и печати, независимости личности, публичности действий власти, гласности судопроизводства. 4. Отрицательное отношение к применению революционного насилия для изменения существующего строя. 5. Неприятие идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма государства по отношению к подданным. Общее в учениях славянофилов и западников. Представители обоих течений отрицали насильственные способы действий и искали мирные пути преобразования российского общества. В основе их концепций лежало стремление к социальной и индивидуальной свободе. Главным условием преобразований они считали отмену крепостного права и введение народного представительства. Кружки славянофилов и западников распались после реформ 60-х годов (отмены крепостного права).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|