Посвященный абсолютизм. Наказ Екатерины 2.
Укрепляя самодержавие, Екатерина II провела ряд крупных реформ в духе «просвещенного абсолютизма». Среди важнейших государственных актов правительства Екатерины: Учреждение для управления губерний (1775), укрепившее аппарат власти на местах, и Жалованная грамота дворянству (1785), оформившая сословные привилегии дворянства. Под влиянием идей Просвещения рядом указов (1762, 1763, 1765 и 1767 гг.) императрица ограничила применение пыток, а для ведения следствия установила срок в 1 месяц. Она также сократила перечень преступлений, караемых смертной казнью, приняла ряд мер к улучшению пенитенциарной системы (при ней началось строительство специальных тюремных зданий). Не остался вне поля зрения императрицы и вопрос о судьбе крепостных крестьян. Свидетельство тому – заголовок главы 11 проекта Наказа Екатерины «О крепостном состоянии». Данная глава содержала свыше двадцати статей о мерах по ограничению помещичьего произвола по отношению к «рабам» (крестьянам). Реформы Екатерины, особенно в период 1775-1782 гг., были направлены на превращение Российской империи в унитарное государство с единообразной системой управления на всей территории. В отношении к церкви Екатерина полагала необходимым сочетать защиту православия с веротерпимостью. Однако церковь была в значительной мере поставлена в финансовую зависимость от государства, а в 1764 проведена секуляризация(изъятие) церковных земель «Наказ Уложенной комиссии 1767 г. для составления нового свода законов». К середине 60-х годов у Екатерины возникли планы расширения социальной базы реформ путем созыва всесословной Комиссии для сочинения Уложения. В 1767 г. создается Уложенная комиссия, призванная разработать предложения по реформированию законодательства. В качестве инструкции Комиссии императрица составила «Наказ», в котором были сформулированы главные принципы будущего законодательства. В основу «Наказа» легли идеи Ш. Монтескьё, Д. Дидро, Ч. Беккариа.
«Наказ» - это обширное произведение философско-юридического содержания, в котором были рассмотрены наиболее значимые политико-правовые проблемы государственной организации и общественного устройства, важнейшие задачи правовой и внутренней политики Российского государства. По форме он представлял собой манифест, не содержащий, как правило, конкретных правовых норм, т.е. это была политическая программа, которая должна была найти дальнейшее развитие в дополнительно принятых законодательных актах. Официальный текст «Наказа» состоял их 20 тематических глав и 526 статей. В основе «Наказа» императрицы лежали основные положения теории естественного права. Одна из первых статей провозглашала, что Россия является европейской державой, а самодержавие – единственно пригодная для России форма государства. Роль монарха она видела в создании «фундаментальных» законов, охватывающих все сферы жизни и обеспечивающих правовую защиту населения. Главной целью признавалось создание сословной структуры общества западноевропейского типа путем выработки законодательства о статусе отдельных сословий. Другой важнейшей целью провозглашалось «воспитание» подданных путем просвещения. Подданный - член общества, сознательно исполняющий свой долг. «Наказ» включал положения о правах отдельных сословий, затрагивал вопросы судопроизводства. В нем впервые в России были сформулированы принцип презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания. В состав Комиссии было избрано свыше 550 депутатов, представлявших все социальные группы, кроме помещичьих крестьян и духовенства. Дискуссии в Комиссии начались с обсуждения действующих законов, затем депутаты приступили к работе над уже подготовленными «частными комиссиями» законопроектами.
В исторической литературе существуют различные оценки времени правления Екатерины, результатов ее деятельности. Ученые, основывающиеся на концепции «просвещенного абсолютизма», обращают внимание на консервативный характер проводившейся политики, направленной на укрепление традиционных институтов самодержавия. Иная точка зрения у тех, кто видит во времени Екатерины попытку реализации политической модели, основанной на идеях Просвещения. Историческая школа права. Основано на Гегелевской философии. Право есть народный дух и отождествляются правовым обычаем. Историческая школа права – одно из течений в науке права первой половины XIX в., получившее распространение в Германии, кардинально отличавшееся от доктрины естественного права и выступавшая против преобразования существующих общественных отношений с помощью нового законодательства. Основатель - Густав Гуго (1764–1844) Право. Закон не единственный источник права. Повсеместно право образуется не только в результате законодательства, но и помимо деятельности законодателя. Так складывалось обычное право, образовывалось преторское право в Риме и т.п. Право развивается вместе с языком и что, подобно языку и нравам, оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов,ставит в один ряд право и язык, который, представляя собой средство общения людей, не является частью надстройки. Образование права Г. Гуго сравнивает также с образованием правил игры. В большинстве игр многие правила складываются независимо от соглашения играющих. Они образуются с течением времени, в результате одинакового решения сомнительных вопросов от случая к случаю. Взгляды Г. Гуго были направлены на защиту неписаного права. То, что предписано законом, писал он, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности. Г. Гуго считает такое положение вполне нормальным. Он пытается доказать, что этим обеспечиваются возможно большая определенность норм права и знакомство с ними населения. Многие, утверждает он, не читали и не знают содержания закона, но фактический распорядок жизни каждому хорошо знаком.
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) Государство. Отвергая концепцию общественного договора, Савиньи и его последователи утверждали, что заключение общественного договора практически невозможно, так как миллионы незнакомых людей физически не могли вступить в соглашение и более того договориться о повиновении неизвестным им лицам. Кроме того, теория общественного договора вредна, так как власть не будет прочной, если обязанность повиноваться основана только на договоре. Государство – это «естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, процесс закономерного исторического развития». Право. Представители исторической школы считали, что право в своем развитии проходит три стадии:1)стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие «национального духа».(местные обычаи); 2)стадию права, излагаемого уже учеными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнявшимся общественным отношениям; 3)стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и «права юристов». Представители исторической школы доказывали, что естественного права как такового нет, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, причем не зависящие от разума. Таким образом, основная идея исторической школы права – это отрицание «творческого» законодательства, так как право создается нравами и верованиями народа и только затем – законодателем. Георг Фридрих Пухта (1798–1846). Основные произведения: «Обычное право», «Курс институций». Право. В том же духе, что и Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта утверждает, что право есть результат деятельности народа, продукт народного духа: «Своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как и его языке и нравах». При этом он объявляет, что оно есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения». Правовая норма, по его словам, обязательна в силу того признания, которое она встречает в общем убеждении народа. И действительно, он объявляет первоначальным источником права обычай, который, по его словам, ближе всего стоит к основе всякого права – к «народному убеждению».
Представляя собой некоторое органическое целое, право, по его словам, и развивается органически из народного духа. Г.Ф. Пухта: «Право имеет свою историю». Мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права. Возможно воздействие одного народа на другой и заимствование чужого права в качестве основы для развития собственного. Этим объясняется, по его мнению, рецепция римского права в странах Западной Европы. Государство, с его точки зрения, создано той же силой, что и право. Оно имеет в качестве своей основы тот же мистический «народный дух»: «Дух народа производит государство, как и право». Развитие государства происходит так же органически, как и развитие права. Но в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение. Отношения монарха и подданных он считает необходимым строить на средневековых началах «верности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|