Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монтескье политико-правовое учение.




(1689-1775)Франция. Основная работа-«Собрание законов»(31 книга). Он пытается сочетать лучшие черты монархии, аристократии, демократии. Законы по которым человек живёт в естественном состоянии есть законы природы. 1)Мир-первый ЕЗ человека. 2)Стремление добывать пищу. 3)Стремление к соединению себе подобных. 4)Желание жить в обществе. В общ-ом состоянии складывается 3 вида законов: 1)закон нации. 2)закон политический. 3)закон гражданский. «Народы должны делать друг другу как можно больше добра во время мира, и как можно меньше зла во время войны». Цель любой войны есть победа. Цель победы-завоевание, а цель завоевания-самосохранение народа(украдено у Гроция). Гражданское состояние- это состояние отдельных людей. Он выделяет 3 формы правления-1)республика(демократия, аристократия).2)монархия.3)умеренные формы правления. Всё погибло бы если не было бы 3 власти вместе:-создавать законы,-приводить их в исполнение,-власть судить.

Школы права.

Историческая школа права — течение в юриспруденции первой половины XIX века. Зародилось и получило наибольшую известность в Германии. Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии. Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически. Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию). Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию. Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из основных направлений правоведения в США, сложившееся в 20-х гг. XX в. и оказавшее существенное влияние на последующее развитие американской правовой мысли. Крупнейшие представители: Д. Грей, О. Холмс, Д. Франк, К. Ллевеллин, Е. Паттерсон и др. Представители Р.ш.п., констатируя консерватизм, негибкость, обращенный в прошлое традиционализм правовой системы США, требуя ее модификации и приспособления к изменяющимся условиям, пришли к отрицанию принципа стабильности права и подчинения судьи закону. С точки зрения Р.ш.л. норма права - это всего лишь мнение законодателя о праве, которое судья может принять или не принять во внимание. Всякая правовая норма, выражена ли она в законе или прецеденте, неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни. Право же должно изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если правотворческой силой будет суд. По мнению представителей Р.ш.п., право - это то, что решает суд. Отвечая на вопрос, чем руководствуется суд, вынося решение, сторонники этого течения делились на две группы; одна из них обращалась к бихевиоризму (воздействие внешних факторов на поведение судьи), вторая - к фрейдизму (поиски воздействия факторов в глубинной психологии). В обоих случаях основой поведения судьи, а следовательно, и творимого им права выступали исключительно психологические факторы. Р.ш.п., таким образом, пришла к вульгарному пониманию права, а ее нигилистическое отношение к стабильным нормам права и требование неограниченной свободы судебного усмотрения по существу сводили на нет принцип законности.Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов.

 

Шершеневич.

В рамках юридического позитивизма различают классический юридический позитивизм и неопозитивизм. Основоположниками классического юридического позитивизма во 2-й половине XIX в., опирающимися на философский позитивизм О. Конта, считаются немецкий юрист К. Бергбом, английский юрист Д. Остин, российский юрист Г. Ф. Шершеневич и др. Они считали, что право – совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством. Поэтому классический юридический позитивизм называют этатистским, то есть государственным. Классический юридический позитивизм отрицает естественные и неотчуждаемые права и свободы, допускает только дарованные права и свободы и соответствующие им обязанности граждан. Государство может упразднить эти права и соблюдает их по своей «доброй воле». Шершеневич Габриэль Феликсович (1863-1912 гг.) родился в польской дворянской семье в Херсонской губернии. Основные произведения: «Общая теория права», «История философии права», «Курс торгового права» и др. Государство и право.

Происхождение государства и права. Согласно воззрениям Шершеневича государство зарождается в целях обеспечения внешней безопасности, а уже затем государственная власть начинает осуществлять внутреннее управление. Происходит это следующим образом: в результате судебных функций, осуществляемых вождем, выделяется особая группа норм, выполнение которых гарантируется принуждением. В дальнейшем государство не только поддерживает имеющиеся, но и устанавливает новые нормы. Но государство, установив нормы, само обязано их соблюдать, что необходимо для стабильности политического режима.

Элементы государства: территория, как предел действия государственной власти, и соединение людей, в отношении которых эта власть действует.

Правовое государство. В классическом юридическом позитивизме понятие правового государства либо отвергается, либо объясняется через требование самоограничения государства им же созданным «позитивным правом». Этой точки зрения придерживался и Г. Шершеневич. Он отмечал следующие пути формирования правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы, свободы каждого, в том числе и государственной организации; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, разделив законодательную, исполнительную и судебную власти. Право. Единственный источник права – государство. Право – это произведение государства и его функция. В данном случае речь идет об отождествлении права и закона. По мнению Шершеневича понятие права включает в себя только положительное, действующее право. Он выделял основные его черты:

· право предполагает должное поведение лица;

· право всегда связано с государственной властью;

· право обладает принудительным характером.

Из этих черт права он и выводил его определение. Право есть норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...