Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические идеалы раннего христианства.




Христианство возникло в I в.н.э. в римской провинции Иудее. Христианство в религиозной форме выражало протест всех угнетенных против существовавших порядков. Важным его отличием от других религий была проповедь полного равенство всех людей независимо от национальности и социального положения, отказ от жертвоприношений и обрядов. Его успеху способствовало учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Раннее христианство проповедовало нравственные принципы жизни человека. Главный источник политико-правовых идей – Новый завет, состоящий из четырех Евангелий (греч. - благовести) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяний апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного как «Апокалипсис» (греч.- откровение). В истории раннего христианства принято выделять два периода: «Апостольская церковь» (примерно I-II вв.) и «Епископальная церковь» (со второй половины II в.)

Период Апостольской церкви – первые века существования христианства – от земной жизни Христа до официального признания этой религии, характеризующийся жестокими гонениями на христиан в римском государстве.

Первые общины организовывались на демократических началах: отсутствовало профессиональное духовенство (были бродячие проповедники), предметы культа, обряды. Первоначально членами общин являлись преимущественно бедные люди (у них было больше оснований для недовольства жизнью и соответственно, большая потребность в утешении).Основные положения христианства этого периода:

  • демократизм в руководстве общинами (отсутствовала иерархия духовных должностей);
  • провозглашалось равенство всех верующих, исповедующих эту религию, перед Богом;
  • непререкаемое уважение каждой личности, самоотверженная любовь друг к другу всех членов общины;
  • в Риме господствовал культ роскоши, у христиан - культ сдержанности, разумной достаточности;
  • римское право защищало интересы частной собственности, в то время как в общинах имущество было общим;
  • нравственно-правовые принципы конкретизировались в заповедях (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй);
  • в основе политико-правовых идей лежит право, понимаемое как справедливость, непосредственно идущая от Бога;
  • распределение по труду или по потребностям: «кто не работает, тот не ест», «каждому награду по его труду»;
  • проповедовались идеи непротивления злу, осуждение насилия;
  • ожидание нового пришествия Христа, что делало бессмысленным любую заботу о материальных ценностях.

Период Епископальной церкви – от легитимизации, признания христианства наряду с другими религиями (313 г.) до превращения его в господствующую религию. Несмотря на жесткое преследование, количество христианских общин неуклонно возрастало, и к концу П в. они получили распространение по всей Римской Империи. К концу Ш в. общины христиан стали пополняться выходцами из состоятельных и влиятельных слоев общества и они стали представлять собой реальную силу.. Это привело к изменению в христианской идеологии. Одновременно начинается процесс усложнения организационной структуры. Состоятельные христиане приобретают значительное влияние: все чаще они занимают должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, святых проповедников заменяют чиновники от религии, появляется профессиональное духовенство. Руководство переходит в руки высшего духовенства, присвоившего себе монопольное право проповедовать христианское учение. Была разработана система обрядов. Складывающаяся церковь все решительнее отказывается от демократических тенденций первоначального христианства и стремится к компромиссу с языческой властью, а затем и к прямому союзу с ней. Обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. За основу берется тезис апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». Таким образом, период Апостольской церкви является временем наиболее яркого проявления принципов существования христианского общества: ненасилия, уважения человеческой личности, демократизма, нестяжательства. При поздней форме организации – Епископальной церкви – воззрения христиан на государственную власть и право меняются, произошло отступление от раннехристианских принципов, что в итоге привело к резкому повороту в христианской политике.

Аврелий Августин.

(354-430). Родился в семье обедневшего римского патриция, получил образование в Карфагене. Вскоре после окончания учебы Августин открыл в Карфагене собственную школу риторов, в которой преподавал почти 10 лет. Основные работы-«Исповедь» в 13 кн., «О граде Божием» в 22 кн. и др. Вся история человечества рассматривается Августином как противостояние и борьба двух сообществ: земного и небесного, государства дьявольского и Божьего. В основе «града земного» - борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных интересов над общественными, любовь граждан к себе, доведенная «до презрения к богу». «Град божий» - это духовная общность праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Их жизнь основана «на любви к богу, доведенная до презрения к себе». Град божий – это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимы во время второго пришествия Бога. Согласно учению Августина природа толкает людей к объединению сначала в семьи, затем в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Он выделяет два вида земных государств: государство, как организация насилия по отношению к человеку и христианские государства, где власть основывается на заботе о подданных. Цель христианского государства состоит в:

  • служении церкви, в помощи небесному граду направлять земной к миру небесному;
  • насильственном приобщении к христианской церкви, в том числе искоренении ереси вооруженным путем;
  • поддержании социального порядка.

Относительно форм государства Августин повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы, однако использует при этом морально-религиозный принцип. Отсюда в его трудах появляются понятия несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран. Но ни одной форме он не отдает предпочтения. Выбор формы он считает делом второстепенным. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, то есть соблюдают справедливость. Главная проблема, занимавшая Августина – отношения церкви и государства, духовной власти к светской. По его мнению, светская власть и церковная обладают суверенитетом, т.е. речь идет о разделении двух властей. При этом духовная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но между ними есть точки соприкосновения: светская должна защищать церковную от ее врагов, а церковь должна воспитывать паству в духе лояльности к власти светской. Августин пишет о нескольких видах законов:

  1. вечный закон мироздания (является нормативным выражением всеобщего порядка);
  2. божественный закон (разумные и справедливые распоряжения Бога, содержащиеся в Ветхом и Новом заветах; именно этот закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком);
  3. закон естественный, или закон природы (Августин пишет о физическом (закон тяжести), биологическом (закон продолжения жизни, деторождения, различные физиологические законы), закон общения и сохранения мира между людьми и пр.);
  4. закон человеческий (заключают в себе порядок реализации законов природы, а так же обеспечивает следование законам божественным; устанавливаем земной порядок).

Обязательное качество права – справедливость. Августин считает, что нельзя называть правом несправедливые постановления людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...