Революционное народничество(3 течения).
Народничество –идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины XIX в. Указанная доктрина сводилась к трем основным положениям: В рамках народничества существовало два течения: умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Либеральное народничество – идейное течение в среде либеральной интеллигенции, выступавшей за осуществление социальных, политических и экономических преобразований посредством реформ. Революционное народничество – идейное течение в среде радикальной интеллигенции, представители которого выступали против капиталистического пути развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. На рубеже 1860-70-х г. окончательно сложились три направления революционного народничества: пропагандистское (умеренное), заговорщицкое и бунтарское. Общим в их учениях было: неприемлемость абсолютной монархии, помещичьего землевладения, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьян. Но существовали и различия. Пропагандистское направление революционного народничества, идеологом которого был П. Л. Лавров. Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.) происходил из состоятельной дворянской семьи, получил домашнее образование. На формирование философских взглядов П. Лаврова оказали влияние идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. Основная идея. Главным движущим фактором развития цивилизации Лавров считал силу научных знаний, а носителями этих знаний, по его мнению, являлись «критически мыслящие личности» - интеллигенция. Он доказывал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенция) было обязано народу своим «освобождением от физического труда» во имя умственного совершенствования, то оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции. После победы революцииобразуется народная федерация «русских революционных общин и артелей». Новая власть возьмет в свои руки «общественное достояние», организует «общественный труд на общую пользу», станет стражем «против собственных своих членов, которые захотели бы внести в новый строй привычки и влечения старого прядка».
Заговорщическое направление революционного народничества – крайне радикальное течение, идеологом которого был П. Н. Ткачев Ткачев Петр Никитич (1844-1885 гг.). Из мелкопоместной дворянской семьи. Основная идея. П. Ткачев считал, что при «диком невежестве» и «рабских консервативных инстинктах» народа ни пропаганда, ни агитация не вызовут крестьянского восстания. Народ может быть использован только как разрушительная сила в руках «революционного меньшинства» (строго законспирированная организация революционеров), которое должно захватить власть, создать «революционное государство» и положить начало «новому разумному порядку». Результат революции - необходимо преобразовать русскую общину в общину-коммуну, постепенно ввести новые общественные учреждения, экспроприировать частную собственность и передать ее в общее пользование. В отличие от Лаврова он считал, что воспитательную работу надо проводить после переворота, так как пропаганда уместна, когда власть будет находиться в руках революционной партии, не останавливающейся перед диктаторскими средствами. Сторонников в революционной среде Ткачев «русский якобинец») имел мало. Бунтарское направление революционного народничества, идеологом которого был М. А. Бакунин – один из видных теоретиков анархизма
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876 гг.). Родился в дворянской семье. Основная идея. М. Бакунин считал, что русский крестьянин является бунтарем и прирожденным социалистом, а потому учить его бунту не следует, нужно лишь призвать к бунту. Революционер должен сыграть роль искры, объединяющей разрозненные восстания (бунты) «во всеобщий бунт», с целью ликвидации существующего государства и недопущения создания нового. Конечно задача подобного бунта – социальная революция и разрушение государства, основная цель революции – уничтожение неравенства между людьми. В результате социальной революции создается новый строй - «свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных», прообразом которых являлась крестьянская община. Бакунин сформулировал принципы безгосударственного общества: анархический федерализм, суд осуществляется народным собранием, действует обычное право, отсутствует армия и чиновники, а также присутствуют коллективная собственность, обязательность труда, свобода мысли, слова, совести, собраний. Форма государства. Первой формой государства была неограниченная монархия, которая затем в результате борьбы за свободу, ограничивается конституцией и наконец, сменяется республикой. Право. К законам (праву политическому, официальному) Бакунин относился крайне отрицательно, считая их навязанными, деспотическими, враждебными свободе и противоречащими человеческому (естественному) праву. Т. Джефферсон. Республиканец.(1743-1826)Родился в богатой семье землевладельца. Декларация Независимости(4.07.1776). Основная мысль-отделение США от Великобритании. «Все люди созданы равными и наделены творцом неотъемлемыми правами. 1)Право на жизнь; 2)Право на свободу. 3)Право на стремление к счастью. Далее он перечисляет 27 обвинений короля Георга 3. В 1778г. Он вносит законопроект о запрете ввоза в США негров-рабов. США должно быть Конфедерацией!. Он является автором «Билля о правах»(первые 10 поправок к Конституции США). «Билль об установлении религиозной свободы».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|