Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды информационных систем и принципы их создания




Классификация информационных систем

 

В качестве классификационных признаков ИС выделены:

• параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления);

• организационная структура ИС;

• степень интеграции И С;

• информационно-технологическая архитектура ИС;

• технологические процессы обработки данных;

• методология разработки ИС; и др.

Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них.

1. Сфера деятельности объекта управления:

• промышленное предприятие;

• сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации);

• образование;

• социальная сфера; и др.

2. Функциональная структура И С:

• автоматизация технической подготовки производства;

• маркетинг и стратегия развития предприятий;

• технико-экономическое планирование;

• финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ);

• материально-техническое обеспечение;

• оперативно-календарное управление производством;

• управление сбытом готовой продукции;

• управление персоналом; и др.

3. Организационная структура ИС:

• автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого пер­сонала;

• комплекс взаимосвязанных АРМ.

4. Границы ИС:

• ИС предприятия (организации);

• ИС отрасли;

• государственная ИС;

• международная ИС.

5. Степень интеграции ИС:

• локальная ИС (изолированное информационное пространство);

• частично интегрированная ИС (общее информационное про­странство);

• полностью интегрированная корпоративная ИС.

6. Информационно-технологическая архитектура ИС:

• ИС централизованной архитектуры построения (один центр». хранения и обработки данных);

• ИС распределенной.архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации).

7. Специализация ИС:

• ИС менеджмента (или организационно-экономического управле­ния, Information Management System — IMS);

• информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS);

• системы автоматизированного обучения (Education Information System — EIS); и др.

Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют:

• АСУП — автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций;

• АСУ ТП — автоматизированные системы управления технологи­ческими процессами производства продукции;

• САПР — системы автоматизированного проектирования конст­рукций и технологий производства продукции; и др.

Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей:

• автоматизация делопроизводства (Office Automation System — OAS);

• поддержка принятия решений (Design Support System — DSS);

• формирование знаний системы управления (Knowledge Base System — KBS) и др.

Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия реше­ний, использующие методы статистического анализа и прогнозирова­ния, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного мо­делирования, так называемые корпоративные стратегические систе­мы (Enterprise Strategic System — ESS). В И С поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и об­работки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моде­лирования бизнес-процессов.

В современных И С менеджмента значительна роль и ИС искусст­венного интеллекта (Artificial Intelligence System — AIS). Эти ИС под­держивают естественно-языковый интерфейс для пользователей (спе­циалистов по формализации знаний), предоставляют методы искус­ственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base — KB), которая используется для формирования новой инфор­мации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, сред­ства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распро­странение получили экспертные системы, с помощью которых на ос­нове реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипо­тезы. Другие примеры AIS:

• ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД);

• нейронные сети;

• ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др.

Корпоративные (интегрированные)

Информационные системы

 

В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих ин­формационных систем, имеющих собственные названия.

Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уров­ням (рис. 3.2), базовым функциям управления (табл. 3.1), процессам обработки информации (табл. 3.2).

 

 

 

Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System — ESS) предназначены для оказания по­мощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе под­держки принятия стратегических решений. Эти системы учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и дело­вом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначе­ние — приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.

 

 

 

Для функционирования ESS необходимо:

• создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры;

• внедрение новых форм и методов управления на основе современ­ных информационных технологий и концепции управления качеством;

• кардинальное сокращение времени, необходимого на прохожде­ние информации, требующейся для принятия решения;

• введение единого стандарта работы с электронными документа­ми, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечиваю­щего защищенность, управляемость и доступность документов;

• автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;

• создание инфраструктуры управления корпоративными отрасле­выми знаниями.

Корпоративные системы типа ESS позволяют решить следующие задачи:

• гарантировать требуемое качество управления предприятием;

• повысить оперативность и эффективность взаимодействия меж­ду подразделениями;

• обеспечить управляемость качеством выпускаемой продукции;

• увеличить экономическую эффективность деятельности предпри­ятия;

• создать систему статистического учета на предприятии;

• осуществлять прогноз развития предприятия;

• создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования.

Системы обработки данных предназначены для учета и оператив­ного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандарт­ных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными про­цессами составляет от одного до несколько дней и реализует регист­рацию и обработку событий, например оформление и мониторинг вы­полнения заказов, приход и расход материальных ценностей на скла­де, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственны­ми исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщи­ками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересыл­кой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные фор­мы вводятся в базу данных.

Информационные системы управления ориентированы на такти­ческий уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), напри­мер анализ и планирование поставок, сбыта, составление производ­ственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования резуль­тирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предпри­ятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки принятия решений используют в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, орга­низаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источни­ков финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Зада­чи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся инфор­мации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего использу­ются средства составления аналитических отчетов произвольной фор­мы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом приме­няются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Информационная система, которая включает в себя все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой (СИС).

Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует от­дельные функции управления на отдельных уровнях управления. Та­кая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...