Виды информационных систем и принципы их создания
Классификация информационных систем
В качестве классификационных признаков ИС выделены: • параметры объекта управления (сфера деятельности, масштаб, состав функции управления); • организационная структура ИС; • степень интеграции И С; • информационно-технологическая архитектура ИС; • технологические процессы обработки данных; • методология разработки ИС; и др. Данная классификация достаточно условна, так как признаки ИС взаимозависимы. Ниже рассмотрены наиболее характерные из них. 1. Сфера деятельности объекта управления: • промышленное предприятие; • сфера обращения (торговля, банки и кредитные организации); • образование; • социальная сфера; и др. 2. Функциональная структура И С: • автоматизация технической подготовки производства; • маркетинг и стратегия развития предприятий; • технико-экономическое планирование; • финансы (бухгалтерский учет, финансовый анализ); • материально-техническое обеспечение; • оперативно-календарное управление производством; • управление сбытом готовой продукции; • управление персоналом; и др. 3. Организационная структура ИС: • автоматизированное рабочее место (АРМ) управленческого персонала; • комплекс взаимосвязанных АРМ. 4. Границы ИС: • ИС предприятия (организации); • ИС отрасли; • государственная ИС; • международная ИС. 5. Степень интеграции ИС: • локальная ИС (изолированное информационное пространство); • частично интегрированная ИС (общее информационное пространство); • полностью интегрированная корпоративная ИС. 6. Информационно-технологическая архитектура ИС: • ИС централизованной архитектуры построения (один центр». хранения и обработки данных);
• ИС распределенной.архитектуры (компьютерные сети, наличие множества центров обработки и хранения информации). 7. Специализация ИС: • ИС менеджмента (или организационно-экономического управления, Information Management System — IMS); • информационно-поисковые системы (Information Retrieval System - IRS); • системы автоматизированного обучения (Education Information System — EIS); и др. Наибольшее распространение получили ИС менеджмента, среди которых выделяют: • АСУП — автоматизированные системы управления ресурсами предприятий и организаций; • АСУ ТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами производства продукции; • САПР — системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий производства продукции; и др. Информационная система менеджмента в качестве компонентов включает в себя другие специализированные ИС, предназначенные для следующих целей: • автоматизация делопроизводства (Office Automation System — OAS); • поддержка принятия решений (Design Support System — DSS); • формирование знаний системы управления (Knowledge Base System — KBS) и др. Для выработки стратегии развития предприятия (перспективные направления, планирование, инвестиционное проектирование и пр.) создаются специализированные системы поддержки принятия решений, использующие методы статистического анализа и прогнозирования, моделирования данных и бизнес-процессов, имитационного моделирования, так называемые корпоративные стратегические системы (Enterprise Strategic System — ESS). В И С поддержки принятия решений нашли применение технологии оперативного анализа и обработки данных, полученных из хранилищ данных (Data Warehouse), технологии извлечения информации из данных (Data Mining), моделирования бизнес-процессов. В современных И С менеджмента значительна роль и ИС искусственного интеллекта (Artificial Intelligence System — AIS). Эти ИС поддерживают естественно-языковый интерфейс для пользователей (специалистов по формализации знаний), предоставляют методы искусственного интеллекта для решения слабоструктурированных и плохо формализованных задач. Ядром AIS является база знаний (Knowledge Base — KB), которая используется для формирования новой информации путем логического вывода. Для представления экономического объекта и его окружения, исследования его поведения и реакций на внешние события применяется математическое моделирование, средства дедуктивных и правдоподобных выводов, полученных на основе неполной или неточной информации. Среди AIS наибольшее распространение получили экспертные системы, с помощью которых на основе реальных данных выдвигается и дается оценка некоторой гипотезы. Другие примеры AIS:
• ИС полнотекстового поиска (объединяются с реляционными СУБД, образуют новый класс постреляционных СУБД); • нейронные сети; • ИС аналитических вычислений на основе методов исследования операций, математического моделирования, статистического анализа и прогнозирования; и др. Корпоративные (интегрированные) Информационные системы
В каждой организации имеются различные уровни управления, на которых циркулируют специфичные информационные потоки. Для обработки информации используются различные информационные технологии, которые реализуются с помощью соответствующих информационных систем, имеющих собственные названия. Корпоративные (интегрированные) информационные системы (КИС) управления в каждой организации можно описывать по уровням (рис. 3.2), базовым функциям управления (табл. 3.1), процессам обработки информации (табл. 3.2).
Стратегические информационные системы корпоративного типа (Enterprise Strategic System — ESS) предназначены для оказания помощи высшему руководству компании (Top Managers) в процессе поддержки принятия стратегических решений. Эти системы учитывают долгосрочные изменения, происходящие в окружающей среде и деловом окружении предприятия, интегрируют в себе знания и данные всех информационных систем предприятия и строятся, как правило, на базе систем искусственного интеллекта (экспертных систем). Их назначение — приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Для функционирования ESS необходимо: • создание единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры; • внедрение новых форм и методов управления на основе современных информационных технологий и концепции управления качеством; • кардинальное сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения; • введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов; • автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы; • создание инфраструктуры управления корпоративными отраслевыми знаниями. Корпоративные системы типа ESS позволяют решить следующие задачи: • гарантировать требуемое качество управления предприятием; • повысить оперативность и эффективность взаимодействия между подразделениями; • обеспечить управляемость качеством выпускаемой продукции; • увеличить экономическую эффективность деятельности предприятия; • создать систему статистического учета на предприятии; • осуществлять прогноз развития предприятия; • создать систему стратегического и оперативного планирования, систему прогнозирования. Системы обработки данных предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результирующих документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных. Системы поддержки принятия решений используют в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализуемость алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом применяются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений. Информационная система, которая включает в себя все три типа перечисленных информационных систем, называется стратегической информационной системой (СИС). Локальная информационная система (ЛИС) автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЛИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|