Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальный уровень описания





(содержательный аспект)

 

Так как средства и методы обработки данных могут иметь разное значение, то различают глобальную, базовую и специальную (конк­ретную) информационные технологии.

Глобальная ИТ включает в себя модели, методы и средства форми­рования и использования информационных ресурсов в обществе.

Базовая ИТ ориентируется на определенную область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.). Она должна задавать модели, методы и средства решения инфор­мационных задач в своей предметной области.

Базовая ИТ может быть представлена совокупностью информацион­ных процессов, процедур и операций (см. рис. 2.1) и направлена на полу­чение качественного информационного продукта из исходного инфор­мационного ресурса в соответствии с поставленной задачей. Эта техно­логия может быть рассмотрена на трех уровнях: концептуальном (определяется содержательный аспект, использующий язык соответству­ющей предметной области), логическом (отображается формальное — модельное — описание на языке информационных или математических моделей) и физическом (описывается реализация на языке программно-аппаратных средств). Применительно к информационной технологии это означает содержательное описание используемых в ней информацион­ных процессов и процедур на концептуальном уровне в виде набора мо­делей (информационных, математических и т.д.) процессов и их состав­ляющих на логическом уровне и структурную реализацию информаци­онных процессов как совокупности аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения на физическом уровне.

Специальные (конкретные) ИТ задают обработку данных в опреде­ленных типах задач пользователей.

Концептуальная модель базовой информационной технологии содержит информационное описание предметной области (рис. 2.10).

 

 

На этой схеме выделены страты (слои) информационных технологий, процессов, процедур и операций. Вертикальной пунктирной линией слева отделены процессы и процедуры, работающие с информацион­ными потоками, в которых преобладает смысловое содержание (про­исходит преобразование информации в данные и наоборот), в цент­ре — работающие с данными, в которых преобладает синтаксический аспект информации, а справа — работающие со знаниями, в которых преобладает семантический аспект информации.



Если построить цепочку, состоящую из процессов и процедур, пе­речисленных на рис. 2.10 последовательно слева на право, получится описание во времени процессов преобразования информационного ресурса в информационный продукт (рис. 2.11). Формирование ин­формационного ресурса осуществляется в процессе «Получение» и начинается с процедуры «Сбор», отображающей предметную область (параметры, характеристики, состояние объекта управления). Собран­ная информация должна быть соответствующим образом подготовлена (осмыслена, структурирована, проверена на полноту, достоверность, непротиворечивость и т.д.). После подготовки и проверки информа­ция может быть передана для преобразования традиционными спосо­бами (телефон, курьер, почта, телеграф), а может быть подвергнута алгоритму преобразования в данные, т.е. процессу ввода.

 

 

 

Процедуры сбора, подготовки, проверки и ввода информации в ИТ организационно-экономических систем процесса «Получение» по сво­ей реализации являются в основном ручными (кроме процедур проверки и ввода, которые могут быть частично автоматизированными). В процессе ввода информация преобразуется в данные, имеющие фор­му цифровых кодов, реализуемых на физическом уровне с помощью различных физических явлений (электрических, магнитных, оптичес­ких, механических и т.д.).

Следующие за процессом «Получение» информационные процес­сы уже производят преобразование данных. Эти процессы протекают в ЭВМ под управлением различных программ. Процесс обработки дан­ных включает в себя процедуры преобразования значений и структур данных путем моделирования, логического вывода и др., а также про­цедур организации вычислений.

Процесс «Отображение» содержит процедуры преобразования дан­ных в форму, удобную для восприятия: звук, изображение — тексто­вое, цифровое, графическое, видео, твердая копия на бумаге.

Процесс формирования знаний является составной частью базо­вой информационной технологии, поскольку ее высшим продуктом является знание. Формирование знания как высшего информацион­ного продукта до сих пор являлось прерогативой человека. Автомати­зированный процесс предоставления знаний может оказать помощь при решении трудно формализуемых задач. В этом процессе объеди­няются такие процедуры, как формализация знаний, их накопление и генерация (вывод) новых знаний на основе накопленных в соответ­ствии с поставленной задачей, объяснение полученных автоматизи­рованным путем знаний.

Процесс «Обмен» предполагает передачу данных между всеми про­цессами ИТ и связан со всеми процедурами на уровне данных. При обмене данными можно выделить три основных типа процедур: ком­мутация, маршрутизация (передача данных по каналам связи и орга­низации сети) и передача. Процедуры передачи данных реализуются с помощью операции кодирования-декодирования, модуляции-демоду­ляции, согласования и усиления сигналов. Операции по организации сети включаются в качестве основных в процедуры коммутации и мар­шрутизации потоков данных (трафика) в вычислительной сети. Про­цесс обмена позволяет передавать данные между абонентами и исполь­зуется в процессах получения и отображения информации, а также он способствует процессу накопления информации, поступающей из мно­гих источников.

Процесс накопления позволяет преобразовывать информацию, дли­тельное время хранить, постоянно обновляя, и при необходимости оперативно извлекать в заданном объеме и по определенным призна­кам. Процедуры этого процесса — архивирование, обновление и по­иск — состоят в организации хранения (быстрое и неизбыточное на­копление данных по заданным признакам и не менее быстрое осуще­ствление их поиска) и актуализации данных (поддержание хранимых данных на уровне, соответствующем информационным потребностям решаемых задач). Актуализация данных осуществляется с помощью операций добавления новых данных, корректировки (изменения зна­чений или элементов структур) данных и их уничтожения.

В информатике часто используют слова «информация» и «данные», причем часто как взаимозаменяемые. Хотя в необходимых случаях специалисты отмечают и их смысловое различие. Например, «инфор­мация кодируется с помощью данных и извлекается путем их декоди­рования и интерпретации». Кодирование информации происходит в процессе ввода ее в память ЭВМ, и можно считать, что данные — это информация, представленная в специальной фиксированной форме, пригодной для последующей компьютерной обработки, хранения и передачи.

В этом смысле представленные на схеме информационные процес­сы накопления, обработки и обмена манипулируют именно с данны­ми, а процесс получения обеспечивает поступление информации и ее превращение в данные, так же как процесс отображения выполняет обратную функцию превращения данных в информацию.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.