Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПСИХОДРАМА. Страхи аутичного ребенка. Психодрама как способ борьбы со страхами




ПСИХОДРАМА

Страхи аутичного ребенка

В детстве возникают самые разнообразные страхи. Это и страх перед одиночеством — малыш боится остаться один, не отпускает от себя маму; и страх перед неведо­мым миром и сказочными персонажами — Бабой Ягой, Лешим, Змеем Горынычем; боязнь темноты. Это может быть и страх смерти. Такой страх проявляется, когда за­болел кто-то из близких, когда ребенок рисует могилки на кладбищах, боится скелетов и чертей...

Мир аутичного ребенка также наполнен разными страхами. Однако они обладают рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного ребенка от страхов обычных детей.

— Страхи аутичного ребенка разнообразны и инди­видуальны: кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, кто-то телевизора, машин, а кто-то проб­ки, вылетающей из бутылки с шампанским. Это объясня­ется тем, что источником страха такого ребенка может стать все что угодно, в том числе внешне самые обыч­ные и нейтральные раздражители. Поэтому часто быва­ет трудно, а порой невозможно понять, чего же боится аутичный ребенок.

— У каждого аутичного ребенка представлен целый набор страхов.

— Страхи аутичного ребенка актуальны на протяже­нии многих лет. И, к сожалению, в этом случае не сра­батывают защитные механизмы психики, действующие в ситуации нормального развития — сила таких страхов может не угасать со временем.

— Страхи аутичного ребенка не всегда проявляются внешне, в его поведении. Эти страхи прячутся в глуби­нах подсознания. Мучая ребенка, они часто скрыты от посторонних глаз; даже самые близкие люди находятся порой в полном неведении относительно истинного со­стояния ребенка.

— Наличие страхов, их постоянное переживание дер­жит ребенка с состоянии напряжения и, безусловно, мешает развитию.

Терапевтическая игра дает прекрасный шанс вывести страх на поверхность. Если же мы знаем источник стра­ха ребенка — мы на полпути к избавлению от него.

Однако не все так просто. В ходе терапевтической игры мы можем наблюдать странное поведение ребенка, однако в нем далеко не всегда заложено объяснение источника страха. Для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо провести ее детальный анализ с близкими ребенка. Возможно, в откровенной беседе удастся выяснить, какая именно ситуация из прошлого опыта ребенка травмировала его. Результаты такой работы могут ошеломить родителей. Например, в случае, когда ребе­нок неожиданно в ходе терапевтической игры стал кричать: «Осторожно! Машина! », выяснилось, что почти четыре года назад машина, в которой он ехал, попала в дорожно-транспортное происшествие. Но в тот момент не было бурной реакции, и родители не подозревали, что на протяжении нескольких лет ребенок испытывал острый страх перед машинами. Только после того, как страх удалось выявить, мама ребенка вспомнила, что он каж­дый раз «весь сжимается», переходя через дорогу.

К сожалению, не всегда удается докопаться до первопричины. Но в любом случае, если вы наблюдаете у ребенка вариант свернутой психодрамы, действуйте по схеме, представленной ниже, то есть постарайтесь дать вариант положительного развития событий.

Так следует действовать, если источник страха остался в далеком прошлом. Однако часто случается, что травмирующая ребенка ситуация повторяется в настоящем. Чтобы найти источник страха, надо внимательно наблюдать за реакциями ребенка, особенностями его поведения. Такую же работу должны проводить родители. Если удастся понять, что вызывает страх у ребенка, следует устранить источник страха (например, не показывать пугающие ребенка мультфильмы или телепередачи) либо начать работу по преодолению страха — в случае, если ребенок страшится бытовых вещей и ситуаций, которые тем не менее являются неотъемлемой частью жизни (например, ребенок может бояться лифта, пылесоса, телевизора, подвала).

Психодрама как способ борьбы со страхами

Психодрама — воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напря­жения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.

механизм возникновения психодрамы

В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не прису­щие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным ли­цом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно — машина! ». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрос­лого со словами: «Сейчас как дам! ». Тут правомерно го­ворить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно ут­верждать, что после начала психотерапевтической рабо­ты психодрама возникает чаще. В любом случае ее появ­ление — это важное достижение, говорящее о зарожде­нии у ребенка механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:

— Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуж­дения. Внешне это проявляется в импульсивных дви­жениях, агрессивных действиях по отношению к пред­метам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ре­бенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.

— Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со стра­хом ребенок достигает состояния аффективного напря­жения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.

— Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникаль­ны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это пережива­ние, а также логика действий взрослого в момент психо­драмы остаются в каждом случае общими.

— Психодрама потребует повторений.

Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, — помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Дляэтого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроиз­водите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...