Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варианты психодрамы. Совместное рисование




варианты психодрамы

Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты пси­ходрамы в каждом конкретном случае будут различать­ся. В этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психо­лога или педагога во время проведения психодрамы.

- СТРАХ МАШИН

Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевти­ческой игры мы наблюдали у ребенка агрессивные дей­ствия и высказывания, направленные на игрушечную ма­шинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с ма­мой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка — пере­живания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуаци­ях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машин­ками проигрывал только один сюжет —аварии.

При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен та­кой вариант развития событий: «Ой, машинка перевер­нулась — кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать — поехали! » Такие слова повторя­лись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы; он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку разрешили посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

- СТРАХ «ШАМПАНСКОГО»

На занятиях ребенок время отвремени произносил сло­во «шампанское», при этом заглядывая в глаза педагогу. В результате беседы с мамой выяснилось, что такое по­ведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась непонятной. Было решено специально организовать ситуацию, в которой у ребенка была бы возможность проявить свои эмоции.

В оговоренный заранее день мама и ребенок отпра­вились в магазин и купили бутылку детского шампан­ского. В этот день ребенок встретил педагога в коридоре с криками: «Шампанское! Шампанское! » На кухне была организована игра. Сначала ребенок долго ходил с бу­тылкой в обнимку, приговаривая: «Детское шампанское! Яблочное». Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: «Открывать! » Из-за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за ко­торым последовал фонтан из шампанского. Ребенок от­реагировал громким криком и в страхе убежал.

Педагог, сохраняя полное спокойствие, дал ребенку возможность немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная игра. Педагог превратился в официанта (надев на шею галстук-бабочку) и торжественно внес в комнату поднос с бутылкой и стаканами. Сначала ребенок испуганно на­блюдал, а педагог, пока не добиваясь его активного уча­стия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать кукол, приговаривая: «Ах, какое вкусное детское шампанское. Яблочное». Затем предложил ребен­ку попробовать напиток. И через некоторое время ребе­нок оправился от страха и активно включился в игру.

Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь проигрывалось от­крытие бутылки, сопровождаемое определенными словами и действиями: «Берем бутылку, откручиваем проволоку {имитируем действия}: ба-бах! Вылетела пробка!                Пш-ш-ш! (поднимаем руки вверх, изображая «фонтан») Шампанское потекло! Теперь можно пить, вкусно! »  

Впоследствии, в ситуации возникновения психодрамы «страх шампанского», использовалось совместное рисо­вание — был многократно прорисован момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ре­бенок принял предложенный педагогом вариант разви­тия событий, имеющий положительный конец. В течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1—2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.     

- СТРАХ ТЕМНОТЫ И ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА             

Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно! » Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра «Теремок»; ребенку было предложено взять с со­бой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет? » Когда ребенок выбирался на­ружу, его встречали приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в ко­робке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог, то мишка, либо ребеноквыставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.

В другом случае малыш закрывался в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются! » В тот же миг педагог подхватывал: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем — двери закрываются! Поехали. Приехали — двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет».

Надеемся, что описанные примеры дали представле­ние о развитии психодрамы аутичного ребенка и пока­зали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как приступить к такой работе, советуем запомнить, что:

Причина возникновения конкретного страха мо­жет затеряться во времени и не поддаваться восстанов­лению (как было в примере с шампанским — понять, где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо близкие могут не заметить возникновение новогостраха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испу­гаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в хо­де терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная за­дача — немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: «волк», «лифт», «машина» и т. д.

— Обычно страхи проявляются постепенно, «всплы­вая» один за другим. Но так как работа над преодолени­ем каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.

— В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попро­бовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру но­вые персонажи (используйте игрушки) и т. д. В любом случае необходима положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была организована игра «День рождения мишки», где любимый мишка и другие игрушки с удовольствием пили шампанское.

 

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...