Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 16




Контрольные вопросы и задания к теме 16

1. Назовите принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Какие органы входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

3. Каков порядок формирования законодательных органов в субъектах Российской Федерации?

4. Назовите основные полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации.

5. Каков порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?

6. Назовите основания для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

7. Какими полномочиями обладает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации?

8. Какими полномочиями наделяется высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации?

9. Какие органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Федерации?

 

Тема 17. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение правовых основ местного самоуправления, системы муниципальных органов и их полномочий.

План

17. 1. Понятие и полномочия местного самоуправления.

17. 2. Формы непосредственной демократии.

17. 3. Органы местного самоуправления.

 

17. 1. Понятие и полномочия местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой специфическую форму социального регулирования, при которой субъект управляет собственными делами на основе принципов самоорганизации, самофинансирования и самоконтроля. Такая форма управления общественными делами имеет широкое распространение в мире. Можно выделить несколько типов местного самоуправления. Наиболее распространенными среди них являются англосаксонский и французский.

Англосаксонский тип характеризуется разнообразием форм и отсутствием на местах полномочных представителей правительства, отличительной чертой является принцип, в соответствии с которым муниципальные органы могут делать лишь то, что им разрешено законом.

Французский тип характеризуется большим единообразием и высокой степенью централизации местного самоуправления за счет системы административного контроля. Здесь действует другой принцип: муниципальным органам разрешено все, что не запрещено законом и не относится к компетенции других органов.

Есть свои особенности местного самоуправления в ФРГ, Италии, Японии и других странах.

В России зачатки местного самоуправления были уже при Иване Грозном и Петре I. Более широкое развитие местного самоуправления началось после городской и земской реформ Александра II (1864–1870), целью которых была децентрализацияуправления страной.

В СССР все органы власти — от Верховного Совета до самых низших сельских советов — были государственными органами. Таким образом, местное самоуправление осуществлялось в рамках местных органов государственной власти.

В Российской Федерации местное самоуправление — это одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление, а также одна из форм народовластия. Оно регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации и др.

Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. ». Однако поправка к статье 131 Конституции РФ устанавливает, что «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. » Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но при этом «реализация переданных полномочий подконтрольна государству. » Далее, статья 132 утверждает, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. »

 
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ред. от 22. 12. 2020., Рос. газ. от 8 октября 2003 г. ), местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, с учетом интересов населения соответствующей территории, исторических и иных местных традиций.

Принципы деятельности местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральном законе. Они разработаны на основе положений Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в 1985 г.

К общим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; государственные гарантии местного самоуправления; законность; гласность и др.

Функции местного самоуправления обусловливаются его местом в системе народовластия. Решая вопросы местного значения, оно также реализует многие задачи по обеспечению жизненных интересов и социальной защите населения. К основным функциям местного самоуправления относятся: обеспечение участия населения в решении местных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение комплексного развития муниципальной территории; обеспечение удовлетворения социально-культур­ных и коммунально-бытовых потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов населения; защита интересов и прав местного самоуправления.

Кроме того, в функции органов местного самоуправления входит участие в осуществлении государственных функций на основе наделения их государственными полномочиями, а также организация исполнения федеральных законов, указов, приказов, постановлений федеральных и региональных органов власти на их территории.

Федеральным законом 2003 г. установлены новые принципы территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования делятся на два уровня: 1) городские и сельские поселения, 2) муниципальные районы и городские округа.

Сельские поселения состоят из одного сельского населенного пункта с численностью населения более 1 тыс. человек и нескольких сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек. Границы поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей поселения.

В границах городского поселения могут находиться один город или поселок, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Муниципальный район объединяет несколько городских и сельских поселений с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для всех жителей, а также с учетом возможности решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Статус городского округа предоставляется городскому поселению законом субъекта Федерации при условии возможности самостоятельного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления городского поселения и прилегающего муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

В 2014 г. в федеральный закон внесена поправка о возможности создания городских округов с внутригородским делением, в которых в соответствии с законом субъекта РФ могут быть образованы внутригородские муниципальные образования. Внутригородской район – это внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии создания внутригородских районов устанавливаются законами субъекта РФ и уставом городского округа.

В 2019 г. Законом предусмотрено создание нового вида муниципальных образований   ̶  муниципальных округов. Муниципальные округа  ̶ это муниципальные образования без городских и сельских поселений в их составе, менее двух третей населения которых проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах; тогда как те муниципальные образования без городских и сельских поселений в его составе, где более двух третей населения проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах, получают (или сохраняют) статус городского округа или внутригородского муниципального образования.

Местное самоуправление осуществляется также на внутригородских территориях городов федерального значения. Например, в Москве созданы 12 административных округов, в каждом из которых создано примерно по 10 муниципальных районов.

Кроме того, поправка к статье 67 Конституции РФ предусматривает возможность создания федеральных территорий, к ним могут быть отнесены закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона или же территории с повышенной инвестиционной привлекательностью. На этих территориях населением не будет осуществляться местное самоуправление, а на некоторых территориях не будет и населения.

Подчиненность друг другу органов местного самоуправления муниципальных образований разного уровня не допускается. В связи с этим для каждого уровня муниципальных образований установлен и различный круг вопросов местного значения, отнесенных к их ведению.

К вопросам местного значения поселений (сельских и городских) относятся: бюджет поселения, местные налоги и сборы, муниципальная собственность поселения, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, обеспечение услугами связи, торговли и бытового обслуживания населения, организация досуга, физкультуры, спорта, массового отдыха населения, дорожное строительство и транспортное обслуживание в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, благоустройство, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, землепользование и другие вопросы.

К вопросам местного значения муниципального района относятся: бюджет муниципального района, местные налоги и сборы, собственность муниципального района, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения поселений, обеспечение поселений услугами связи, торговли и бытового обслуживания, содержание и строительство дорог между поселениями, транспортное обслуживание между поселениями, начальное и общее среднее образование на территории муниципального района, медико-санитарная помощь, землепользование на межселенных территориях, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации, утилизация и переработка отходов, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета муниципального района и другие вопросы.

Поскольку городской округ и муниципальный округ являются соответственно городским и сельским поселением, имеющем права муниципального района, круг вопросов местного значения, отнесенный к его ведению, включает в себя как вопросы местного значения городского и сельского поселения, так и вопросы местного значения муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских (муниципальных) округов обладают следующими полномочиями: принятие устава, издание муниципальных правовых актов, установление своих символов, проведение муниципальных выборов и местного референдума, создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, принятие и выполнение программ социально-экономического развития, учреждение средств массовой информации, осуществление внешнеэкономических связей и др.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских (муниципальных) округов могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации федеральными законами, и отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации — законами субъектов Федерации. Финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

 

 
17. 2. Формы непосредственной демократии

 

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Решение о местном референдуме принимается представительным органом муниципального образования по инициативе: граждан, избирательных объединений, представительного органа и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. Для проведения референдума по инициативе граждан и избирательных объединений необходимо собрать подписи не менее 5 % от числа избирателей.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления. Они назначаются представительным органом местного самоуправления. Голосованием осуществляется и отзыв избираемых лиц на основании их конкретных противоправных действий, подтвержденных в судебном порядке. Для отзыва необходимо, чтобы за него проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей. Голосование проводится также для получения согласия населения при изменении границ или реформировании муниципального образования.

В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который осуществляет полномочия представительного органа, он правомочен при участии в нем более половины жителей, обладающих избирательным правом. В соответствии с уставом муниципального образования сход граждан может проводиться также в поселениях с численностью от 100 до 300 граждан.

С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это самоорганизация граждан на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Для этой цели проводятся собрания, конференции или создаются органы ТОС, которые могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Формами непосредственной демократии являются также публичные слушания (для обсуждения проектов муниципальных правовых актов), собрания и конференции граждан (для обсуждения вопросов местного значения или информирования населения о деятельности органов местного самоуправления), опрос граждан (для выявления мнения населения и его учета при принятии решений), обращения граждан в органы местного самоуправления (должен быть письменный ответ по существу обращения в течение одного месяца) и др.

 

 
17. 3. Органы местного самоуправления

 

Систему органов местного самоуправления каждого муниципального образования составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация. Кроме того, могут создаваться контрольный орган муниципального образования и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В муниципальном районе представительный орган избирается на основе всеобщих выборов или формируется из глав поселений и части депутатов представительных органов поселений, входящих в состав района. Депутаты и члены выборных органов избираются в соответствии с уставом на срок от 2 до 5 лет. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов. Минимальное число депутатов представительного органа поселения составляет от 7 (при численности населения менее 1 тыс. человек) до 35 (при численности населения свыше 500 тыс. человек).

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3 тыс. человек, а также представительных органов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным округам. В случае использования пропорциональной системы распределению между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, подлежат не менее 10 депутатских мандатов. В Новосибирске – в городском Совете 50 депутатов, все они избираются по мажоритарной системе относительного большинства. В муниципальном районе число депутатов не может быть менее 15 человек.

 
В исключительной компетенции представительного органа находятся: принятие устава, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, принятие программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и др. Нормативные правовые акты, связанные с налогами, сборами и расходами из местного бюджета, могут быть внесены только главой местной администрации или при наличии его заключения.

Все нормативные правовые акты, принятые представительным органом, подлежат подписанию и обнародованию главой муниципального образования, который имеет право отлагательного вето. Если при повторном рассмотрении отклоненный акт будет одобрен двумя третями голосов, то он подлежит в течение семи дней подписанию главой муниципального образования и обнародованию.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования избирается:

 - на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию;

- представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией и возглавляет местную администрацию.

В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Это ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования:           • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; • подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; •  издает в пределах своих полномочий правовые акты; •  вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, он должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: • смерти; • отставки по собственному желанию; • удаления в отставку; • отрешения от должности; • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; • прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство за рубежом;    •  отзыва избирателями; • установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального района, главы городского (муниципального) округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента РФ в случаях:  несоблюдения главой муниципального района, главой городского (муниципального) округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского (муниципального) округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского (муниципального) округа.

 Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Руководит ее работой глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое главой муниципального образования по контракту по результатам конкурса. В отдельных случаях допускается формирование единой администрации муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района. Например, в Новосибирской области администрация Карасукского района выполняет функции администрации городского поселения города Карасук.

Контрольный орган муниципального образования образовывается для контроля за исполнением местного бюджета и за соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, формируется на муниципальных выборах или представительным органом.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, референдумов и др.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации может внести проект закона субъекта Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, а также может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае издания ими нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, законодательству. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

В федеральном законе появился новый термин — удаление главы муниципального образования в отставку. Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Федерации. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Это решение может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта РФ.

В каждом субъекте Федерации образуется совет муниципальных образований, которые в свою очередь могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Общероссийское объединение может направлять своих представителей в Палату местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и участвовать в работе этого Конгресса.

Таким образом, местное самоуправление – это она из форм народовластия, а также одна из важнейших основ конституционного строя, один из принципов демократии, одно из конкретных прав граждан — право на самоуправление. С одной стороны, на всей территории страны действуют органы государственной власти, правовые акты которых обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, с другой стороны, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...