Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 15




Контрольные вопросы и задания к теме 15

1. Какое место занимает прокуратура Российской Федерации в системе органов государственной власти с точки зрения разделения властей?

2. Какова роль прокуратуры в системе сдержек и противовесов?

3. Назовите основные функции прокуратуры и Следственного комитета.

4. Назовите основные принципы деятельности прокуратуры.

5. Составьте структурную схему системы органов прокуратуры.

6. Каков порядок назначения Генерального прокурора и его заместителей?

7. Какие прокурорские работники назначаются Генеральным прокурором?

8. Какие требования предъявляются к кандидатам на прокурорские должности?

9. Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзорных функций?

10. Назовите акты прокурорского реагирования и их правовое содержание.

11. Каковы место и роль Следственного комитета в системе органов государственной власти?

12. Назовите иные органы с особым правовым статусом.

 

Тема 16. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации

Учебные цели: уяснение правовых основ организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

План

16. 1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. 3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

16. 1. Особенности системы органов
государственной власти субъектов РФ

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и  Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 года, №184-ФЗ, ред. от 09 ноября 2020., Рос. газ. от 19. 10. 1999. ), система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

К этим принципам относятся следующие: носителем суверенитета и единственным источником власти является народ; государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение властей; разграничение предметов ведения и полномочий; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В систему органов государственной власти субъектов Федерации в соответствии с федеральным законом входят: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В большинстве субъектов Федерации высшие органы власти обладают общими чертами, присущими законодательным, исполнительным и судебным органам власти, поскольку они созданы в соответствии с общими принципами организации власти в Российской Федерации.

 

16. 2. Законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов РФ

 

Главной функцией законодательных органов в соответствии с принципом разделения властей является законодательное регулирование общественных отношений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает основы статуса законодательного органа субъекта Федерации. Это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Федерации. Наименование органа, число депутатов, срок полномочий устанавливаются конституциями, уставами субъектов Федерации.

В настоящее время вместо однообразных Советов народных депутатов в 32 субъектах Российской Федерации действуют законодательные собрания, в 22 – областные думы, в 5 – государственные собрания, в 6 – государственные советы, в 3 –собрания депутатов, в 3 – народные собрания, в 3 – хуралы, в 3 – парламенты, в 8 – прочие.

В большинстве республик (кроме Башкортостана и Татарстана) число депутатов не превышает 100, из которых от 10 до 20 процентов — работают на постоянной основе. В областях и краях количественный состав депутатов также менее 100 (в Новосибирской области — 76, в Краснодарском крае – 70, в остальных от 60 и менее).

Большинство парламентов в субъектах Федерации избирались на основе мажоритарной системы. Но в соответствии с федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав (2002) не менее половины депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации должны избираться по спискам политических партий на основе пропорциональной избирательной системы. В настоящее время региональные органы вправе снизить этот уровень до 25%. В пяти республиках и двух областях (Дагестан, Ингушетия, Чечня и др. ) парламенты избраны исключительно по пропорциональной системе.

С 2018 г. все законодательные органы субъектов избираются на срок пять лет. Однако их полномочия могут быть прекращены досрочно (самороспуск; их роспуск губернатором области; вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава органа; роспуск законодательного органа Президентом РФ).

Главная задача законодательных (представительных) органов — законодательное регулирование вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и отнесённых к исключительному ведению субъектов Федерации.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, сенаторам Российской Федерации (от своего региона), общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации.

Проекты законов рассматриваются законодательными органами не менее чем в двух чтениях, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подлежат подписанию высшим должностным лицом субъекта Федерации, который обладает правом отлагательного вето.

Поправка к статье 125 Конституции РФ (2020 г. ) позволяет Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.

 Кроме законов, законодательные органы могут принимать постановления по вопросам своего ведения.

Полномочия парламентов условно можно разделить на три группы:

—   по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления: принятие и изменение конституций, уставов, законов, назначение выборов парламента и главы субъекта Федерации, административно-территориальное деление, согласование при формировании исполнительных органов власти;

—   в сфере бюджетно-финансовой деятельности и социально-экономического развития: утверждение бюджета, установление местных налогов и сборов, законодательное регулирование управления собственностью субъекта Федерации, утверждение программ социально-экономического развития;

—   в сфере обеспечения прав и свобод человека: принятие нормативных актов, устанавливающих ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение местных законов, учреждение средств массовой информации и т. д.

Парламенты из своего состава избирают представителя субъекта РФ от законодательного органа в состав Совета Федерации на срок своих полномочий.

16. 3. Исполнительные и иные органы
государственной власти субъектов РФ

 

 
В субъектах Федерации установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В большинстве республик высшими должностными лицами были президенты республик. В 2010 г. в федеральный закон была внесена поправка о том, что наименование должности высшего должностного лица не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации. В настоящее время в республиках учреждаются главы республик, председатели правительства и др.

В краях, областях и автономиях, как правило, учреждались главы администрации и губернаторы. Но постепенно большинство глав администраций превратились в губернаторов. Высшие должностные лица до 2005 г. избирались населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более чем на два срока подряд. С 2005 г. высшие должностные лица не назначались и не избирались, а наделялись полномочиями законодательными органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ. В случае двукратного отклонения кандидатур, предложенных Президентом РФ, или непринятия решения законодательный орган мог быть распущен Президентом. В настоящее время высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением субъекта РФ на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или на основе самовыдвижения. При этом кандидаты на эту должность должны представить три кандидатуры на должность сенатора Российской Федерации из числа депутатов Государственной Думы или сенаторов Российской Федерации от данного региона, депутатов законодательного органа субъекта или депутата представительного органа муниципального образования.

Закон допускает выборы высшего должностного лица депутатами законодательного органа субъекта РФ, при этом кандидатов на эту должность предлагает Президент РФ из числа лиц, предложенных политическими партиями. Одновременно избираются также и три кандидата в сенаторы Российской Федерации. Вновь избранный глава региона после победы на выборах из предложенных им трёх кандидатов назначает сенатора Российской Федерации — представителя субъекта РФ от органа исполнительной власти.

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство на территории иностранного государства; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Федерации; отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия; отставки по собственному желанию; вступления в силу обвинительного приговора, а также признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим. Высшее должностное лицо может быть отозвано избирателями, для проведения голосования по отзыву необходимо собрать подписи не менее 25% избирателей региона. Президент имеет право отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Кроме того, по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ Президент вправе временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения им обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении им тяжкого преступления. Президент вправе также приостановить полномочия органов исполнительной власти при введении чрезвычайного положения на территории региона.

К основным полномочиям высшего должностного лица субъекта Федерации относятся следующие: он представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы субъекта Федерации; формирует высший исполнительный орган в соответствии с законом субъекта Федерации; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; представляет законодательному органу проект бюджета субъекта Федерации и отчет о его исполнении; распоряжается средствами бюджета; создает унитарные предприятия субъекта Федерации и др.

Высшие должностные лица подписывают законы, принимаемые региональным парламентом, и обладают правом отлагательного вето, которое может преодолеваться двумя третями голосов при повторном рассмотрении в законодательном органе. Как уже отмечалось выше, Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.

В пределах своих полномочий высшие должностные лица субъектов Федерации издают постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории региона.

В соответствии с федеральным законом высшие должностные лица субъектов Федерации до 2000 г. являлись членами Совета Федерации, а с 2002 г. они назначали членами Совета Федерации представителей субъекта Федерации на срок своих полномочий (а с 2020 г. – назначают сенаторов из числа трёх заявленных кандидатур на эту должность на выборах высшего должностного лица).

Высшие должностные лица при различных формах и степени участия парламентов формируют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Федерации. Во всех республиках это правительства или кабинеты министров. В остальных субъектах Федерации, как уже отмечалось, создаются администрации или правительства.

Структура правительств и администраций различна. В правительствах, как правило, участвуют министры. В администрациях вместо министерств создаются департаменты, управления, комитеты.

Основные полномочия правительств, администраций устанавливаются соответствующими конституциями и уставами. Главные из них — разработка бюджета субъекта Федерации, который затем утверждается парламентом, а также исполнение бюджета. Кроме того, правительство, администрация в пределах своих полномочий: осуществляют меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают и реализуют социально-экономические программы развития региона; управляют государственным имуществом субъекта Федерации; организуют взимание налогов и сборов; формируют иные органы исполнительной власти; заключают договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации принятые им правовые акты и др.

Решения правительств и администраций оформляются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, которые подписываются председателями правительств, а там, где их нет, — высшими должностными лицами. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам действие постановлений может быть приостановлено Президентом РФ.

К иным органам государственной власти субъекта Федерации можно отнести судебные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Федерации (которые до 1 января 2023 г. в соответствии с ФКЗ «О Судебной системе» должны быть упразднены) и мировые судьи, входящие в систему судов общей юрисдикции. Однако, несмотря на то, что в большинстве субъектов Федерации конституциями и уставами предусмотрено создание конституционных (уставных) судов, фактически они были созданы лишь в 16 субъектах Федерации.

В субъектах Федерации создаются государственные органы с особым статусом. Избирательные комиссии субъекта Федерации, действующие на постоянной основе, формируются законодательным органом и высшим должностным лицом на паритетных началах.

Контрольно-счетные палаты являются постоянно действующими органами государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью субъекта Федерации, формируются, как правило, законодательными органами субъектов Федерации.

Во всех субъектах Федерации учреждены государственные должности уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка и др., назначаемых законодательными органами по представлению высшими должностными лицами субъектов Федерации.

Кроме того, в субъектах РФ действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, субъекты Федерации самостоятельно создают собственную систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...