Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый этап. Подготовка общего собрания участников.




Первый этап. Подготовка общего собрания участников.

В рамках этого этапа осуществляется принятие решения о проведении собрания и утверждении повестки дня:

a) формирование повестки дня общего собрания участников и ее утверждение;

b) определение формы, даты, места, времени проведения общего собрания участников;

c) определение круга лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников;

d) определение порядка сообщения участникам о проведении общего собрания участников;

e) определение перечня информации (материалов), предоставляемой участникам при подготовке к проведению общего собрания участников, и порядка ее предоставления;

f) утверждение формы и текста бюллетеня для голосования, в случае голосования бюллетенями.

Второй этап. Созыв общего собрания участников.

В рамках этого этапа можно выделить несколько самостоятельных стадий созыва общего собрания участников:

a) уведомление участников о проведении собрания;

b) участие участников общества в формировании повестки дня общего собрания участников;

c) предоставление обществом материалов и информации участникам общества.

Третий этап. Проведение общего собрания участников

В рамках этого этапа можно выделить несколько самостоятельных стадий проведения общего собрания участников:

a) проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании участников;

b) определение кворума общего собрания участников;

c) обсуждение вопросов повестки дня собрания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования;

d) подготовка документов общего собрания участников.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению каждого этапа работы по подготовке и проведению общего собрания участников, необходимо сделать одно замечание относительно того органа управления, который ответствен за его проведение.

Закон об ООО, регламентируя работу по подготовке и проведению собрания, возлагает эту работу на исполнительный орган общества. Причем, по смыслу Закона, это может быть как коллегиальный исполнительный орган, так и единоличный. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 32 Закона допускается решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников, отнести к компетенции совета директоров, что должно быть отражено в уставе общества.

Таким образом, Закон создает возможность вариантности при выборе органа управления, который будет заниматься организацией работы по подготовке и проведению общего собрания участников. В дальнейшем изложении мы будем исходить из того, что в качестве такого органа выступает коллегиальный исполнительный орган - правление общества.

Причем будет рассмотрен вариант подготовки собрания, на котором должны утверждаться годовые результаты деятельности общества (годовое общее собрание участников), и соответственно такое собрание участников должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (т. е. март - апрель).

 

Первый этап. Подготовка общего собрания участников

 

Формирование повестки дня общего собрания участников и ее утверждение. Формирование повестки дня годового общего собрания участников в отличие от внеочередного собрания участников имеет свои особенности, требующие рассмотрения этого вопроса более детально, тем более что порядок формирования повестки дня внеочередного общего собрания участников был рассмотрен выше.

Порядок формирования повестки дня в обществе с ограниченной ответственностью значительно отличается от такой же процедуры в акционерных обществах, поскольку, если в первом случае инициатива в формировании повестки принадлежит исполнительному органу, то во втором случае акцент делается на инициативе самих акционеров. Вместе с тем это никоим образом не ущемляет права участников, так как в отличие от акционерных обществ в обществах с ограниченной ответственностью участники имеют право дополнять повестку дня, в связи с чем возникает стадия в процедуре организации собрания, которой нет в акционерных обществах и которая будет рассмотрена далее.

Итак, правление общества выступает инициатором проведения годового общего собрания участников. Надо иметь в виду, что сроки проведения годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью более короткие, чем установленные для проведения годовых собраний акционеров в акционерных обществах. Такое собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Учитывая, что согласно п. п. 1 и 4 ст. 36 Закона об ООО орган или лица, созывающие собрание, обязаны не позднее чем за 30 дней до его проведения (если более короткий срок не предусмотрен уставом общества) уведомить об этом каждого участника, при определении даты заседания правления общества, на котором будет утверждаться повестка дня годового общего собрания участников, эти сроки должны быть учтены.

При формировании повестки годового общего собрания участников необходимо учитывать, что законодатель в качестве обязательных вопросов указывает всего два: а) утверждение годового отчета и б) утверждение годового бухгалтерского баланса.

Учитывая, что согласно ст. 28 Закона об ООО общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества, целесообразно (при наличии чистой прибыли) в повестку годового общего собрания участников включать вопрос о распределении чистой прибыли между участниками общества.

Правление может включать и иные вопросы в повестку общего собрания участников общества. При этом следует учитывать одно очень важное условие: вопрос, который включается в повестку дня общего собрания участников, должен относиться к компетенции общего собрания участников, определенной уставом общества в соответствии с Законом.

Решение об утверждении повестки общего собрания участников принимается тем числом голосов, которое определено уставом общества.

Определение формы, даты, места, времени проведения общего собрания участников. Важным элементом подготовки общего собрания участников является определение правлением формы, даты, места и времени проведения общего собрания участников.

Как мы уже рассмотрели ранее, по форме своего проведения общее собрание участников подразделяется на собрание, проводимое в форме совместного присутствия участников, и собрание, проводимое в форме заочного голосования (опросным путем). Предметом настоящего рассмотрения является годовое общее собрание, его форма является заранее определенной самим Законом - это собрание, проводимое в форме совместного присутствия участников для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Дата проведения годового собрания должна определяться в пределах сроков, которые установлены уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Законодатель не устанавливает специальных требований к месту проведения общего собрания участников. В том случае, если уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок деятельности общего собрания, специально не определено место проведения общего собрания участников, по общему правилу оно проводится в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества.

Кроме этого при подготовке к проведению общего собрания должны быть приняты решения о времени начала регистрации лиц, участвующих в таком общем собрании.

Определение круга лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников. Определение круга лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, - весьма важный этап подготовки собрания. Ранее уже освещался этот вопрос применительно к реализации участниками своего права участия в работе общего собрания.

Здесь же необходимо рассмотреть некоторые аспекты этого шага, на которые в период подготовки к собранию участников обращается недостаточное внимание.

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, составляется на основании данных списка участников общества.

Согласно п. 1 ст. 31. 1 Закона об ООО общество ведет список участников общества с указанием сведений о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом.

Общество обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников общества с момента государственной регистрации общества.

Несмотря на наличие списка участников общества, целесообразно, на наш взгляд, на его основе составлять список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников.

Последнее связано с тем, что круг лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников общества, может быть шире, чем число участников общества, учитываемых в списке участников общества.

Во-первых, согласно п. 3 ст. 32 Закона об ООО члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, генеральный директор общества и члены правления общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.

Во-вторых, в случае, если доля общества передана в доверительное управление, доверительный управляющий не будет учитываться в списке участников общества, поскольку он участником не является, но в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, он включается. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае смерти участника общества. Согласно ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т. п. ), нотариус в соответствии со ст. 1026 ГК РФ в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.

В том случае, когда наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, права учредителя доверительного управления принадлежат исполнителю завещания.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, если иной орган не предусмотрен уставом общества, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу.

Участвовать в собрании могут все участники общества, которые приобрели права участников общества до дня проведения общего собрания участников.

Поскольку права участника общества непосредственно связаны с его правом на долю в уставном капитале общества, согласно п. 5 ст. 31. 1 Закона об ООО в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, право на долю или часть доли устанавливается на основании договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю или часть доли документа.

Целесообразно при подготовке списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников, фиксировать следующие сведения:

- имя (наименование) каждого такого лица;

- данные, необходимые для его идентификации;

- данные о размере доли и числе голосов, которыми лицо обладает;

- почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщения о проведении общего собрания участников.

Определение порядка сообщения участникам о проведении общего собрания участников. Важный этап подготовки общего собрания участников - это определение порядка сообщения участникам о проведении общего собрания акционеров.

Закон об ООО в п. 1 ст. 36 предусматривает в качестве основного варианта такого порядка уведомление каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества.

Здесь отметим, что если в список лиц, имеющих право на участие в собрании участников, входят те лица, которые участниками не являются, например, как отмечалось ранее, доверительные управляющие, то указанный порядок сообщения о проведении общего собрания распространяется и в отношении их.

Однако в уставе общества может быть предусмотрен иной порядок сообщения участникам и лицам, имеющим право на участие в собрании о его проведении, например вручение каждому из указанных лиц под роспись такого сообщения или путем опубликования информации в средствах массовой информации.

Таким образом, форма сообщения участникам о проведении общего собрания участников, в том числе орган печати в случае сообщения в форме опубликования информации, определяется уставом общества.

Если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания участников осуществляется заказным письмом.

Определение перечня информации (материалов), предоставляемой участникам при подготовке к проведению общего собрания участников, и порядка ее предоставления. Определение перечня информации (материалов), предоставляемой участникам общества при подготовке к проведению общего собрания участников, осуществляется на заседании правления.

Однако реально правление исходит из норм Закона об ООО, которыми этот перечень определен достаточно четко.

Согласно п. 3 ст. 36 Закона к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся:

- годовой отчет общества;

- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества;

- сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества;

- проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции;

- проекты внутренних документов общества;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.

Утверждение формы и текста бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями. Учитывая, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания участников может осуществляться как бюллетенями для голосования, так и без них, при использовании первого варианта требуется утверждение формы бюллетеня на заседании исполнительного органа.

В бюллетене для голосования рекомендуется указывать следующие сведения:

- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

- форма проведения общего собрания участников;

- дата, место, время проведения общего собрания участников и в случае, когда проводится собрание в форме заочного голосования, дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

- формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

- варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками " за", " против" или " воздержался";

- упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан участником.

В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

 

Второй этап. Созыв общего собрания участников

 

Уведомление участников о проведении общего собрания участников. Согласно п. 1 ст. 36 Закона об ООО орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за 30 дней до проведения общего собрания участников уведомить об этом каждого участника общества.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 4 ст. 36 Закона уставом может быть предусмотрен более короткий срок, чем названные 30 дней. Это важно для обществ с небольшим числом участников, когда есть возможность уведомить всех участников о проведении собрания за более короткие сроки, что повышает мобильность самого этого органа управления.

Учитывая, что последний срок проведения собрания - конец апреля, то уведомление должно быть осуществлено не позднее конца марта.

Согласно п. 2 ст. 36 Закона в уведомлении должны быть указаны:

- время и место проведения общего собрания участников общества;

- повестка дня общего собрания участников.

Однако наряду с этой информацией в сообщении о проведении общего собрания участников рекомендуется указать:

- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

- форму проведения общего собрания участников;

- в случае проведения общего собрания участников в форме заочного голосования - дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

- порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания участников, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.

Кроме этого, в сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, должно быть указано время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании участников общества.

Участие участников общества в формировании повестки дня общего собрания участников. Согласно п. 2 ст. 36 Закона об ООО любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за 15 дней до его проведения (если более короткий срок не предусмотрен уставом общества).

Как видно из приведенной нормы, Закон не связывает право участника общества вносить предложения в повестку дня с неким числом голосов, которыми он должен обладать, как это сделано в отношении акционеров акционерных обществ.

Кроме этого, Закон определяет форму, в которой могут вноситься предложения в повестку дня участниками общества. Для того чтобы это не порождало разногласий и споров, видимо, будет правильно оговорить этот порядок в уставе общества.

Думается, что вопрос в повестку дня общего собрания участников должен вноситься в письменной форме с указанием:

- мотивов его постановки;

- имени участника, вносящего вопрос.

В случае если в обществе образуется совет директоров (наблюдательный совет), то при внесении предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а также в ревизионную комиссию (ревизора) общества, в том числе в случае самовыдвижения, желательно, чтобы было указано:

- имя кандидата (в случае, если кандидат является участником общества, размер его доли и число голосов);

- имя (имена) участника (участников), выдвигающего кандидата, размер его (их) доли, число принадлежащих ему (им) голосов.

Правление общества обязано рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее того срока, который должен быть определен в уставе общества.

Исходя из смысла ст. 36 Закона, вопрос, внесенный участником (участниками), подлежит включению в повестку дня общего собрания участников, равно как выдвинутые кандидаты подлежат включению в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества.

В абз. 2 п. 2 ст. 36 Закона предусмотрено фактически два основания, по которым орган, созывающий собрание (в рассматриваемом случае это правление), может произвести отказ по включению предложений участника.

Первое - внесенные вопросы не относятся к компетенции общего собрания участников общества.

Это основание достаточно простое, поскольку отказ должен корреспондировать с разделом устава общества, который посвящен компетенции общего собрания участников.

Второе - непонятное, поскольку Закон, объясняя такой отказ, устанавливает, что это касается вопросов, которые не соответствуют требованиям федеральных законов.

Конечно, при явном противоречии сформулированного участником вопроса какой-либо норме федерального закона не вызовет сомнения очевидность такого отказа.

Но как быть, например, в такой ситуации? Участник предлагает в повестку дня вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и избрании нового совета директоров, выдвигая своих кандидатов в этот совет директоров. Согласно п. 2 ст. 32 Закона порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества. В уставе общества предусмотрено, что совет директоров избирается, а полномочия его членов досрочно прекращаются решением общего собрания участников. Но при этом в уставе определены требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров (наблюдательный совет) общества. Участник общества вносит кандидатуру члена совета директоров без учета предусмотренных уставом требований к лицам, избираемым в совет директоров. Можно ли в этом случае отказать участнику в его предложении о внесении изменений в повестку дня общего собрания участников? На наш взгляд, по вопросу о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров и избрании нового состава совета директоров - нельзя, но по кандидатурам, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к лицам, предлагаемым в состав совета директоров, - можно. И в этом случае правление, руководствуясь этими требованиями, имеет все основания по отказу во включении в список кандидатов в состав совета директоров, если эти требования не соблюдаются.

Желательно, чтобы в уставе общества была описана процедура такого отказа. За основу можно взять процедуру отказа, предусмотренную для акционерных обществ.

Например, мотивированное решение правления общества об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания участника или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора) общества направляется участнику (участникам), внесшему вопрос или представившему предложение, не позднее определенного уставом срока с даты его принятия.

Из тех предложений, внесенных в повестку дня и кандидатов в органы управления, которые не вызывают возражений у членов правления, вносятся дополнения в повестку дня общего собрания участников, причем в отношении дополнительных вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания участников, правление не вправе вносить изменения в их формулировки.

В случае если по предложению участников общества в первоначальную повестку дня общего собрания участников общества вносятся изменения, правление обязано не позднее чем за 10 дней (если более короткие сроки не определены уставом общества) до его проведения уведомить всех участников общества о внесенных в повестку дня изменениях.

Предоставление обществом материалов и информации участникам общества. Ранее мы уже рассмотрели то, какие информацию и материалы необходимо предоставлять участникам общества при подготовке общего собрания участников общества.

Все эти материалы в течение 30 дней (если уставом не предусмотрены более короткие сроки) до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления.

И здесь Закон об ООО дает возможность использовать как минимум два варианта.

Первый вариант. Исполнительный орган обязан направить участникам общества информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.

Второй вариант. Исполнительный орган определяет место (например, помещение исполнительного органа общества) и период времени, в течение которого участники могут ознакомиться с информацией и материалами, а в случае изменения повестки дня - с информацией и материалами, связанными с этими изменениями.

Надо помнить, что общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Исходя из смысла п. 5 ст. 36 Закона, в случае нарушения порядка подготовки и созыва общего собрания участников общества, которые мы разделили на вышеописанные этапы, общее собрание участников общества признается неправомочным.

Единственным исключением из этого правила является то, что в таком собрании участвуют все участники общества. В этом случае даже выявленные нарушения порядка подготовки и созыва общего собрания не влияют на его правомочность.

 

Третий этап. Проведение общего собрания участников

 

Согласно п. 1 ст. 37 Закона об ООО общее собрание участников проводится в порядке, который, во-первых, устанавливается названным Законом, во-вторых, уставом общества и, в-третьих, внутренними документами общества. Учитывая опыт эффективно работающих обществ с ограниченной ответственностью, можно утверждать, что в целях более организованной работы по подготовке и проведению общего собрания участников необходимо разрабатывать специальный внутренний документ - положение об общем собрании участников общества. В этом случае устав не будет отягощен описанием процедурных моментов и вместе с тем каждый участник будет иметь возможность достаточно четко представлять себе ход подготовки и проведения общего собрания. Тем более что этот документ не будет представлять собой нечто застывшее и неизменное, поскольку Закон устанавливает, что в части, не урегулированной самим Законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...