Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности выполнения режима висения




Рис. 98. Номограмма для определения предельно допустимого веса вертолета МИ-8Т при взлете и посадке по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки (высота висения 3 м от поверхности площадки до колес шасси)

 

Для учета влияния встречного ветра на полетный вес вертолета применяется нижняя часть номограммы, обозначенная цифрой 3 (в кружке). Для учета влияния бокового ветра и ветра сзади на полетный вес вертолета служит график, обозначенный цифрой 4 (в кружке). При включении ПОС двигателей, НВ и РВ величина предельного веса, определенного по номограммам, должна быть уменьшена на 1000 кГс, при включенной ПОС двигателей – на 750 кГс.

При взлете и посадке с зависанием в зоне влияния воздушной подушки используется рисунок 98:

- по графику 1 найти вес для заданной высоты площадки и температуры наружного воздуха;

- для учета влияния ветра использовать график 3 (ветер встречный) и график 4 (ветер боковой или попутный).

При высоте контрольного висения 4 м вес, найденный по этой номограмме (1), необходимо уменьшить на 250 кГс.

При взлете и посадке по-самолетному найти взлетный вес по номограммам 1 и 3 (рис. 98) без учета поправки на запас по путевому управлению (график 2) и увеличить этот вес на 1000 кГс, если НПЛ до 1500 м и на 800 кГс, если площадка расположена выше 1500 м.

Во всех случаях предельный взлетный вес не должен превышать 12000 кГс.

Особенности выполнения режима висения

Висение на вертолете Ми-8Т разрешается выполнять на определённых высотах (таблица 11).

 

Таблица11

Вес вертолета Высота висения
10000 и менее до 10 м
10000 - 11000 до 5 м
> 11000 до 3 м

 

Вертолет при попутном ветре на висении в путевом отношении неустойчив, старается развернуться против ветра носом. Для вертолета Ми-8Т, имеющего толкающий рулевой винт, характерной тенденции разворота влево способствует вихрь, образованный взаимодействием индуктивного потока несущего винта и попутного ветра. В этом случае концентрация вихря увеличивает на рулевом винте зоны, где уменьшается относительная скорость обтекания лопастей. Тяга рулевого винта падает, вертолет стремится развернуться влево. Поэтому при выполнении висения с попутным ветром заметны больший расход вперед правой педали и постоянные двойные движения педалями. Для одновинтовых вертолетов, имеющих тянущий рулевой винт обратного вращения, характерен меньший расход правой педали, так как вихрь от индуктивного потока несущего винта создает прирост тяги рулевого винта.

При висении с боковым ветром слева рулевой винт работает в осевом потоке (подобно несущему при вертикальном подъеме). При усилении ветра слева уменьшаются углы атаки элементов лопастей рулевого винта, падает тяга рулевого винта и уменьшается его путевой момент. Реактивный момент, оставаясь почти неизменным, становится больше момента от тяги рулевого винта, и вертолет ведет себя, как флюгер, т. е. начинает разворачиваться влево. Для удержания направления летчик должен увеличить углы установки лопастей, т. е. переместить вперед правую педаль. При этом, хотя углы установки лопастей (φ рв) и увеличиваются, углы атаки элементов лопастей только восстанавливаются до прежней величины (до усиления скорости ветра) и, следовательно, мощность на вращение рулевого винта сохраняется почти неизменной. Это характерно для всех одновинтовых вертолетов независимо от направления вращения рулевого винта.

При боковом ветре справа рулевой винт работает подобно несущему при моторном снижении и в режиме вихревого кольца. С усилением ветра справа углы атаки элементов лопастей рулевого винта увеличиваются. Они тем более увеличиваются, поскольку к скорости ветра добавляется скорость закрученного индуктивного потока от несущего винта (особенно на площади рулевого винта, ближе расположенной к несущему винту). Увеличение углов атаки элементов лопастей рулевого винта, естественно, должно приводить к росту его силы тяги, это наблюдается только при очень малых значениях U (не более 3 м/с). При этом вертолет ведет себя как флюгер и стремится развернуться вправо (носом против ветра). В случае больших значений φ рв (более 15°) и максимально допустимой скорости ветра винт попадает в режим вихревого кольца. В этом случае падает тяга рулевого винта за счет потерь на вихреобразование на концах лопастей и срывных явлений в районе комлевых сечений лопастей, где углы атаки элементов лопастей становятся закритическими. В результате увеличивается потребная мощность на вращение рулевого винта и, следовательно, резко возрастает потребное отклонение вперед правой педали.

Для вертолета Ми-8Т, имеющего толкающий рулевой винт, падение тяги усугубляется отрицательным влиянием индуктивного потока от несущего винта, который уменьшает относительную скорость обтекания лопастей при их вращении. При встречно-боковом ветре справа под углом 45° это влияние возрастает и потребное отклонение педали вперед дополнительно увеличивается.

Данные особенности поведения вертолета в зависимости от направления ветра летчику необходимо учитывать и своевременно реагировать на поведение вертолета, не допуская резких и длинных движений органами управления.

Развороты на висении (в целях исключения высоких напряжений на лопастях рулевого винта, а также на хвостовой и концевой балках) разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12°/с, а при изменении направления вращения не допускать перекладки педалей менее чем за 3 с.

Развороты на висении разрешается выполнять на 360°, при скорости ветра до 10 м/с (на Ми-8Т до 5 м/с). При большей скорости ветра висение выполнять только против ветра.

Развороты на висении выполняются плавными отклонениями педалей в сторону разворота. Постоянство высоты выполнения разворота удерживать рычагом ШАГ-ГАЗ. Необходимо учитывать также при разворотах на висении перераспределение мощности между несущим и рулевым винтами. Так, при отклонении правой педали, увеличиваются установочные углы рулевого винта, в связи с чем потребная мощность для вращения этого винта возрастает, что приводит к снижению вертолета. Для сохранения постоянной высоты потребуется увеличивать общий шаг несущего винта. По этой причине не рекомендуется выполнять правые развороты при висении на загруженном вертолете, когда двигатели работают на мощности, близкой к взлетной.

При отклонении левой педали наблюдается обратная картина и вертолет выполняет разворот с набором высоты. Для сохранения постоянной высоты при развороте влево необходимо уменьшить общий шаг несущего винта.

Угловая скорость на развороте, так же как и высота, определяется и контролируется по земле. Необходимо учитывать, что вертолет в левый разворот идет легче и вращается влево более энергично, чем вправо. Объясняется это действием реактивного момента несущего винта. Поэтому ввод в левый разворот необходимо выполнять очень плавно, а в процессе разворота надо все время быть готовым к парированию тенденции вертолета к увеличению угловой скорости вращения.

Выполнение разворотов на висении при ветре имеет ряд особенностей. С началом разворота из исходного положения висение против ветра увеличивается площадь миделевого сечения фюзеляжа, на которую действует ветер, в результате чего стремление вертолета к смещению по ветру возрастает, что требует дополнительного отклонения ручки управления против ветра. Во время разворота ветер может быть боковым слева (справа) или попутным. Поэтому указанные ранее особенности пилотирования вертолета при выполнении висения с попутным и боковым ветром в полной мере относятся и к выполнению разворотов в этих условиях. Чтобы во время разворота на 360° удержать вертолет на месте, необходимо ручку управления все время отклонять против ветра.

Угловая скорость вращения вертолета при выполнении разворота на 360° из-за флюгирующего действия ветра непостоянна. Так, в первой четверти разворота (левого или правого) флюгирующее действие ветра усиливается, а угловая скорость вращения уменьшается. Поэтому для сохранения равномерности вращения необходимо по мере разворота увеличивать отклонение педали. При дальнейшем развороте (во второй четверти) действие ветра ослабляется и при прежнем положении педали угловая скорость вращения увеличивается. Чтобы сохранить при этом заданную скорость вращения, нужно по мере разворота уменьшить отклонение педали. В третьей четверти разворота флюгирующее действие ветра вновь усиливается, угловая скорость вращения за счет изменения режима работы рулевого винта увеличивается и для ее сохранения требуется дальнейшее уменьшение отклонения педали. В последней четверти флюгирующее действие ветра ослабляется и при прежнем положении педалей угловая скорость разворота будет уменьшаться. Поэтому для сохранения постоянной угловой скорости вращения отклонение педали необходимо увеличить. В целях исключения резкого отклонения педалей вывод из разворота, особенно из левого, надо начинать заблаговременно, не доходя до намеченного ориентира.

При ветре 10 м/с для Ми-8Т во время разворота на 90° следует обращать внимание на запас хода педали. Если он стал слишком мал, разворот необходимо прекратить, несмотря на то, что вертолет, возможно, еще и не развернулся на 90°. Попытка развернуться точно на 90° может привести к тому, что педаль станет на упор и при случайном изменении скорости или направления ветра вертолет начнет самопроизвольное ускоренное вращение, предотвратить которое будет невозможно.

Висение у земли выполнять в следующих случаях:

- перед каждым полетом с новым вариантом загрузки;

- при необходимости в опробовании систем вертолета;

- при проверке работы силовой установки и управления вертолетом.

  Для выполнения висения на Вертолете МИ-8Т необходимо:

- установить вертолет с учетом ограничений по скорости и направлению ветра (по возможности против ветра);

- убедиться, что показания приборов нормальные;

- установить коррекцию газа в крайнее правое положение, при этом обороты несущего винта должны установиться в пределах 95±2%;

- включить автопилот нажатием на лампы-кнопки КРЕН – ТАНГАЖ и НАПРАВЛЕНИЕ, при этом должны загореться зеленые лампы ВКЛ. КРЕН – ТАНГАЖ, ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ;

- проверить готовность экипажа к висению (взлету) по контрольной карте;

- запросить по радио разрешение на выполнение висения;

- плавным движением рычага «шаг-газ» вверх отделить вертолет от земли и набрать заданную высоту висе­ния.

Увеличение общего шага несущего винта при отделении вертолета от земли должно быть плавным; установление номинальной мощности двигателям при нормальном взлетном весе вертолета должно производиться не менее чем за 10 с, а при максимальном взлетном весе – не менее чем за 15 с, что обеспечивает сохранение оборотов несущего винта в пределах 92–97%.

Получение взлетной мощности двигателей летчик определяет по уменьшению оборотов несущего винта (при взятии рычага «шаг-газ» вверх) с 95±2 до 92–93% и по оборотам турбокомпрессоров двигателей, соответствующим взлетному режиму при данной температуре наружного воздуха.

Увеличение общего шага от минимального значения до взлетного режима с темпом менее 10 с или дальнейшее его увеличение после получения взлетного режима может привести к перетяжелению несущего винта, потере его оборотов ниже 89% и просадке вертолета вплоть до приземления.

Достигнув высоты висения, произвести проверку совместной работы двигателей, при этом убедиться, что:

- отсутствуют колебания стрелок указателей числа оборотов турбокомпрессоров относительно друг друга на установившемся режиме более 1%, а температура газов не выходит за пределы максимально допустимой для данного режима;

- на всех установившихся рабочих режимах от крейсерского и выше разница оборотов турбокомпрессоров левого и правого двигателей не превышает 2%, а при срабатывании регулятора температуры газа перед турбиной на взлетном режиме – не более 4%. На неустановившихся режимах, а также на установившихся режимах ниже крейсерского, разница в оборотах турбокомпрессоров двигателей не регламентируется.

При отрыве от земли вертолет имеет стремление к смещению вперед и влево, что необходимо парировать соответствующими отклонениями органов управления, а возникающие при этом небольшие усилия на органах управления снять путем частых коротких нажатий на кнопку снятия усилий ЭМТ-2.

Примерное отклонение ручки управления от нейтрального положения на висении состав­ляет:

- на себя – 1/4 полного хода ручки при предельно задней и нормальной центровках и 1/2 полного хода ручки при предельно передней центровке;

- вправо – на 1/4 полного хода ручки независимо от центровки.

Развороты на 360° на висении у земли разрешается выполнять при скорости ветра до 5 м/с. При скорости ветра от 5 до 10 м/с развороты выполнять не более чем на 90° относительно направления ветра. При скорости ветра более 10 м/с висение выполнять только против ветра.

Висение на вертолете разрешается выполнять в зависимости от полетно­го веса на высотах:

Таблица 13

Взлетный вес, кгс Высота висения, м
  10 000 и менее 10 000 – 11 000 Более 11 000     До 10 До 5 До 3

Выше высот, указанных в табл. 13, разрешается висе­ние при транспортировке грузов на внешней подвеске или по тактическим соображениям.

Примечания: 1. Висение в диапазоне высот от указанных в табл. 13 до 200 м без особой необходимости не выполнять, так как в этом диапазоне высот висения не обеспечена полная безопасность выполнения посадки в случае отказа двигателя (двигателей) из-за возможной потери оборотов несущего винта.

2. При неустойчивом висении вертолета возможно мигание табло ОСТАЛОСЬ ТОПЛИВА 270 Л.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Перед отрывом для зависания в случае возникновения стремления вертолета к развороту влево, которое не устраняется отклонением вперед правой педали, уменьшить общий шаг НВ до минимального и отрыв не производить. Уточнить взлетный вес вертолета, исходя из фактических условий.

Висение на вертолете МИ-8МТ разрешается в зависимости от полетного веса на высотах:

— до 10 м при взлетном весе 11 100 кгс и менее;

— до 5 м при взлетном весе более 11 100 кгс.

Выше указанных высот разрешается висеть при транспортировке грузов на внешней подвеске или по тактическим соображениям.

       П р и м е ч а н и я: 1. Висение в диапазоне от указанных высот до 110 м без особой необходимости не выполнять, так как в этом диапазоне высот висения не обеспечена полная безопасность посадки в случае отказа двигателя (двигателей) из-за возможной потери оборотов несущего винта.

2. При небольших перемещениях и неустойчивом висении вертолета возможно мигание табло ОСТАЛОСЬ 300 Л и прохождение речевого сообщения РИ-65 «Аварийный остаток топлива».

            Развороты на висении разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12°/с.

       При изменении направления вращения не допускать полной перекладки педалей менее чем за 3 с.

             На вертолётах с неустановленной броневой защитой развороты на 360° на висении у земли разрешается выполнять при скорости ветра до 10 м/с.

       На вертолётах с установленной броневой защитой развороты на 360° на висении у земли разрешается выполнять при скорости ветра до 5 м/с. При скорости ветра до 10 м/с разрешается выполнять висение при ветре сбоку, а также развороты на 900 от направления встречного ветра.

            Для выполнения висения необходимо:

— установить вертолет с учетом ограничений скорости и направления ветра (по возможности против ветра);

— убедиться, что показания приборов нормальные, а коррекция находится в крайнем правом положении;

— плавным движением рычага шаг-газ вверх установить шаг несущего винта 3°;

— убедиться, что обороты несущего винта составляют 95 %. Если обороты несущего винта выходят за пределы 95%, то переключателем перенастройки оборотов установить указанные обороты;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Использовать перенастройку оборотов несущего винта в полете запрещается;

— включить автопилот нажатием лампы-кнопки КРЕН—ТАНГАЖ и НАПРАВЛЕНИЕ, при этом должны загореться зеленые лампы ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ, ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ;

— запросить по радио разрешение на выполнение висения;

— плавным движением рычага шаг-газ вверх отделить вертолет от земли и набрать заданную высоту висения.

            Увеличение общего шага несущего винта при отде­лении вертолета от земли должно быть плавным; установление взлетной мощности двигателя должно производиться не менее чем за 5 с, что обеспечивает сохранение оборотов несущего винта в пределах 92—94%.

       Получение взлетной мощности двигателей летчик определяет по уменьшению оборотов несущего винта (при отклонении рычага шаг-газ вверх) до 92—94% и по оборотам турбокомпрессоров двигателей, соответствующих взлетному режиму при данной температуре наружного воздуха.

            При отрыве от земли вертолет имеет стремление к смещению вперед и влево, что необходимо парировать соответствующими отклонениями органов управления, а воз­никающие при этом небольшие усилия на органах управления снять путем коротких нажатий кнопки снятия усилий ЭМТ-2.

 Примерное отклонение ручки управления от нейтрального положения на висении составляет:

— на себя — 1/4 полного хода ручки при предельно задней и нормальной центровках и на 1/2 полного хода ручки при предельно передней центровке;

— вправо—на 1/4 полного хода ручки независимо от центровки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Перед отрывом для зависания в случае возникновения стремления вертолёта к развороту влево,, которое не устраняется отклонением вперёд правой педали, уменьшить общий шаг НВ до минимального и отрыв не производить. Уточнить взлётный вес вертолёта, исходя из фактических условий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...