Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3 Вертикальный подъем вертолета




5. 3 Вертикальный подъем вертолета

Этот режим полета имеет большое практическое значение. Это основной элемент при выполнении взлета или посадки по-вертолетному. А также он выполняется летчиком по тактическим соображениям.

5. 3. 1 Балансировка вертолета

Как уже отмечалось ранее, схема сил и моментов при вертикальном подъеме аналогична режиму висения с добавлением вектора скорости VУ наб. (рис. 99).

 

Рис. 99. Балансировка вертолета при вертикальных режимах полета

Уравнения движения те же, что и на висении,

FXа = 0 (ТХ = 0) → отсутствие Vпол. → VХ = 0;                             (5. 17)

FУа = ТУа – G – XВО = 0 → условие VУ = const;                            (5. 18)

FZа = ТZа + G · sinγ – ТРВ = 0 → условие VZ = 0;                          (5. 19)

MХ = ТZа · УТ + МХ гшТРВ · hРВ = 0 → условие γ = const;            (5. 20)

МУ = МР НВТРВ · lРВ = 0 → условие ψ = 0, МК = const;              (5. 21)

МZ = Тнв · lТMZгш + МРрв + YСТ · lСТ = 0 → условие J = const.   (5. 22)

 

Но в начальный момент вертикального набора высоты наблюдается неустановившийся режим полета. Для создания вертикальной скорости VУ наб. необходим избыток тяги, который позволит развить вертикальное ускорение, т. е. ТНВ наб. > ТНВ вис. , тогда

 .                           (5. 23)

В дальнейшем вертикальный подъем будет осуществляться с постоянной VУнаб, так как при наличии вертикального ускорения углы атаки элементов лопастей НВ уменьшаются, что приводит к уменьшению тяги, которая в процессе становится примерно равной тяге на висении. По мере увеличения высоты VУнаб будет уменьшаться из-за недостатка NПОДВ. , поэтому для выдерживания VУнаб. = сonst летчику приходится увеличивать φ ОШ.

5. 3. 2 Потребные тяга и мощность для вертикального подъема

Тяга, потребная для режима вертикального подъема, ≈ ТП. ВИС. , но для создания установившегося подъема нужен избыток Δ N, подводимый к НВ

Nподв. = Nвис + Δ N.

Наибольшую установившуюся VУ можно получить, если использовать взлетную мощность двигателей, так как избыток мощности будет максимальным.

Если известен избыток мощности Δ N = NРNП, то можно определить VУ:

 .                                              (5. 24)

5. 3. 3 График скороподъемности, барограмма подъема

Зная характер изменения NР и NПОТР. вис. (NГП при V = 0) по высоте, можно построить график скороподъемности и барограмму вертикального набора Н.

 

 

Рис. 100. Скороподъемность и барограмма подъема вертолета

Порядок построения графика следующий:

- по кривым Н. Е. Жуковского определяется избыток мощности для соответствующей высоты;

- по формуле (5. 24) определяется VУ для соответствующей высоты;

- строится график VУ = f (Н).

Из графика видно, что с увеличением высоты VУнаб. уменьшается. VУнаб. тем больше, чем больше избыток мощности и меньше взлетный вес вертолета. VУнаб. уменьшается при увеличении температуры наружного воздуха.

Для построения барограммы подъема необходимо подсчитать VУнаб. сред. для каждого участка изменения высоты. Допустим, необходимо определить время вертикального набора высоты с Н0 до Н1. Из графика скороподъемности видно, что на Н0 имеем VУнаб. -0 > VУнаб. -1. Найдем среднюю вертикальную скорость для этого участка:

.                                                (5. 25)

Определим время набора Н от Н0 до Н1               

.                                          (5. 26)

Такой расчет повторяется необходимое количество раз, а затем строится зависимость Н = f (t).

 

5. 3. 4 Условия и особенности выполнения вертикального подъема

 

Для выполнения вертикального подъема с земли, либо с режима висения необходимо увеличить силу Тyа, т. е. подвести к НВ дополнительную мощность. Увеличение высоты висения производить плавным увеличением φ ОШ несущего винта, не допуская падения его оборотов ниже 89– 1%, с одновременным (координированным) отклонением вперед правой педали и ручки управления вправо (для парирования разворота вертолета влево и кренения влево).

Для точного определения пространственного положения вертолета при вертикальном подъеме рекомендуется направлять взгляд на землю на 10 – 15 м влево.

Вертикальный набор высоты выполняется на номинальном режиме или на взлетном режиме (но не более 6 минут), после чего перейти на пониженный режим работы СУ.

Для сохранения VУнаб. = const при длительном наборе Н требуется увеличение ОШ, так как по мере увеличения высоты происходит уменьшение Δ N, следовательно и VУнаб. и на Н = НСТ практ. VУ = 0, 5 м/с.

Заданную высоту висения выдерживать постоянными незначительными перемещениями рычага общего шага при введенной правой коррекцией. Обороты НВ автоматически сохраняются в пределах 89– 1 – 95% в зависимости от взлетной массы вертолета, высоты висения и атмосферных условий.

Запрещается резкое перемещение рычага ОШ вверх для увеличения VУ наб. , так как это приводит к падению оборотов НВ из-за малой приемистости двигателей. Темп увеличения ОШ – не более 1о/с. При превышении темпа взятия ОШ резко возрастает МСОПР. (равный времени выхода двигателей на взлетный режим). Обороты несущего винта падают, уменьшается тяга НВ и вертолет начинает самостоятельно снижаться с одновременным разворотом влево за счет увеличения МРнв. Это явление называется «перетяжелением» несущего винта. Стремление летчика прекратить снижение увеличением ОШ приводит только к увеличению VУ сниж.

Правильные действия летчика:

- незначительно уменьшить общий шаг НВ, ручкой управления удерживать вертолет от увеличения углов крена и тангажа. В этом случае вертолет или зависнет на меньшей высоте в зоне влияния «воздушной подушки», или приземлится.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...