Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: деловая игра «технология экстракционных фитопрепаратов»




 

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

В настоящее время в медицинской практике важное место принадлежит лекарственным средствам растительного происхождения. Фитопрепараты, получаемые из растений, входят более чем в 85 фармакотерапевтических групп лекарственных средств и в большинстве своем не имеют равноценных синтетических заменителей. В лекарственной терапии некоторых заболеваний используют преимущественно препараты растительного происхождения (противокашлевые, отхаркивающие, слабительные, вяжущие и другие).

Кроме того, препараты растительного происхождения содержат вещества, созданные в живой системе, и поэтому могут органично участвовать в обменных процессах человеческого организма, что позволяет применять их при хронических заболеваниях в течение длительного времени. Именно по этой причине препараты из растительного сырья, как правило, менее аллергенны, чем синтетические лекарственные средства. Они обладают рядом неоспоримых достоинств: низкой токсичностью, легкой усвояемостью человеческим организмом, возможностью длительного их применения без риска возникновения побочных явлений, мягкостью и надежностью действия.

В последнее десятилетие во всем мире наблюдается повышенный интерес практической медицины к фитопрепаратам. Они просты в изготовлении, экономически более выгодны в производстве, чем соответствующие химически чистые вещества, лекарственное растительное сырье является воспроизводимым.

Значительную долю лекарственных препаратов растительного происхождения на фармацевтических производствах получают методом экстракции, поэтому будущему специалисту необходимы как теоретические знания в области технологии экстракционных препаратов, так и их практическое применение.

Деловая игра проводится на основе работы отдела новых технологий фармацевтического предприятия по выпуску экстракционных фитопрепаратов, где осуществляется интенсификация уже существующих, разработка и внедрение новых технологических процессов производства фитопрепаратов, решение вопросов комплексного использования и переработки лекарственного растительного сырья с целью создания малоотходных экологически чистых технологий, технологические и технико-экономические расчеты процесса производства, составление инструкций технологического процесса и оценка качества готового продукта.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

После изучения темы студент должен

ЗНАТЬ:

- задачи и функции отдела новых технологий фитохимического производства;

- теоретические основы процесса экстрагирования лекарственного растительного сырья;

- методы экстрагирования, используемые в производстве фитопрепаратов;

- пути интенсификации экстрагирования лекарственного растительного сырья;

- классификацию и характеристику экстракционных фитопрепаратов;

- технологические схемы производства различных групп препаратов растительного происхождения и используемую аппаратуру;

- современный ассортимент выпускаемых промышленностью экстракционных фитопрепаратов.

УМЕТЬ:

- теоретически обосновывать выбор оптимальной технологии производства фитопрепаратов;

- составлять технологические (рабочие) прописи для получения экстракционных препаратов растительного происхождения;

- проводить расчеты, связанные с подготовкой исходного сырья, проведением технологического процесса производства и стандартизацией фитопрепаратов;

- осуществлять интенсификацию процессов экстрагирования;

- рассчитывать материальный баланс по проведенному технологическому процессу.

 

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-21, ПК-28, ПК-30, ПК-31, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-45, ПК-47, ПК-48

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Задачи и функции отдела новых технологий фитохимического производства.

2. Экстракционные фитопрепараты. Классификация. Характеристика.

3. Теоретические основы процесса экстрагирования лекарственного растительного сырья.

4. Экстрагенты, используемые в производстве фитопрепаратов.

5. Методы экстрагирования в технологии фитопрепаратов.

6. Интенсификация процесса экстрагирования. Инновационные методы экстрагирования лекарственного растительного сырья.

7. Технологические схемы и используемое оборудование в производстве фитопрепаратов.

8. Технологические расчеты и технико-экономические показатели в производстве препаратов из лекарственного растительного сырья.

9. Современный ассортимент фитопрепаратов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы задачи и функции отдела новых технологий фитохимического производства?

2. Дайте определение понятию «экстракционные фитопрепараты». Какова их классификация?

3. Какие физические явления лежат в основе процесса экстрагирования «твердое тело – жидкость»?

4. В чём заключаются особенности экстрагирования свежего и высушенного сырья? Каковы стадии экстрагирования?

5. Перечислите факторы, влияющие на процесс экстрагирования и зависящие от лекарственного растительного сырья, свойств экстрагента и технологического процесса?

6. Перечислите экстрагенты, используемые в технологии получения фитопрепаратов и дайте им краткую характеристику.

7. Какие методы экстрагирования используются в технологии настоек, экстрактов, максимально-очищенных и индивидуальных веществ?

8. Перечислите методы интенсификации процесса производства экстракционных лекарственных препаратов.

9. Какие инновационные методы экстрагирования предлагают ученые на современном этапе?

10. Каковы технологические и аппаратурные схемы производства настоек, жидких, густых и сухих экстрактов, максимально-очищенных препаратов и фитопрепаратов индивидуальных веществ?

11.Какие расчеты проводит технолог-разработчик новых экстракционных фитопрепаратов на этапе подготовки сырья, при проведении процесса экстрагирования и при оценке качества готового продукта?

12. Что такое материальный (технико-экономический) баланс? Для каких целей он составляется? Назовите способы его выражения.

13. Как осуществляется расчет технологического выхода, траты и расходного коэффициента?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Изучите прилагаемый информационный блок и расширьте поиск материала с использованием учебных руководств, периодических изданий (Ремедиум, Новая аптека, Фармацевтический вестник и др.), а также Интернет-ресурсов (заводов-производителей лекарственных средств, поставщиков технологического и аналитического оборудования, включающие видеоролики и фильмы – виртуальные экскурсии, ВИЛАР).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. 1.Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям: учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060108.65 "Фармация" дисциплины «Фармацевтическая технология» /В.А. Быков, Н.Б. Демина, С.А. Скатков, М. Н. Анурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.-С. 7-68, 264-268.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.Государственная Фармакопея Российской Федерации 12-е изд., Часть 1. М. – 2008. -704 с.

2.Государственная Фармакопея СССР/ МЗ СССР. - 11-е изд., доп. -М.:Медицина. Вып. 1: Общие методы анализа. - 1987. – 336 с.: ил. Вып. 2: Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. - 1990. – 397 с.: ил.

3.Промышленная технология лекарств: в 2-х т.: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.И. Чуешов, А.И. Зайцев, С.Т. Шебанова и др.; под ред. В.И. Чуешова.– Харьков: Изд-во НФАУ; МТК-Книга. Т.1, 2 - 2002. - 558 с.: ил.

4.Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 16-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2012. - 1216 с.: ил.

5.Регистр лекарственных средств России (РЛС). Энциклопедия лекарств: ежегод. сб./гл. ред. Г.Л. Вышковский.- М.: РЛС-2008. - Издается с 1993 г. Вып. 16 (2008).- 2007. -1456 с.: ил.

6.Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012. – 1664 с.

7.Фармакопея США: USP 29: Национальный формуляр: NF 24: в 2-х томах: [пер. с англ.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 1720 с., Т. 2. – 1800 с.

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. Электронная библиотека фармацевтического вуза «Консультант студента» www.pharma.studmedlib.ru

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ

1. Разделиться на малые группы (по 4-5 человек). Выбрать координатора группы.

2. Получить задание для каждой группы.

3. Подготовить рабочее место для выполнения задания.

4. Выполнить предлагаемые задания, осуществить необходимые расчеты.

5. Подвести итоги деловой игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...