Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  79




1991 г. разделил все налоги на федеральные, региональные и мест­ные, закрепив их за соответствующими бюджетами.

Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализ­ма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по форму­лированию и использованию внебюджетных фондов представитель­ных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, ор­ганов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета, т. е. объема доходов местного бюджета, по­крывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими ор­ганами власти минимально необходимые расходы. В свою очередь, минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм, то есть показателей минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилишно-бытовыми, социально-культурными и дру­гими услугами.

В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 в ме­ханизм финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами — передача средств из федерального бюджета регио­нальным бюджетам путем формирования фонда финансовой под­держки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также исполь­зоваться и во взаимоотношениях между региональными и местны­ми бюджетами. Применение этого метода способствует объективи­зации межбюджетного распределения средств.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда про­блем. Необходимо привести к полному соответствию полномочия всех уровней власти по расходам с имеющимися у них полномочия­ми по доходам. Передача расходов из бюджетов верхнего уровня в бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами. Следует устранить встреч­ные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансо­вой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз. Надо макси­мально сократить использование такой формы межбюджетных отно­шений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.


30 II- Централизованные государственные и территориальные финансы

Все это требует более четкого разграничения бюджетных пол­номочий между различными уровнями власти; фиксирования в фе­деральных и региональных законодательных актах согласованных пропорций в совместных налогах; создания более эффективного механизма корректировки диспропорций в формировании террито­риальных бюджетов; создания механизма межбюджетных отноше­ний, основанного на принципах прозрачности, гласности, равенст­ве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий; внедрения в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетных методов, основанных на разработке испол­нительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стан­дартов, социальных и финансовых норм.

4. 7. Межбюджетные отношения: принципы и модели

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвя­заны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и орга­нами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Принципы межбюджетных отношений    Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

• распределения и закрепления расходов бюджетов по опреде­ленным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничения (закрепления на постоянной основе и рас­пределения по временным нормативам) регулирующих до­ходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюд­жетных прав муниципальных образований;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности субъектов РФ, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаи­моотношениях с бюджетами субъектов РФ.


\

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...