Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система  31




I

4. Бюджет и бюджетная система                                                                  31

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджет­ных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюд­жеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предпо­лагает использование единой методики расчета нормативов финан­совых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и регио­нальных налогов.

Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Фе­дерации характеризовалось следующими данными (табл. 4. 5).

Таблица 4. 5. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)

 

Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет РФ 50-55
Консолидированные бюджеты субъектов РФ Из них: Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) Местные бюджеты 55-45 20-25 25-20

Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной системы за 2005 г. иллюстрирует табл. 4. 6.

Доходы территориальных бюджетов Для обеспечения расходов тер­риториальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей: (1) собственные доходы и (2) субвенции, получен­ные из фондов компенсации на осуществление отдельных государ­ственных полномочий.


Таблица 4. 6. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2005 г.

Нормативы распределения, %


Консолиди­рованный бюджет РФ


Феде- Террито-ральный риальные бюджет бюджеты


 

Бюдже­ты субъ- Местные бюджеты Бюджеты муници- Бюдже-
ектов (консолиди- пальных ты посе-
РФ рованные) районов лении

 


Налоговые доходы (включая доходы от ЕС Н и целевые бюджетные фонды)

Налог на прибыль организаций Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налог на добавленную стоимость Акцизы на этиловый спирт-сырец и акцизы на спиртосо­держащую продукцию Акцизы на алкогольную про­дукцию

Акцизы на пиво Акцизы на табачные изделия Акцизы на бензин автомо­бильный

Акцизы на легковые автомо­били и мотоциклы Акцизы на природный газ Акцизы на дизельное топливо


 

100, 0 24, 0 76, 0 76, 0
100, 0   100, 0 50, 0
100, 0   100, 0 100, 0
100, 0 100, 0    

50, 0

50, 0

50, 0

100, 0

 

100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0   100, 0 100, 0
100, 0 40, 0 60, 0   60, 0
100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 40, 0 60, 0   60, 0

50, 0


25, 0


25, 0


Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощен­ной системы налогообложения Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

Налог на имущество физиче­ских лиц

Налог на имущество органи­заций

Налог на имущество, прехо­дящего в порядке наследова­ния и дарения

Налог на операции с ценными бумагами

Налог на добычу нефти Налог на добычу газового конденсата

Налог на добычу газа горючего Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и об­щераспространенных полезных ископаемых)

Налог на добычу общераспрост­раненных полезных ископаемых Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти)


-. —

Окончание табл. 4. 6

Нормативы распределения, !


 


Консолиди­рованный бюджет РФ


Феде- Террито-ральный риальные бюджет бюджеты


Бюдже­ты субъ­ектов РФ


Местные бюджеты (консолиди­рованные)


Бюджеты муници­пальных районов


Бюдже­ты посе­лений


 


' '        
100, 0   100, 0 100, 0    
100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 100, 0 51, 3 48, 7 100, 0 100, 0 28, 7 20, 0 100, 0 100, 0 20, 0 100, 0 100, 0
100, 0 100, 0 100, 0 100, 0        

30, 0

70, 0

Платежи за пользование лес­ным фондом Водный налог Земельный налог Единый сельскохозяйствен­ный налог

Сбор за пользование объекта­ми водных биологических ре­сурсов (исключая внутренние водные объекты) Сбор за пользование объекта­ми водных биологических ре­сурсов (по внутренним вод­ным объектам)

Сбор за пользование объекта­ми животного мира Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции Государственная пошлина Транспортный налог Торговый сбор Доходы целевых бюджетных фондов Единый социальный налог


100, 0 100, 0 100, 0

90, 0

100, 0


100, 0

100, 0         100, 0

100, 0

60, 0

30, 0


 

  100, 0
30, 0 30, 0
30, 0  

15, 0


100, 0 15, 0

 


4. Бюджет и бюджетная система



Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствую­щими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами госу­дарственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональ­ных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

(1) Трансферты выделяются территориальным бюджетам из соз­данных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки терри­торий, фонды территориального развития и др. ).

(2) Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозврат­ной основах для покрытия текущих расходов.

(3) Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на без­возмездной и безвозвратной основах для осуществления це­левых расходов.

(4) Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае неце­левого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами вла­сти, выдавшими эти средства.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов не­совершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое на­строение. Такая практика передачи средств не способствует разви­тию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, несмотря на все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наде­ления территориальных бюджетов необходимыми средствами нель­зя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотаций этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчисле­ний от неустойчивых источников доходов их положение может


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...