Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

36 "• Централизованные государственные и территориальные финансы




36 " • Централизованные государственные и территориальные финансы

быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоя­щих бюджетов. И в целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дота­ций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и прово­димой политики в области охраны окружающей среды, наличия ис­торических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить терри­ториальное формирование доходов. Местные же источники не в со­стоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером мо­гут служить города и поселки-курорты, города — исторические и ар­хитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же сле­дует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Разделение доходов территориальных бюджетов на собственные и субвенции из фондов компенсации создает сложности в процессе управления этими бюджетами. Так, отнесение почти всех доходов местных бюджетов к числу собственных и тем самым их искусст­венное завышение в значительной степени имеют политическую подоплеку. Это связано с тем, что многие годы признавалось отсут­ствие независимости местных бюджетов из-за незначительного раз­мера в них собственных доходов.

Однако путь к решению этой проблемы стали искать не на ос­нове увеличения местных налогов, что должно было привести к перераспределению средств между ними и федеральными налогами, а на основе перечисления к собственным доходам местных бюдже­тов почти всех поступлений из вышестоящих бюджетов.

С экономической точки зрения такое отнесение доходов может быть и оправдано. Действительно, если средства переданы из вы­шестоящих бюджетов в нижестоящие, и тем более на долговремен­ной основе, то их можно считать собственными доходами.

Однако если рассматривать такие действия с юридической по­зиции и с позиции управления этими источниками, то признать их собственными вряд ли оправдано. Юрисдикция на федеральные и региональные налоги находится у федеральных и региональных ор­ганов власти. Местные органы власти не вправе вносить изменения ни в законодательные, ни в инструктивные документы, регулирую­щие статус, величину и порядок взимания этих налогов. Это в свою очередь ограничивает процесс управления местными властями та­кими налогами.


4. Бюджет и бюджетная система                                                    87

Исходя из этих соображений, тем более вряд ли можно при­знать собственными доходами. местных бюджетов безвозмездные и безвозвратные перечисления, к которым относятся дотации, суб­венции, субсидии и средства, полученные по взаимным расчетам. Цель их — оказание финансовой помощи территориям. Финансо­вая помощь не может оказываться на долговременной основе. До­тации, субвенции и субсидии должны быть конкретны и адресны, поэтому они чаще всего рассчитаны на короткий период. Таким образом, отнесение их к долговременным источникам, а следова­тельно, и к собственным доходам неправомерно.

Классификация источников формирования территориальных бюджетов

Для улучшения управления бюджетным процессом, в том числе повышения уровня управления бюджетными доходами, необходим их постоянный анализ. В свою очередь, для этого нужно четкое разграничение доходных источников и классификация их на основе критерия принадлежности субъекту управления, т. е. надо исходить из того, может ли субъект управления (территориальный орган вла­сти) воздействовать на величину этих источников, время их поступ­ления в бюджет, направления использования и т. д.

Учитывая все эти обстоятельства, нами предлагается все источ­ники формирования территориальных бюджетов разделить на четы­ре группы: собственные, перераспределяемые, заемные, привлечен­ные средства.

Собственные доходы — средства, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, админист­ративных, хозяйственно-экономических решений. То есть это дохо­ды, полученные в результате собственных действий.

Такая трактовка этих доходов отражает уровень самостоятельно­сти территориальных органов власти. Доходы же, полученные в ви­де финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, даже если они формально (на основе законодательного акта) причислены к собственным доходам, рассчитаны по единой методике и уста­новлены на ряд, не прибавляют финансовой самостоятельности территориальным органам власти, и поэтому их причисление к соб­ственным доходам не правомерно.

К собственным доходам можно отнести:

• доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных — для бюджетов муници­пальных образований);

• доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собст­венности территориальных органов власти;


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...