Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В педагогической деятельности




На объективность и адекватность оценки (самооценки) педагогической деятель­ности, создание благоприятных условий для профессионального роста мастер­ства, непрерывного самосовершенствования личности и труда учителя суще­ственное влияние оказывает способность человека к построению и использова­нию прогноза, основным продуктом которого является знание о будущем.

Прогнозирование как любая сознательная деятельность представляет со­бой единство содержательного, операционного и мотивационнсго компо­нентов.

Содержательная сторона прогнозирования включает его основания — знания, не­обходимые для получения прогноза (о развитии процесса или явления в прошлом, о циклах повторяемости объектов прогноза, знание закономерностей и теорий). Операционный состав прогнозирования включает следующие умственные дей­ствия: установление причинно-следственных связей, реконструкцию и преобра­зование представлений, выдвижение и анализ гипотез, планирование. Мотивация как компонент прогнозирования проявляется многопланово. Спе­цификой мотивов прогнозирования является то, что они фиксируют желаемое будущее, побуждают к активной деятельности с целью снимания этого проти­воречия между нежелательным настоящим и желательным*будущим.

 

  Построение и использование прогноза (А. А. Регуш)  
  Построение прогноза  
                         
  Овладение основами прогноза Учет условий, влияющих, на прогноз Прогноз и его формы Использование прогноза  
  ♦ Научное знание предмета ♦ Знание учебного предмета ♦ Знание возраст­ных и индивиду­альных особен­ностей учеников * Использование опыта педагоги­ческой деятель­ности   ♦ Состояние учителя ♦ Особенности коллектива класса ♦ Уровень готовности к уроку и общению   ♦ Планы ♦ Последствия ♦ Модели ♦ Гипотезы   ♦ Обоснованный отбор содержа­ния и методов ♦ Организация деятельности учителя ♦ Организация деятельности учащихся  
                         

КОНТРОЛЬ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль — неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, выделяют три основ­ных его вида: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния по­знавательной сферы. Трудность для учителя состоит в том, что пробелы в зна­ниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения.

Текущий контроль

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обратная связь составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Требования к организации текущего контроля:

1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным.

2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданием.

3. В конце первого и второго этапов, а также на последних этапах, внешний контроль должен быть эпизодическим — по требованию обучаемого или приналичии у него систематических ошибок.

Итоговый контроль

В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Требования к организации итогового контроля:

1. Соответствие содержания итогового контроля задачам, составляющим цели обучения. Умение использовать содержание изученного предмета (раздела) при решении этих задач и означает, что цели обучения данному предмету достигнуты.

2. Валидность контроля, т. е. соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Итоговый контроль должен удовлетворять требованиям двух видов валидности: содержательной (связанной с предметными знаниями) и функциональной (соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю).

3. Надежность контроля, понимающаяся как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле.

Известно, что итоговый контроль выражается в виде числа (оценки). Оценке пред­шествует качественный анализ усвоения и более низкому качеству соответствует меньшее число, чем более высокому (по одним и тем же характеристикам).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...