Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая социальная перцепция




Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно ак­туальной. С уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекват­ностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности.

Способы (механизмы) межличностного восприятия в педагогическом общении

Идентификация — неосознанное отождествление себя с другим либо сознатель­ная мысленная постановка себя на место другого.

Рефлексия — логическая форма познания личностных особенностей себя и дру­гих людей. Она предполагает попытку логически проанализировать некие при­знаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обоб­щение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкрет­ных случаях взаимодействия.

Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чув­ствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинако­ва. Выделяют три уровня развития:

♦ первый уровень — низкий: общаясь с учеником, педагог проявляет своеоб­
разную слепоту к его состоянию, переживаниям, намерениям;

♦ второй уровень — средний: по ходу общения у учителя возникают отрывоч­
ные представления о переживаниях другого человека;

♦ третий уровень — высокий: умение сразу войти в состояние ученика не толь­
ко в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодей­
ствия.

Проецирование — неосознанная склонность приписывать другим свои собствен­ные мотивы, переживания, качества.

Децентрация — способность педагога отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Стереотипизация — упрощение представлений о других группах людей, о кото­рых мы располагаем скудной информацией. Можно выделить шесть групп со­циально-перцептивных стереотипов [44]:

1) антропологические стереотипы — оценка внутренних, психологических
качеств человека, оценка личности зависит от особенностей его физиче­
ского облика;

2) этнонациональные стереотипы — психологическая оценка человека опо­
средована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической
группе;

3) социально-статусные стереотипы — оценка личностных качеств чело­
века зависит от его социального статуса;


4) социально-ролевые стереотипы — оценка личностных,.качеств человека
зависит от его социальной роли, ролевых функций; *?

5) экспрессивно-эстетические стереотипы — оценка личности зависит от
внешней привлекательности человека; «.v>,,-r...

6) вербально-поведенческие стереотипы — оценка личности зависит от внеш­
них особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мими­
ки, пантомимики и т. д.).

Кроме стереотипов, необходимо отметить такие факторы, мешающие правиль­но воспринимать и оценивать людей, как:

предубеждения — эмоциональная оценка людей как хороших или плохих,
не зная мотивов их поступков;

установка — неосознанная готовность человека определенным привычным
образом воспринимать и оценивать людей и реагировать определенным, за­
ранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации;

эффект «ореола» — первоначальное отношение к какой-то одной частной
стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее
впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств;

эффект «проецирования» — по аналогии с собой другому человеку припи­
сываются собственные качества и эмоциональные состояния;

эффект «первичности» — первая услышанная или увиденная информация о
человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, спо­
собной влиять на последующее отношение к этому человеку;

эффект «последующей информации» — однажды полученная негативная,
последующая информация о человеке может перечеркнуть все прежние мне­
ния о нем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...