Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная Я-концепция педагога





Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система ус­тановок относительно собственной личности.


 


Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-конценции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть ре­альной и идеальной.

Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концеп­ции личности.

Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «са­моотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отно­шения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выраже­нием самоотношения.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять два аспекта.


1. Операционально-деятелъност-ный аспект самооценки, который связан с оценкой себя как субъек­та деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентно­сти (системы знаний).


2. Личностный аспект профессио­нальной самооценки, который выра­жается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».


Самооценка по этим двум аспектам не всегда согласована.

Дискордантность (рассогласование) самооценки по оперционально-деятельност-ному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, про­фессиональную успешность и профессиональное развитие.


В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: cj> Самооценку результата, которая связана с оценкой достигнутого (в общем

и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность

достижениями. s

с£> Самооценку потенциала, которая связана с оценкой своих профессиональных

возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих

силах.

Низкая самооценка результата вовсе не всегда говорит о «комплексе про­фессиональной неполноценности». Напротив, в сочетании с высокой само­оценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития.


Раздел V

Социальная педагогическая

Психология

Педагогическое общение

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечива­ющих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Процесс общения преподавателя и учащихся может складываться в двух край­них вариантах:

<г взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, разви­тие способности прогнозировать поведение друг друга;

<v разлад, отчуждение, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащи­мися.

1. Автократический (самовластный) стиль предполагает осуществление препо­
давателем единоличного управления коллективом учащихся, не позволяя им выс­
казывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъяв­
ляет ученикам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением.

2. Авторитарный (властный) стиль допускает возможность для учащихся уча­
ствовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в
конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками.

3. Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мне­
ний учащихся. Он стремится понять, убедить их, а не приказывать, ведет диа­
логическое общение «на равных».

4. Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как
можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически уст­
раняется от руководства ими.

5. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда пре­
подаватель устраняется от руководства учащимися либо идет на поводу «их
желаний».

6. Непоследовательный, алогичный стиль предполагает использование препо­
давателем в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоциональ­
ного состояния любого из названных стилей руководства.


Стили педагогического общения (В. А. Канн-Калик)

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогиче­ского общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его от­
ношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения, предполагающее увлеченность
общим делом. Педагог выполняет роль наставника.

3. Общение-дистанция, которое постоянно прослеживается во взаимоотноше­
ниях во всех сферах: в обучении (со ссылкой на авторитет и профессионализм),
в воспитании (со ссылкой на жизненный опыт и возраст).

4. Общение-устранение, являющееся негативной формой общения, антигуман­
ной, вскрывающей педагогическую несостоятельность.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся
к популярности. '

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...