Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)




Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобре­тательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечаю­щим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая мето­дичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, кон­троля знаний учащихся) сочетается с малым стандартным набором используе­мых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащих­ся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.


Личность педагога

Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитатель­ное влияние обучения (П. Ф. Каптерев).

Свойства личности учителя (П. Ф. Каптерев)

Еще в начале XX в. П. Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные фак­торы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
  Свойства. личности педагога  
    t        
  Специальные свойства   Личностные  
      нравственно-волевые свойства  
    Свойство    
    объективного характера   —► беспристрастность  
    Заключается:     (объективность)  
    ♦ в степени знания учите­лем преподаваемого пред-    
    мета ♦ в степени научной подго­товки по данной специ­альности, по родственным предметам, в широком образовании   ■*■ внимательность  
     
  чуткость (особенно к слабым ученикам)  
 
    ♦ в знакомстве с методоло­гией предмета, общими    
    дидактическими принци­пами * в знании свойств детской натуры, с которой учите­лю приходится иметь дело.     добросовестность  
     
  стойкость  
         
  Свойство   выдержка  
 
  субъективного характера    
    Заключается: ♦ в преподавательском ис­кусстве ♦ в личном педагогическом        
  >■ самокритичность  
       
  таланте и творчестве.   -► подлинная любовь к детям  
             
                 

Структура субъективных факторов (Н. В. Кузьмина)

По мнению Н. В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает:

♦ тип направленности;

♦ уровень способностей;

♦ компетентность, в которую входят:

 

♦ специально-педагогическая компетентность;

♦ социально-психологическая компетентность;

♦ дифференциально-психологическая компетентность;

♦ аутопсихологическая компетентность.

Существенна здесь предложенная дифференциация самой компетентнос­ти и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компе­тентность. Она базируется на понятии социального института как устойчи­вой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного ре-ч агирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать меж­личностные события.

Личностная направленность является одним из важнейших, субъективных фак­торов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по мнениюН. В. Кузь­миной, три типа направленности:

• истинно педагогическую;

• формально педагогическую;

• ложно педагогическую.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких резуль­татов в педагогической деятельности. Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащихся сред­ствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащихся в знании, носителем которо­го является педагог. Основным мотивом истинно педагогической направленно­сти является интерес к содержанию педагогической деятельности.

Структура субъектных свойств учителя (А. К. Маркова)

По мнению А. К. Марковой, структура субъектных свойств может быть пред­ставлена следующими блоками характеристик.

/ Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональ­ные умения, психологические и педагогические знания. / Субъективные характеристики^ психологические позиции, мотивация,

«Я-концепция», установки, личностные особенности. К важнейшим профессиональным качествам педагога относятся:

□ эрудиция,

□ целеполагание,

□ практическое и диагностическое мышление,

□ интуиция,

□ импровизация,

□ наблюдательность,

□ оптимизм,

□ находчивость,

□ предвидение, j

□ рефлексия.

Психологический портрет учителя любого учебного предмета включает следую­щие структурные компоненты:

О индивидуальные качества человека, т. е. его особенности как индивида — темперамент, задатки и др.;

О его личностные качества, т. е. его особенности как личности — социальные сущности человека;

cj> коммуникативные (интерактивные) качества;

Ф статусно-позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в кол­лективе;

Ф деятельностные (профессионально-предметные);

О внешнеповеденческие показатели.

Структурно-иерархическая модель личности учителя (Л. М. Митина) Самый высокий уровень в иерархической модели личности учителя Л. М. Ми-тиной занимают педагогические способности — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные, которые рассматриваются как особая комбина­ция личностных качеств и свойств.

Центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя Л. М. Митиной составляют такие профессионально важные качества, как:

• педагогическое целеполагание (ПЦ);

• педагогическое мышление (ПМ);

• педагогическая направленность (ПН);

• педагогическая рефлексия (ПР);

• педагогический такт (ПТ).

Каждое из этих качеств представляет собой комбинацию из наиболее элемен­тарных и частных личностных свойств, которые формируются в деятельности, в общении и в определенной степени зависят от наследственных задатков. Основным в формировании структуры личности учителя является педагогиче­ская направленность (ПН) его деятельности.


  Десять групп профессионально значимых качеств учителя (В. Г. Рындак)  
  I. УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ  
    1. Общая культура учителя. 2. Знание преподаваемого предмета. 3. Знание методики преподаваемого предмета. 4. Знание философии образования. 5. Знание психологии. 6. Знание ведущих педагогических технологий и инноваций. 7. Знание социологии. 8. Знание физиологии. 9. Знание процессов становления и развития мыслительной деятель­ности ученика, его способностей.    
       
  П. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ  
    1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету. 2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию. 3. Наличие у учащихся прочных умений и навыков самостоятельного использования знаний по предмету в учебной и внеурочной деятельно­сти, навыков учебного труда. 4. Сформированность творческих способностей учащихся, способнос­тей к саморазвитию. \ 5. Развитие волевых качеств личности учащихся, способности к само­воспитанию. 6. Развитие мышления учащихся.    
       
  III. ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ  
    1. Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования. 2. Умение систематически расширять свои знания путем пристально­го изучения опыта коллег. 3. Умение добывать новые знания из реального педагогического процесса. 4. Умение изучать личность учащихся и способности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий, влияющих на ре­зультаты обучения и воспитания. 5. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с це­лями и условиями ее протекания. 6. Умение методически анализировать и практически оценивать учеб­ный материал, учебные пособия, средства обучения и творчески их использовать.    
     

Десять групп профессионально значимых качеств учителя

(В. Г. Рындак) (продолжение)

IV. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ

1. Планирование урока и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, ступенями обучения, с учетом меж­предметных связей.

2. Планирование обучения с учетом психологических закономернос­тей овладения предметом, предвидение возможных затруднений уча­щихся.

3. Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению материалом и предвидения их сложностей для учащих­ся.

4. Определение наиболее эффективных методов и приемов ведения уро­ка.

5. Планирование внеклассной работы в единстве с целями и задачами учебно-воспитательного процесса по предмету.

6. Умение проектировать и создавать элементарные наглядные посо­бия в соответствии с задачами урока.

7. Умение методически целесообразно использовать средства нагляд­ности и ТСО на уроках и во внеклассной работе.

8. Планирование творческих работ и домашних заданий.

V. КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ

1. Выбор оптимальных приемов и способов обучения с учетом общих и частных целей обучения.

2. Отбор и дозировка необходимого материала с учетом его особеннос­тей и уровня подготовки учащихся.

3. Расположение материала от легкого и простого к более трудному и сложному.

4. Определение места и характера демонстрационного эксперимента на уроке.

5. Расположение задач и упражнений, в порядке увеличения их труд­ности для учащихся.

6. Определение объектов и способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.

7. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности, выбрать общие, групповые и индивидуаль­ные формы работы.

8. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому.

9. Определение характера руководства работой учащихся на каждом уроке и возможных вариантов изменения хода урока.


Десять групп профессионально значимых качеств учителя

(В. Г. Рындак) (продолжение)

VI. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ

1. Организация классного коллектива и педагогически целенаправ­ленное управление его деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива учащихся на протяжении всего курса обучения.

2. Организация своей деятельности и деятельности учащихся в целях реализации намеченного плана урока с соблюдением основных прин­ципов научной организации педагогического труда.

3. Рациональное сочетание коллективной, групповой и индивидуаль­ной деятельности и взаимопомощь учащихся.

4. Организация факультативных занятий по предмету с учетом инте­ресов учащихся.

5. Организация деятельности учащихся по созданию средств нагляд­ности и ТСО.

6. Реализация, оценка и корректировка намеченных планов по вне­классной работе.

7. Использование многообразных форм включения учащихся в учеб­ную, трудовую, общественно полезную деятельность, обучение их са­моорганизации.

8. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических задач.

9. Использование новых, передовых приемов общения.

VII. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

1. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты (учи­тель—класс, учитель—ученик, ученик—класс, ученик—ученик).

2. Умение раскрывать систему перспективных линий развития кол­лектива и личности каждого, внушать уверенность в успехе.

3. Нахождение наиболее сильных сторон личности учащегося и вну­шение ему уверенности в себе.

4. Проявление требовательности и справедливости во взаимоотноше­ниях с учащимися.

5. Воздействие на учащихся на основании признания авторитета.

6. Установление и развитие педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками педагогического процесса.

7. Предотвращение и разрешение конфликтов.


Десять групп профессионально значимых качеств учителя (В. Г. Рындак) (окончание)
  VIII. НАПРАВЛЕННОСТЬ  
  1. Единство слов и дела. 2. Любовь к своей профессии. 3. Ответственность, добросовестность. 4. Увлеченность делом, трудолюбие. 5. Творчество в учебно-воспитательной работе. 6. Любовь к своему предмету. 7. Любовь к детям.  
       
  IX. ХАРАКТЕР  
  1.Уравновешенность. 2. Инициативность. 3. Требовательность. 4. Справедливость. 5. Чуткость. 6. Терпеливость. 7. Чувство такта. 8. Чувство юмора. 9. Общительность. 10. Жизнерадостность, оптимизм. 11. Доброжелательность. 12. Искренность.  
       
  X. СПОСОБНОСТИ  
  1.Ясность и критичность ума, изобретательность. 2. Развитое воображение. 3. Целенаправленная память. 4. Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция. 5. Наблюдательность, внимание. 6. Артистические способности.  
     

Педагогические способности

Педагогические способности определяются как индивидуально-типологи­ческие особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и ее успешному выполнению.

Классификация педагогических способностей

(В. А. Крутецкий)

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [25].

1. Дидактическая

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей. Прейодносить материал или проблему ясно и понятно, вызы­вать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятель­ную мысль.

2. Академическая

Способность к соответствующей области наук (к математике, физике, био­логии, литературе и т. д.).

3. Перцептивная

Способность проникать во внутренний мир ученика; психологическая на­блюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевая

Способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторская

Во-первых, способность организовать учебный коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правиль­но организовать свою собственную работу.

6. Авторитарная

Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащих­ся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.


Классификация педагогических способностей

(В. А. Крутецкий) (окончание)

7. Коммуникативная

Способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к уча­щимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зре­ния, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностическая способность)

Способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося.

9. Способность к распределению внимания

одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

Классификация педагогических способностей

(Н. В. Кузьмина)

В настоящее время концепция педагогических способностей, разрабатыва­емая Н. В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную систематическую трактовку.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Перцептивно-рефлексивные педагогические способности

Включают «три вида чувствительности»:


Чувство объекта

связано с эмпатией и оценкой

совпадения потребностей

учащихся с требованиями


Чувство меры или такта


Чувство причастности


Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.


Классификация педагогических способностей

(Н. В. Кузьмина) (окончание)

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Проективные педагогические способности

Соотносятся с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения

Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методиками обучения учащихся, в изобретении способов обучения; они обеспечивают накопление информации учителя о сво­их учениках, о самом себе.

Проектировочные способности проявляются в способности предста­вить конечный результат воспитывающего обучения.

Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, чув­ствительности к построению урока, в наибольшей степени соответ­ствующего заданной цели развития и саморазвития обучающихся.

Коммуникативные способности проявляются в установлении кон­такта, педагогически целесообразных отношений; обеспечиваются:

способностью к идентификации

чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся

хорошо развитой интуицией

суггестивными свойствами

фактором речевой культуры (содержательность, воздейственность)

(по Л. Д. Столяренко)

Организаторские способности проявляются в избирательной чув­ствительности к способам организации учащихся в группе, в освое­нии учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоор­ганизации собственной деятельности педагога.


Классификация педагогических способностей (Н. А. Аминов) Успешность, по мнению Н. А. Аминова, выступает в качестве основы диффе­ренциации педагогических способностей. Выделяются два ее вида:

индивидуальная (достижения человека по отношению к самому себе во вре­
мени);

социальная (достижения одного человека по отношению к другим людям).
Первый вид — это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй — конку­
рентоспособность.

"Терминальные способности (собственно способности) исследователь определяет как индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентоспособность, т. е. успешность в ситуации соперничества (соревнова­ния) с другими на любом поприще.

Инструментальные способности Н. А. Аминов рассматривает как способы (пси­хологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реали­зации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы:

♦ общие (перцептивные) способности;

♦ специальные способности:

 

♦ эмоциональные,

♦ волевые,

♦ мнемические,

♦ аттенционные,

♦ имажинативные (представления).

Терминальная способность (повышающая конкурентоспособность) к педа­гогической деятельности предполагает в своей структуре преобладание со­противляемости к развитию синдрома эмоционального сгорания (истоще­ния эмоциональных ресурсов).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...