Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к работе по развитию связной речи




Введение

В последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления тяжелых речевых наруше­ний у детей. Специалисты, изучающие развитие речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ков­шиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.). утверждают, что чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, тем лучше будут ожидаемые результаты. Особенно это касается категории детей с общим недораз­витием речи (ОНР).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято по­нимать системное нарушение речи, при котором оказыва­ются ^сформированными или недоразвитыми основные компоненты языковой системы. У детей данной категории страдает как произносительная (звуковая), так и семан­тическая (смысловая) сторона речи. Также отмечаются различные вторичные отклонения в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), что создает дополнительные затрудне­ния в обучении и воспитании детей. В классической лите­ратуре (Р.Е. Левина) выделено три уровня развития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР, - от отсут­ствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетиче­ского недоразвития. Общее недоразвитие речи может на­блюдаться при сложных формах детской речевой патоло­гии: алалии, афазии, а также ринолалии и дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. У детей дан­ной категории специалисты отмечают более позднее начало речи (первые слова и фразы появляются к трем-четырем, а иногда даже к пяти годам). Речь детей с ОНР малопонят­на для окружающих. В устной речи помимо грубых нару­шений звукопроизношения и недостаточного фонетическо­го оформления наблюдается большое количество аграм-матизмов. Дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям.

Особенно страдает связная речь. У детей с ОНР отмечают­ся трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Экспрессив­ная речь детей с ОНР отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную к нему ситуативную речь, не может сам правильно рассказать о чем-либо и составить собствен­ное связное речевое высказывание.

Речь детей с ОНР отличается бедностью и однообрази­ем синтаксических конструкций. Логопеды отмечают у детей наличие лишь простых нераспространенных, реже распространенных предложений. Однако и в этих пред­ложениях у большей части детей наблюдаются многочис­ленные ошибки: нарушение порядка слов, согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, неправильное употребление слов. Затруднения касаются и подбора слов, имеющих абстрактное значение, родствен­ных слов, синонимов и антонимов, относительных прила­гательных, приставочных глаголов.

При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок дети затрудняются выделить основную мысль по­вествования. Часто наблюдаются ошибки в передаче логи­ческой последовательности событий, смысловые пропуски. Дети с ОНР не вполне понимают смысл прочитанного, опу­скают при пересказе существенные для изложения детали, нарушают последовательность повествования, допускают повторы, затрудняются в подборе необходимых слов.

Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными. Дети ограничиваются перечислением изображенных на карти­нах отдельных предметов и их частей, действующих лиц и выполняемых ими действий. Причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания этих детей.

Доказано, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленно­го обучения. В связи с этим формирование связной моно­логической речи дошкольников с ОНР приобретает перво­степенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В данном пособии обобщена многолетняя работа авто­ра по развитию связной речи у детей с ОНР. Предлагае­мое методическое пособие (оно стоит вторым в нижесле­дующем перечне) входит в комплект «Развиваем связную речь детей 4-5 лет с ОНР», который включает:

1) методическое пособие с тематическим планировани­ем, календарными планами и конспектами подгрупповых занятий;

2) методическое пособие с тематическим планирова­нием, календарными планами и конспектами фрон­тальных занятий;

3) годовое понедельное планирование работы логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР;

4) годовое понедельное планирование работы воспитате­ля в средней логопедической группе для детей с ОНР;


5) три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»);


6) демонстоационные материалы к занятиям по развитию связной речи (большие и маленькие иллюстрации)*.

В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и подгрупповых занятий логопеды могут ис­пользовать следующие пособия Н.Е. Арбековой:

-Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактичес­кий материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. - 16 с. Выпуск 2. Мир животных. - 16 с. Выпуск 3. Мир человека. - 16 с. Семьи домашних животных. - 16 с.

-Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011.

«Овощи» и «Фрукты». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

* Иллюстрации, необходимым для проведения занятий, представлены в пособиях Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Сюжетные картины к конспектам занятий логопеда» (большие иллюстрации) и «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам занятий логопеда (маленькие иллюстрации).

 


Методические указания к работе по развитию связной речи

У детей 4-5 лет сОНР

Проблема коррекции речи, воспитания и обучения де­тей с ОНР решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, физкультурного и му­зыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Помимо формирования пра­вильного произношения и фонематического слуха, специ­альные занятия по развитию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей под­готовки детей к школе. Все логопедические занятия стро­ятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики. Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.

К основным задачам логопедических занятий в средней группе относятся:

-развитие понимания речи;

- расширение словарного запаса детей;

- формирование практических навыков словообразо­вания и словоизменения;

- обучение детей ведению диалога;

- обучение детей составлению пересказа;

-обучение детей составлению рассказов различных видов;

-обучение детей самостоятельному рассказыванию.


День недели Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
Первый период обучения
Понедельник - Развитие связной речи (подгруппа 1). Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Вторник -   На усмотрение логопеда
Среда - Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Четверг -   На усмотрение логопеда
Пятница - Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
второй и третий периоды обучения
Понедельник   Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Вторник Занятия по коррекции звуко-произношения и обучению детей грамоте   На усмотрение логопеда
Среда   Развитие связной речи (подгруппа 1) Развитие связной речи (подгруппа 2) На усмотрение логопеда
Четверг Занятия по произношению и обучению детей грамоте   На усмотрение логопеда
Пятница Обучение детей связкой речи   На усмотрение логопеда

Логопедическая работа с детьми средней группы по по­собиям комплекта предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Понедельное планирование логопедических занятий каждого периода представлено на с. 8 настоящего пособия.

Таким образом, каждую неделю первого периода обуче­ния (со второй половины сентября по ноябрь включитель­но) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит:

- три подгрупповых занятия по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи (с каждой под­группой детей);

- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Каждую неделю второго и третьего периодов обучения (с декабря по февраль и с марта по май включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит:

-три фронтальных занятия по обучению детей пра­вильному произношению, грамоте и навыкам связ­ной речи (два занятия по обучению детей правильно­му произношению и грамоте, одно занятие по разви­тию связной речи);

- два подгрупповых занятия по развитию лексики (ак­тивного и пассивного словаря), грамматических на­выков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи;

- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматичес-ких навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов обучения (36 недель учебного года) на базе 30-ти лексических тем. Ниже предлагается тематический план и порядок прохож­дения лексических тем.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...