Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Тышлер. Женский портрет. 1934 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930 г.




Александр Тышлер.

Женский портрет. 1934 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Лабас.

Дирижабль и детдом. 1930 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Пётр Кончаловский. Окно. Крым. Балаклава. 1929 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1928 г. бывшие участники «Бубнового валета», «сезаннисты» Илья Иванович Машков, Пётр Петрович Кончаловский, Роберт Рафаилович Фальк и другие, вместе с учениками образовали Общество Московских Художников (ОМХ). В ОМХ входили мастера так назы­ваемого «центра», стремившиеся к гармоничному единству цвета и формы. В 1931 т. часть художников перешла в АХР, и общество распалось.

Владимир Фаворский.

Из серии «Годы революции». 1928 г. Ксилография.

индустрии социализма; оно коман­дировало художников писать всесо­юзные стройки и портреты ударни­ков производства.

Критики и исследователи рас­сматривают искусство 30-х гг. как период неоклассики. О классике спо­рили, её активно использовали. Увле­чение образцами искусства прошлых времён процветало, в то время как са­мостоятельное изучение природы отодвинулось на второй план.

Наиболее именитыми мастерами социалистического реализма 30-х гг. стали бывшие ахровцы А. М. Гераси­мов и Б. В. Иогансон. Герасимов в своих парадных портретах-карти­нах 1938 г. «И. В. Сталин и К. Е. Во­рошилов в Кремле», «Портрет бале-

рины О. В. Лепешинской» достигает почти фотографического эффекта. Работы Иогансона «Допрос комму­нистов» (1933 г. ) и «На старом ураль­ском заводе» (1937 г. ) продолжают традицию передвижников. Худож­ник иногда прямо «цитирует» их в отдельных изображениях.

«Для себя», т. е. вне правил соци­алистического реализма, работали не многие художники. Среди них Александр Давыдович Древин (Древиньш, 1889—1938) и Михаил Ксенофонтович Соколов (1885—1947), которые в интимных, камерных про­изведениях ограничивали себя определённым кругом изобразительных тем. Оба мастера в годы сталинско­го террора были репрессированы.

Александр Древин.

Степной пейзаж с лошадью. 1933 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Соколов. Натюрморт с рыбой. 30-е гг. XX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ

ВРЕМЁН ГРАЖДАНСКОЙ

 И ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

В первые послереволюционные годы искусство плаката переживало рас­цвет. «Шершавым языком плаката» (по выражению поэта и художника Влади­мира Владимировича Маяковского) ре­волюция мобилизовывала доброволь­цев в Красную Армию, объявляла «смерть мировому капиталу», помога­ла голодающим Поволжья, призывала учиться грамоте и сохранять памятни­ки искусства — не было темы, которую бы не затронул плакат.

Авторами самых известных плака­тов стали художники-карикатуристы Моор (Дмитрий Стахеевич Орлов, 1883—1945) и Лени (Виктор Николае­вич Денисов, 1893—1946). Незабы­ваемы по эмоциональной выразитель­ности и силе убеждённости образы красноармейца («Ты записался добро­вольцем? », 1920 г. ) и взывающего о по­мощи старика («Помоги! », 1921 г. ) в плакатах Моора. Острым юмором и точностью социальных характеристик отмечены лучшие работы Дени — «Ан­танта под маской мира» (1920 г. ), «На могиле контрреволюции» (1920 г. ).

Исключительным явлением в исто­рии искусства стала такая необычная форма политического плаката, как «Окна сатиры РОСТА». (РОСТА — Рос­сийское телеграфное агентство, цент­ральный информационный орган совет­ского государства в 1918—1925 гг. ) «Окна РОСТА, — писал Маяковский, — фантастическая вещь. Это обслужива­ние горстью художников вручную стопятидесятимиллионного народища». «Окна» возникли осенью 1918 г. и вы­ходили без перерыва в течение трёх лет, вплоть до окончания Гражданской вой­ны в 1921 г. Вместе с Маяковским пла­каты создавали Михаил Михайлович Черемных (1890—1962) и Иван Андрее­вич Малютин (1891—1932).

Сюжеты для «Окон» рисовали вруч­ную, одновременно сочиняли текст, затем размножали готовые листы по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимуществом рисованного плаката по сравнению с ти­ражным в тех условиях была независи­мость от типографии, а значит, воз­можность быстро откликаться на события и использовать не две-три, а несколько красок.

Действие в «Окнах» развивалось последовательно, составляя закончен­ный рассказ. Каждый эпизод сопровож­дался хлёстким и доходчивым стихом. Ясное, легко узнаваемое изображе­ние давалось упрощённым силуэтом. Яркий, без оттенков цвет был символичен: «герои» — Рабочий, Красноар­меец, Матрос, Швея, Прачка — писа­лись красной, а «враги» — Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Бюрократ — чёрной краской. Чёткий ритм строгих линий, отсутствие мелких деталей придавали плакатам стреми­тельность и энергичность.

Мастера отталкивались от традиций народной картинки — лубка. Лаконич­ные и выразительные плакаты были понятны даже неграмотному. «Окна РОСТА», с их общедоступным художе­ственным языком и острой политиче­ской злободневностью содержания, ста­ли новой формой в искусстве.

Героический плакат времён Вели­кой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного пла­ката. Буквально в первые дни войны на улицах появился знаменитый плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе (1902— 1985) «Родина-мать зовёт! » (1941 г. ). Его композиция и образное решение перекликаются с плакатом Моора «Ты записался добровольцем? ».

В начальный, самый тяжёлый пе­риод войны главным героем плакатов был сражающийся советский воин, как, например, в плакате Алексея Алек­сеевича Кокорекина (1906—1959) «За Родину! » (1942 г. ).

С наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагиче­ские сюжеты сменялись образами, все­ляющими уверенность в победе. Таков плакат Виктора Семёновича Иванова (1909—1968) «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! » (1943 г. ).

В годы войны возродились и «Окна РОСТА», названные теперь «Окнами

ТАСС». (ТАСС — Телеграфное агентст­во Советского Союза, центральный ин­формационный орган советского госу­дарства в 1925—1991 гг. ) Их создатели сделали свыше тысячи двухсот выпус­ков. Они были известны и за рубежом.

Тассовские «Окна», как и «Окна РОСТА», объединяли плакат героиче­ский и сатирический. Ведущими мас­терами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдони­мом Кукрыниксы: Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Нико­лай Александрович Соколов (родился в 1903 г. ). Их произведения «Беспо­щадно разгромим и уничтожим врага» (22 июня 1941 г. ), «Потеряла я колеч­ко. (А в колечке 22 дивизии)» (1943 г. ), «На приёме у бесноватого главно­командующего» (1944 г. ) и многие другие, в карикатурной манере изо­бражавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и нена­висть, но и презрение к врагу, укреп­ляли веру в победу.

«Окна ТАСС» выпускались во мно­гих городах и республиках Советского Союза. Как и революционный плакат времён Гражданской войны, политиче­ский плакат 1941 —1945 гг. — одно из ярких и значительных явлений в ис­тории отечественного искусства XX в.

Ираклий Тоидзе.

Родина-мать зовёт! 1941 г. Плакат.

К началу 40-х гг. давление на ху­дожников со стороны власти усили­лось. Был закрыт Музей нового за­падного искусства, где выставлялись произведения импрессионистов — Поля Сезанна, Анри Матисса, других мастеров второй половины XIX — начала XX в.

Во время Великой Отечествен­ной войны 1941 — 1945 гг. наиболь­шее развитие получила массово ти­ражируемая графика, и прежде всего плакат.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...